- Преподавателю
- Начальные классы
- Образовательная программа по народоведению 3 класс
Образовательная программа по народоведению 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цыремпилова Б.Г. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рабочая программа занятий по народоведению в начальной школе МБОУ «Дульдургинская СОШ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования. В основу положена государственная программа факультативного курса «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой. Цель курса:
- Воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, уважающих традиции и обычаи своего народа.
- Прививать интерес детей к русской культуре и её традициям.
Задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России;
- создание системных представлений о народной культуре России, её связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;
- формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;
- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);
- развитие художественно - творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества.
3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Общие положения. Планирование курса составлено в соответствии с временами года, календарными народными праздниками, но по усмотрению учителя занятия можно менять местами. Всестороннее знакомство с народным творчеством на уроках помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества: скороговорки, загадки, небылицы, перевертыши, считалки, дразнилки. Курс закладывает основу знаний детей об истории народов России, развитии своего села, об истории и развитии декоративно-прикладных промыслов. Курс органично интегрируется с уроками чтения, письма, развития речи, музыки, искусства, технологии. Но в виде самостоятельного предмета представляется во всей целостности всех видов народного творчества, что очень важно для становления духовного мира ребенка. Курс помогает учащимися осознать общие человеческие ценности и самобытность родной культуры. В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для нашей: "Человек и природа"; "Человек и его семья"; "Человек и родная земля". Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий с детьми выясняем, что главное сокровище человека - познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой. Изучаются ли календарные праздники или традиционные народные промыслы - учитель может на уроке построить материал с учетом особенностей своего региона. Факультативный курс Новицкой посвящён изучению истории, традициям, культуре русского народа. Да вот только народов у нас в России слишком много, чтобы ограничиться одной русской культурой. На Руси всегда чтили традиции, обычаи и праздники. А в праздниках отражается духовная жизнь народа. Потому что народ, умея трудиться, умел веселиться. В результате освоения программы у учащиеся будут сформированы следующие личностные результаты:
- восприятие истории культуры русского народа как явления национальной культуры;
- ценностное отношение к историческому прошлому;
- потребность в познании русской истории, любознательность;
- потребность в развитии своей речи, коммуникативности.
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания);
- умение задавать вопросы;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- умение определять проблему и проводить мини-исследования;
- знание русской истории, традиций русского народа, малых форм русского фольклора;
- умение применять полученные знания на практике, в жизни;
- правильно осуществлять выбор языковых средств.
Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого к четвёртому классу. Занятия по программе «Народоведение» реализуются через разнообразные нестандартные формы:
- КВНы,
- викторины,
- практикумы,
- конкурсы,
- игры.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности:
- игры (дидактические, ролевые),
- ребусы, кроссворды,
- головоломки,
- сказки,
- праздники,
- творческие задания.
Принципы обучения - организация обучения в системе календарно-обрядового цикла; - коллективность творчества; - синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства); - подлинность традиций. Формы контроля:
- опрос,
- тесты,
- сочинения,
- конкурсы,
- викторины.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: К концу обучения дети должны знать влияние природы на жизнь человека в прошлом, народные приметы и традиции; легенды, предания старины; традиционные занятия детей, игрушки, игры; научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни; иметь представления обучения детей в России; владеть историческими сведениями о возникновении символики государства.
По окончании учебного факультативного курса учащиеся должны:
- знать основные народные традиции;
- владеть основами народного календаря;
- иметь представление о своей малой родине;
- уважать и чтить родителей и память предков;
- уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;
- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;
- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.
Литература.
-
М. Короткова «Путешествие в историю русского быта», Москва: «Дрофа» 2006 г.
-
Л. Михеева «Русские народные праздники», Москва: «Дрофа-Плюс» 2007 г.
-
М. Новицкая «Введение в народоведение. Родная земля. 3 класс. Книга для учителя», Москва: «Дрофа» 211 г.
-
Сборник «Русский быт», составитель Н.Астахова, Москва: ООО «Белый город» 2010 г.
-
Т. Тарабина, «Пословицы поговорки», Ярославль «Академия развития», 2013 г.
-
Т. Тарабина, «Тысяча загадок», Ярославль «Академия развития», 2011 г.
-
В. Степанов «Русские пословицы и поговорки в играх», АСТпресс Москва, 2011 г.
-
festival.1september.ru/articles/563385/ Программа «Народоведение» (2-4 кл.) И. Полищук
-
олитературе.рф/4/0.htm Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова, кафедра начального образования
-
wiki.vladimir.i-edu.ru/images/7/77/Harodovedenie.doc
Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Кол-во часов
Внеаудитор-ные занятия
Дата прове-дения
1
Календарь. Народный сельскохозяйственный календарь.
1
2
Народные приметы погоды и урожая.
1
3
Осенние игры и состязания.
1
Игры
4
Празднование сбора урожая на Руси. Осенины.
1
5
Именинные дни (из истории русских имен).
1
Библиотечное занятие
6
Государственные символы России.
1
7
Москва - столица России. Герб и флаг.
1
8
Как строилась Москва.
1
9
Округа. Районы.
1
10
Из истории моего микрорайона.
1
11
Хлеб - чудо земли.
1
12
Русские игрушки из глины.
1
Эксперимент
13
Русские деревянные игрушки.
1
14
Куклы - обереги. Расскажи о своей кукле.
1
Практическая работа
15
Вкусные игрушки.
1
16
Зимние праздники. Изготовление рождественских подарков.
1
Игра-исследование
17
Фольклор. Дразнилки, перевертыши, потешки, небылицы.
1
18
Скоро сказка сказывается…
1
Круглый стол.
19
Читаем былины. Русь былинная.
1
20
Я среди родных и близких.
1
21
Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме.
1
22
Отцы и дети. Произведения об отцах, о мужских профессиях.
1
23
Зимние игры и забавы.
1
Игры
24
Ученье - свет, неученье - тьма. Как учились в старину.
1
25
Из истории отечественной почты. Путешествие письма.
1
26
Трапеза в России в разные времена.
1
27
Символы России. Береза в жизни русских.
28
Цветы России. Стихи и песни о цветах, картины русских художников.
1
29
Летние обряды и традиции. Лекарственные травы.
1
30
«Русская красавица рукоделием славится». Вязание.
1
31
«Русская красавица рукоделием славится». Вышивание.
1
экскурсия в парк
32
Экскурсия «Здравствуй, лето красное!»
1
33
Викторина.
1
мозговой штурм
34
Итоговое занятие.
1
Итого 34 часа