Конспект урока окружающий мир Красная книга

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА

окружающий мир

Класс: 2

Школа: МОУ Сортавальского МР РК Кааламская СОШ

Учитель: Семенченко Татьяна Владимировна

Тема: Красная Книга

Цели:

  • Познакомить детей с Красной книгой, её структурой, некоторыми растениями и животными, внесёнными в неё. Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны. Совместно с учащимися выявить растения и животных ближайшего природного окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. Обсудить, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию

  • Развивать мышление, речь

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным и растениям, умение обобщать, делать выводы

Оборудование: Иллюстрации растений и животных, медиапроектор, компьютер, географическая карта мира, выставка книг, цветная бумага

Оформление доски:

Конспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книга

Красная Книга

Конспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книга

Конспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книга

Конспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книга

Конспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книга

Конспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книга

Конспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книгаКонспект урока окружающий мир Красная книга

Ход урока:

I Организационный момент

Приветствие, проверка готовности

II Сообщение темы и целей урока. Введение в тему

(1 слайд)

Посмотрите на нашу планету. Сколько на ней красивых животных и растений.

Но почему они вдруг начали исчезать? (ответы детей)

Сегодня мы и поговорим о том, как человек влияет на то, чтобы эта красота не исчезла.

III Новая тема


  1. Рассказ учителя об организациях по охране природы

В мире существует много различных организаций по охране природы. Но самые крупные - это GREENPEACE и Международный союз охраны природы. (слайд 2)

Уже в 1949 г. МСОП начал собирать информацию о редких животных и растениях. Понадобилось 14 лет, чтобы в 1963 г. появилась первая Красная книга МСОП (Red Data Book). Именно об этой книге мы сегодня и будем говорить.

А проведём мы урок в форме дискуссионного клуба. Представим себе, что вы - это учёные экологи, биологи. У нас в клубе сегодня присутствуют представители прессы.


  1. Учёные подсчитали, что за последние четыреста лет вымерло около 150 видов животных. Причем более половины вымерших видов исчезли за последние пятьдесят лет и почти все по вине человека. Поэтому учёные создали Красную книгу. Цвет книги - красный (слайд 3) Почему? (ответы учащихся)

Красная Книга состоит из двух томов. 1 том - животные, 2 том - растения (слайд 4)

Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном или растении, можно сразу определить, в каком положении оно находится.

Давайте совершим путешествие по страницам Красной Книги.


  1. Рассказ учителя и сообщения учащихся

Сначала идут чёрные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. (слайд 5). (На доску прикрепляется страница) Вот только некоторые животные, которых можно встретить на этих страницах. А об одном из них, о странствующем голубе, послушаем.

Странствующий голубь - очень красивая птица. Эти птицы обитали в старых лиственных лесах, где находили обильный корм: буковые орехи, каштаны, жёлуди, семена. Последний странствующий голубь умер в 1900 году. (слайд 6)

Далее идут красные страницы. На них записаны особо редкие, исчезающие животные и растения. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. (слайд 7)

(На доску прикрепляется страница)

Послушаем сообщение о Зебре Грэви. (слайд 8)

Зебру Грэви ещё называют пустынной зеброй. Это самые древние зебры. Жеребята зебр Грэви родятся с гривой по всему хребту - от холки до хвоста. У этих красивых животных, помимо их удивительной окраски, хорошее зрение и память. Но если человек не станет охранять их, они могут исчезнуть навсегда.

На жёлтые страницы занесены растения и животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. (слайд 9)

Послушаем сообщение о льве (слайд 10)

В силе, ловкости, смелости мало кто может сравниться со львом. Отличительный признак льва - грива. У самок гривы не бывает. Живут львы небольшими семействами. Царь зверей обладает не только смелостью и большой силой, но и уважением к своим подчинённым. Сейчас они уцелели только в Африке и Индии. Из-за красивой шкуры и гривы их жестоко истребляли.

На серых страницах записаны названия растений и животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. (слайд 11)

Одно из таких животных - императорский пингвин) (слайд 12)

Императорские пингвины живут в Антарктиде. У пары пингвинов появляется одно-единственное яйцо. Самец два месяца согревает его, держа между лапами, пока малыш не проклюнется. Императорские пингвины очень крупные. Они редко выходят на берег, предпочитая оставаться на морском льду.

Следующие страницы Красной Книги - белые. Здесь записаны животные и растения, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках. (слайд 13)

Послушаем сообщение о розовом фламинго (слайд 14)

Молодые фламинго имеют серый окрас, позднее он розовеют. Летают они, вытянув шеи вперед, а ноги назад, плавают хорошо. Пищу добывают необычным клювом. Когда фламинго закрывает клюв, мясистый язык падает вперед, выталкивая воду из клюва. Пища же остаётся в клюве.

Последние страницы Красной Книги - зелёные. На них записаны растения и животные, которых удалось спасти от вымирания. (слайд 15)

Об одном из них, всем вам известного, послушаем сообщение (слайд 16)

Бурые медведи живут в лесах, на равнинах, в горах. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами. Прежде чем лечь в спячку, медведь тщательно запутывает свои следы, чтобы никто не смог найти берлогу. Накопленный заранее жир помогает медведю спокойно перенести зиму.

ФИЗМИНУТКА

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.


  1. Многие страны составляют сегодня собственные Красные Книги. Подобная книга в России создана в 1978 году. (слайд 17) С тех пор список растёт.


  1. Со второй половины 1980-х гг. началось составление региональных книг о редких видах животных и растений в масштабах республик, краев, областей, автономных округов. Это было вызвано необходимостью немедленной охраны ряда видов и форм животных и растений в регионах, а также быстро растущей в последние годы самостоятельностью местных властей и желанием самостоятельно решать свои природоохранные проблемы. Таким региональным книгам о редких животных было целесообразно придать статус региональных Красных книг. Это укрепило их правовой статус и усилило практическое воздействие на общество. Особое значение это имело для национальных автономий.

В Карелии Красные Книги появились в 1985, 1995 годах. (слайд 18) В 1995 году в Красную Книгу Карелии вошли: 205 видов растений, 28 видов рыб, 47 видов птиц,

26 видов зверей, 255 видов насекомых.

Посмотрите лишь некоторые растения и животные, которые вошли в неё.

(слайды 19,20)

Одно из красивейших растений, занесенных в Красную Книгу Карелии - Башмачок обыкновенный (Венерин башмачок). Послушайте о нём. (слайд 21)

Единственное травянистое растение семейства Орхидных на севере. Растет во влажных, прохладных, тенистых местах. В листьях накапливает ядовитое горькое вещество. Цветок удивительной красоты, цветёт один месяц, но зацветает через 17 лет.

А животное, которое занесено в Красную Книгу Карелии, мы с вами видели в прошлом году в Эколого-биологическом центре в г. Сортавала. Это Ладожская нерпа. Послушайте о нём (слайд 22)

Ладожская нерпа

Водное млекопитающее небольших размеров. Держится небольшими группами. Может находиться под водой не более 20 минут. Конечности похожи на плавники рыб. Рождаются щенки - бельки, мать вскармливает их молоком.


  1. Дискуссия

Как вы думаете, какие основные причины того, что все эти животные и растения занесены в Красную Книгу?

(ответы учащихся)


  1. Мы ничего не говорили о насекомых. А их тоже очень много занесено в Красную Книгу. Прочитайте небольшие заметки об одной очень красивой бабочке - МАХАОНЕ. (слайд 23)

МАХАОН. Одна из самых великолепных бабочек. Сейчас махаон встречается редко. Относится к семейству Парусников, или Кавалеров. Крылья этих красавцев необычные - резные, да ещё с длинными хвостиками-отростками на концах задних крыльев. Может, кому-то они напомнили старинные парики с косичками - вот и назвали их «кавалерами».

Гусеницы его тоже красивы - сочного зелёного цвета с чёрными полосками и красными точками. Любят укроп, морковь и другие «зонтичные» растения.

- Как вы думаете, почему эта бабочка занесена в Красную Книгу? (ответы учащихся)


IV Итог урока

Мы много узнали о Красной Книге. (слайд 24)

Охраняется Красной Книгой

Столько редких зверей и птиц,

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

А себя мы прощаем. Прощаем.

Но грядущее нас не простит.

Красная книга, красная.

Может, значит она, что природа умрёт?

Цель у неё иная:

Всё живое хранить зовёт.

- Почему же появилась Красная Книга? А как же мы можем помочь природе? (ответы учащихся)

А сейчас, чтобы все надолго запомнили эту дискуссию, давайте каждый из вас сделает из цветной бумаги бабочку способом оригами и подарим их гостям

Ресурсы:

  1. Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения. - Петрозаводск: Карелия, 1988. - 213с.: ил.

  2. Вахромеева М. Г., Павлов В. Н. Растения Красной книги СССР: Береги природу! - М.: Педагогика, 1990. - 240с.: ил.

  3. Игнатенко М. М. Берегите редкие растения. - Л.: Лениздат, 1981. - 56с., ил.

  4. Красная книга Карелии/Министерство экологии и природных ресурсов Республики Карелия, Карельский научный центр РАН, Петрозаводский государственный университет. Научные редакторы Э. В. Ивантер, О. Л. Кузнецов. - Петрозаводск: Карелия, 1995. - 286с.: ил.

  5. Мир животных. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, изд-во Лик-Пресс, 2002. - 288с., илл. (Серия «Энциклопедии»)

  6. Они должны жить. Бабочки: Альбом/ Худ. В. В. Фёдоров. Авт. Текста Н. И. Кочетова. - М.: Агропромиздат, 1990. - 64с., ил.

  7. Они должны жить. Насекомые и ракообразные: Альбом/Худ. В. В. Фёдоров. Авт. Текста Н. И. Кочетова, И. М. Парамонова. - М.: Агропромиздат, 1989. - 64с., ил.

  8. Сосновский И. П. Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной книги СССР. - М.: Металлургия, 1987. - 367с., ил.

  9. По страницам Красной книги. Внеклассное занятие. Е. Е. Мельникова// Начальная школа 2007. №1. с.74-77

  10. Интернет-ресурсы

© 2010-2022