Современные образовательные технологии в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контроль и оценка результатов освоения модуля повышения квалификации
Тема. Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов:……..

  1. Анализ ситуации.
Обоснование необходимости описания системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования). ФГОС ОУ Педагог
  1. Проблема.
Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы. В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе. Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией. На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д. Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту. Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.
В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса. Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования. Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса: почему возникла необходимость в выполнении проекта? почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта. Цель и задачи Формулирование целей предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем. При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью. Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта. Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени. Участники Необходимо указать основную целевую аудиторию/участников проекта, а также критерии их отбора. Подробно описать качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать.
  1. Планируемые результаты.

Краткосрочные результаты - те итоги, которые получают непосредственно по окончанию проекта.
Долгосрочные - результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.
Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации. Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта.
Например, к результатам проекта можно отнести:
• вид, количество и объем печатной продукции;
• количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
• кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга).
• разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс,
• апробирование новых методик и пр.

  1. Система работы.

Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем. По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта. Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей). Педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий. Педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); участников (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги). Если в проекте запланировано проведение мероприятий - тренингов, семинаров, занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия. Средствами реализации образовательного проекта могут быть: совместная творческая деятельность учащихся и педагога, где ученик и учитель - равноправные партнеры, помощники и консультанты; активная мыслительная деятельность; создание реальных образовательных и социальных ситуаций, в рамках которых учащиеся исследуют, проблематизируют, анализируют, организуют собственную деятельность по достижению поставленных задач. Потому главными средствами в образовательном проекте становятся способность и умение как педагога, так и ученика правильно ставить цель, выявлять существенную проблему и определять четкие задачи по достижению необходимого результата в реальных или имитирующих реальную обстановку ситуациях. Говоря о способах, можно упомянуть такие, как игромоделирование, метод проекта, кейс-метод исследования и т.д. Современные образовательные технологии:

Т.В. Хабарова выделяет следующие технологии (ДОУ):

  • здоровьесберегающие педагогические технологии,
  • технология личностно-ориентированного взаимодействия пе­дагога с детьми,
  • технология проектной деятельности,
  • техноло­гия исследовательской деятельности,
  • технология «Портфолио дошкольника»
  • технология «Портфолио педагога»,
  • информационно-ком­муникативные технологии.
Основые технологии:
  • Технология уровневой дифференциации или уровневое обучение
  • Диалоговая технология.
  • Технология игры
  • Технология ТРИЗ
  • Технология проектного обучения
  • Здоровосберегающие технологии
  • Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Название технологии

Задачи

Формы организации

Личностно-ориентированные технологии

· Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.

· Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

· Приоритет личностных отношений.

· Индивидуальный подход к воспитанникам, сотрудникам ДОУ.

· Субъект-субъектное взаимодействие.

· Игры, занятия, спортивные досуги.

· Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.

· Упражнения, игры, гимнастики, массаж.

· Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Социоигровые технологии

· Развитие взаимодействия «Ребёнок - ребёнок»,

«Ребёнок - родитель»,

«Ребёнок - взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

· Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.

· Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.

· Решение задач социального «закаливания».

· Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.

· Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.

· Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.

· Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

· Сказкотерапия.

· Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

· Тренинги.

· Самопрезентация

Технология проектирования

· Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

· Работа в группах, парах.

· Социально-активные приёмы (методы): метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод рефлексивной деятельности, метод наблюдения, сравнения.

· Беседы, дискуссии.

Здоровьеразвивающие технологии

· Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства.

· Формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, сотрудников, родителей.

· Увеличение резервов здоровья.

· Пальчиковая гимнастика.

· Гимнастика для глаз.

· Дыхательная гимнастика.

· Артикуляционная гимнастика.

· Музыкально-дыхательные тренинги.

· Динамические паузы.

· Релаксация.

· Арттерапия.

· Сказкотерапия.

· Двигательная терапия.

· Музыкотерапия.

· Цветотерапия.

· Звукотерапия

· Песочная терапия.

Управленческие технологии

· Организация образовательной деятельности ДОУ.

· Мониторинг образовательно-воспитательного и оздоровительного процессов.

· Диагностическое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса.

· Работа органов самоуправления.

· Коллективные и индивидуальные формы организационно-методической работы.

· Мониторинг (оценка состояния), методики исследования.

Современные образовательные технологии в начальной школе:

Педагогическое общение

Современные технологии

Повышение уровня профессионального мастерства учителя

Педагогическая диагностика

учебный диалог

проблемно-диалогическое обучение

анализ и самоанализ уроков

понятие нормы

поощрение и наказание

технология развития критического мышления учащихся

индивидуальная карта профессионального роста педагога - стажёра

самонаблюдение

пространство общения на уроке

технология проектного обучения

педагогический опыт

анализ школьной документации

стратегии содействия и противодействия

образовательные технологии ТРИЗ

взаимопосещения

шкалирование

неэффективная коммуникация

ИКТ

профессиональное самоопределение

социометрия

средства языка

исследование на уроке и во внеурочной деятельности

наставничество

профессиональная ориентация.

барьеры общения

технология интегративного обучения

профессиональная ориентация.

кейс-технологии

технология уровневой дифференциации

технология учебных ситуаций

технология использования ЭОР

дистанционное обучение

Этапы реализации: Организационный; Основной: план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение (ниже приведена возможная форма таблицы). Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение

Заключительный.


  1. Диагностический инструментарий

Оценка эффективности

описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики

При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена. При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).

  • методы оценки успешности/эффективности.

Методы оценки - это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта. Самым распространенным методом является анкетирование участников целевой группы до и после обучения или участия в проекте.
Педагог может предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта. Желательно разработать входную, промежуточную и итоговою диагностики.


  1. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

Автор должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, учебно-методических, информационных, организационных, технических и др.).


  1. Список используемых источников.


© 2010-2022