- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование по окружающему миру УМК
Тематическое планирование по окружающему миру УМК
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кошелева С.А. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Окружающий мир
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония», с учетом федерального комплекта государственного стандарта начального общего образования. На изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится: - количество часов в год - 68; - количество часов в неделю - 2; - количество часов в 1-й четверти -18; - количество часов во 2-й четверти - 14; - количество часов в 3-й четверти - 20; - количество часов в 4-й четверти - 16. Распределение тем разделов курса по программе приведено в соответствие с последовательностью тем разделов курса по учебнику. Логика построения и содержания полностью соответствует государственной программе В результате усвоения курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен знать: - правила безопасного поведения в природе и быту, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье; - способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения многообразия живых организмов, чистоты окружающей среды; - название своего государства, его столицы, государственных символов; - смысл понятий: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, вулкан, пропасть; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, права, обязанности; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии, зеркально-симметричное расположение предметов; - признаки живых организмов (растений, животных); - 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов понимать: - значение Солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и её необходимо экономно расходовать; - человек не должен загрязнять землю промышленными и бытовыми отходами; - человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе; - он является членом семьи, коллектива одноклассников; - горожанином (селянином), гражданином своего государства; - все профессии важны и нужны, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её; - Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов; - Край, где они живут - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей. Уметь: - различать природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы; - описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, характеризуя особенности их внешнего вида; - сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия; - определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам; - объяснять сходство человека с животным и отличие от них; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое Родина и родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу; - осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы; - представлять результаты учебно-познавательной деятельности аргументированными ответами на вопросы, рисунками, аппликациями, условными знаками, простыми моделями, описаниями изучаемого предмета по предложенному плану, в схеме, в таблице, в дидактической и ролевой играх; - создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения); - оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - решения познавательных и практических задач; - определения наиболее распространённых в своей местности природных и социальных объектов, опасных природных явлений; - проведения наблюдений за объектами неживой природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах, оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду; - выполнение правил охраны природы, режима дня и укрепления своего здоровья, соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; - осознания себя членом семьи, классного коллектива, горожанином, гражданином России; - создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру Для контроля и оценки знаний и умений используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. По серии вопросов по конкретной теме курса учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний используются контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбора ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п.. Графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями: основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Книгопечатная продукция
1 Учебники Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012
2 Рабочие тетради Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради в 2 частях. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. Поглазова О. Т. Окружающий мир. Тестовые задания - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 3 Методические пособия для учителя Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир».Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.
Печатные пособия
4 Разрезные карточки по окружающему миру.
Технические средства
5 Классная доска 6 Персональный компьютер 7 Принтер 8 Проектор
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(66 часов)
Составлено в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Учебник, в 2 ч. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
№ п/п
Дата
№ и тема урока
Стр. уч-ка, р. тетр и тестовых заданий
Деятельность учащихся
Д/З
Прим 1
1. Повторение учебного материала, изученного в 1 классе Учебник - с. 3-4; Рабочая тетрадь - с. 3 - 6; Тестовые задания - с. 3 - 5, тест № 1.
Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений. с. 4 -7. Отвечать
на вопросы
2
2. Что нас окружает? Учебник - с. 5-7; Рабочая тетрадь - с. 7; Тестовые задания - с. 6 - 7, работа № 1. Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена; формулируют выводы, подводят итог урока (какие была поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали). С. 8 -11. Отвечать на вопросы
3
3. Человек - часть живой природы Учебник - с. 8 -9; Рабочая тетрадь - с. 8-9, задания 7,8, 9; Тестовые задания - с. 8 - 9, тест № 2. Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации, отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают вывод, выполняют задания в рабочей тетради. С. 12 -15. Отвечать на вопросы
4
4. Человек - разумное существо Учебник - с. 10-14; Рабочая тетрадь - с. 10-11, задания 10, 11, 12; Тестовые задания - с. 10 - 11, работа № 2. Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками. С. 16-19. Отвечать на вопросы
5
5. Здоровье человека. Значение природы для здоровья Учебник - с. 15-18; Рабочая тетрадь - с. 12-13, задания 13-18. Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради. С. 20-23. Отвечать на вопросы
6 7
6, 7. Органы чувств, их гигиена Учебник - с. 19-27; Рабочая тетрадь - с. 14-15, задания 19 - 23. Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; моделируют различные ситуации, в которых могут оказаться дети; составляют советы, как беречь здоровье органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради. С. 24-27 Отвечать на вопросы
С. 28-29 Отвечать на вопросы
8
8. Чистота - залог здоровья Учебник - с. 29-31; Рабочая тетрадь - с. 15, задание 24, с. 16, задание 25; Тестовые задания - с. 12 - 15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно). Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. С. 30-31 Отвечать на вопросы
9
9. Зелёная аптека Учебник - с. 32 - 35. Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе, называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие); рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию их признаков и свойств, высказывают свои предположения о происхождении названий некоторых растений; обсуждают, как правильно собирать лекарственные растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу; готовят небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию). С. 32-
35. Отвечать
на вопросы
10
10. Азбука безопасного поведения Учебник - с. 36-44; Рабочая тетрадь - с. 16-17, задания 26-28; Тестовые задания - с. 12-15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно). Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома при выполнении разных домашних работ, как вести себя с незнакомыми людьми; моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют и «озвучивают» рисунки, составляют к ним полезные советы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, дополняют выводы, которые даны в учебнике. С. 36-39. Отвечать на вопросы
11
11. Человек - член общества Учебник - с. 46-48.
Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества.
С. 40-42. Отвечать на вопросы
12
12. Разнообразие профессий людей Учебник - с. 49-51; Рабочая тетрадь - с. 18-19, задания 1-4. Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. С. 49-51 Отвечать на вопросы
13
13. Как мы общаемся. Правила этикета Учебник - с. 52- 62; Рабочая тетрадь - с. 20, задание 5. Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, значение вежливости в общении людей; разыгрывают сценки, подбирая вежливые слова для каждого конкретного случая, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке; составляют пословицы и поговорки и объясняют их значение, выполняют задание в рабочей тетради. с. 52- 62 Отвечать на вопросы
14
14. Физическая и духовная красота человека Учебник - с. 63-69; Рабочая тетрадь - с. 20-21, задания 6-10, с. 22-23, задания 11, 12. Читают стихотворение, анализируют его и размышляют, чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера делают его красивым, что входит в понятие физическая и духовная красота, каких поступков не совершает красивый человек; моделируют поступки красивого человека, оценивают поступки детей и свои; размышляют, каким бывает отношение человека к окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как управлять отрицательными эмоциями, как культурно проявлять положительные эмоции; обсуждают необходимость проявлять чуткость к окружающим людям, желание им помочь в трудную минуту, «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей, приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций, оценивают поступки ребят, которые портят настроение родным, и другим людям. с. 63-69 Отвечать на вопросы
15
15. Друзья, их значение в жизни людей Учебник - с. 70-73; Тестовые задания - с. 16-18, тест № 4. Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты.
с. 70-73 ; Отвечать на вопросы
16
16. Семья. Родственники Учебник - с. 74-76; Рабочая тетрадь - с. 24, задания 13-16. Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов, выполняют задания в рабочей тетради; готовят рассказ о своей семье по предложенному плану. с. 74-76 Отвечать на вопросы
17
17. Семейные заботы и традиции Учебник - с. 80-85; Рабочая тетрадь - с. 25-27, задания 17-20. Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий. с. 80-85; Отвечать на вопросы
18
18. Родословная семьи Учебник - с. 86; Рабочая тетрадь - с. 28-30, задания 21-24; Тестовые задания - с. 19-21, тест № 5. Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста.
с. 86
19
19. Кто и как изучает природу Учебник - с. 88-91; Рабочая тетрадь - с. 31, задание 1. Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке.
с. 88-91 Отвечать на вопросы
20
20. Природные тела и явления Учебник - с. 92-95; Рабочая тетрадь - с. 31, задание 2, с. 32, 33; задания 3-7. Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. с. 92-95 Отвечать на вопросы
21
22
21, 22. Разнообразие облаков Учебник - с. 96-97; Рабочая тетрадь - с. 34-35, задания 9-11; Тестовые задания - с. 22-23, тест №6, работа №4. Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака. с. 96-97 Отвечать на вопросы
23
23. Солнце - ближайшая к Земле звезда Учебник - с. 98-101; Рабочая тетрадь - с. 36, задания 13-16. Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради. с. 98-101; Отвечать на вопросы
24
24. Солнце и жизнь Учебник - с. 102-103; Рабочая тетрадь - с. 37, задание 17. Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях положительного и отрицательного воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки, составляют советы по безопасному поведению под солнечными лучами, проверяют их по учебному тексту; составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома, поэта, художника). с. 102-103 Отвечать на вопросы
25
25. Звёзды и созвездия Учебник - с. 104-108; Рабочая тетрадь - с. 37, задание 18, с. 38, задание 19. Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы); читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию). с. 104-108 Отвечать на вопросы
26
26. Кометы, метеоры, метеориты Учебник - с. 109-110; Рабочая тетрадь - с. 38, задание 20. Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради. с. 109-110 Отвечать на вопросы
27
27. Земля - планета Учебник (2 часть) - с. 3-7; Рабочая тетрадь №2 - с.3, задания 1-3. Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради. с. 3-7; Отвечать на вопросы
28
28. Движение Земли Учебник(2 часть) - с. 8-10; Рабочая тетрадь № 2, - с. 4, задания 4-6. Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем) познавательную задачу (выяснить, почему происходит смена дня и ночи на Земле), высказывают свои предположения и проверяют их по учебному тексту; знакомятся с моделью Земли - глобусом, убеждаются, что модель отражает шарообразную форму Земли, её вращение, наклон земной оси; находят на глобусе полюса Земли, экватор; наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи; анализируют схему движения Земли вокруг Солнца, объясняют, почему происходит смена времён года, подбирают карточки с их изображением и помещают их в соответствующие места на схеме; отвечают на вопросы любознательных малышей; выполняют задания в рабочей тетради. с. 8-10
29
29. Луна - естественный спутник Земли Учебник(2 часть) - с. 11-13; Рабочая тетрадь №2 - с. 5, задания 7-9. Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло, проверяют свои предположения по учебному тексту и с помощью опыта; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной (вместе с родителями). - с. 11-13; Отвечать на вопросы
30
30. Исследования Луны. Человек на Луне Учебник(2 часть) - с. 14-15 Рабочая тетрадь №2 - с. 6-7, задания 10-13 Знакомятся с первыми исследованиями лунной поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими астронавтами; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему и высказывают свои предположения о лунной поверхности, проверяют свои предположения по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию).
с. 14-15 Отвечать на вопросы Заполнение дневника наблюдений
31
31. Планеты, движущиеся вокруг Солнца Учебник (2 часть) - с. 16 - 17; Рабочая тетрадь - с. 8-9, задания 14-16. Повторяют изученное ранее; читают текст, выбирая нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца; сравнивают планеты, рассматривая их изображения, работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради; рассуждают об уникальности планеты Земля и необходимости сохранить на ней жизнь. - с. 16 - 17; Отвечать на вопросы
32
32. Разнообразие космических тел. Обобщающий урок Учебник (1 часть) - с.98-110, учебник (2 часть) - с. 3-17; Тестовые задания - с. 26-27, тест № 7, с. 28-29, работа № 5. Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их. - с. 3-17; Отвечать на вопросы
33
33. Поверхность Земли. Материки и океаны Учебник (2 часть) - с. 18-23, второй форзац учебника (1 часть); Рабочая тетрадь №2 - с. 10-11, задание 17, с. 12 задание 18. Ставят познавательную задачу (исходя из названия темы), высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; ставят учебную задачу (научиться читать карту - расшифровывать её условные обозначения), учатся добывать информацию о земной поверхности (по снимку Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий Земли), находят на карте полушарий материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами, выполняют задания в рабочей тетради, обобщают полученные знания и проверяют их по выводу в учебнике. с. 18-23 Отвечать на вопросы
34
34. Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними Учебник (2 часть) - с. 24-27; Рабочая тетрадь №2 - с. 12, задания 19-20, с. 13, задания 21, 22.
Ставят познавательную задачу, читают текст и соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают об использовании равнин человеком, о причинах появления на них оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, узнают о насыпных холмах - курганах и для чего их используют; выполняют задания в рабочей тетради, моделируют холмы и овраги из пластилина. с. 24-27 Отвечать на вопросы
35
35. Горы, их разнообразие Учебник (2 часть) - с. 28-30; Рабочая тетрадь №2 - с. 14, задания 23, 24. Рассказывают о своих наблюдениях гор (если таковые имеются); ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины, выполняют задания в рабочей тетради. - с. 28-30 Отвечать на вопросы
36
36. Горы и люди. Безопасное поведение в горах Учебник (2 часть) - с. 31-34; Рабочая тетрадь №2 - с. 15, задание 25, с. 16, задания 26-27. Предполагают, что будет изучаться в теме «Горы и люди», ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах; оценивают отрицательное влияние человеческой деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты, выполняют задания в рабочей тетради.
с. 31-34 Отвечать на вопросы
37
37. Экскурсия. Формы суши родного края Карта региона, рабочая тетрадь №2 - с. 17, задание 28. Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору). Отвечать на вопросы
38
38. Земля и её поверхность. Обобщающий урок Учебник (2 часть) - с. 18-34; Тестовые задания - с. 30-32, тест № 8, с. 33-34, работа № 6. Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. с. 18-34 Отвечать на вопросы
39
40
39, 40. Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей Учебник (часть 2) - с. 35-38; Рабочая тетрадь №2 - с. 18, задания 29-31, с.19, задания 32, 33. Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности суши или воды, находят самые крупные водоёмы - океаны, определяют частью каких океанов являются некоторые моря (по заданию в рабочей тетради); выполняют опыт, моделируя морскую воду; рассказывают о значении моря для людей, обсуждают экологические проблемы, связанные с их деятельностью, обсуждают правила безопасного поведения на море; сочиняют экологическую сказку о море (по желанию). с. 35-38 Отвечать на вопросы
41 42
41, 42. Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей Учебник (часть 2) - с. 39-43; Рабочая тетрадь №2 - с. 20, задания 34, 35, с. 21-22, задания 36-39. Ставят познавательную задачу, соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки из её частей, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; моделируют водный поток реки, канал, плотину; рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы её загрязнения, правила безопасного поведения на реке; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке) по информации, данной на первом форзаце учебника. - с. 39-43 Отвечать на вопросы
43
44
43, 44. Озёра, пруды, болота. Байкал - жемчужина России Учебник (часть 2) - с. 44-49; Рабочая тетрадь №2 - с. 23, 24 задания 40-43. Ставят познавательную задачу, анализируют рисунки и сравнивают разные пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник с. 47); выполняют задания в рабочей тетради, готовят сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию. с. 44-49; Отвечать на вопросы
45
45. Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов Учебник (часть 2) - с. 50-52; Рабочая тетрадь №2 - с. 25, задание 44, с. 26, задание 45. Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке. обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов; с. 50-52 Отвечать на вопросы
46
46. Экскурсия. Водоёмы родного края Карта региона, рабочая тетрадь №2 - с. 27-28, задания 46-49.
Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями)). Отвечать на вопросы
47
47. Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок Учебник (2 часть) - с. 35-52; Тестовые задания - с. 35-37, тест № 9, с. 38-39, работа № 7; Рабочая тетрадь №2 - с.29, задание 50. Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. - с. 35-52 Отвечать на вопросы ;
48
48. Родина. Родной край. Россия - многонациональное государство Учебник (2 часть) - с. 53-58; Рабочая тетрадь №2 - с.30, задания 1, 2. Составляют представление о России по рисунку-схеме, проверяют его по учебному тексту; выделяют в тексте новые для них понятия и объясняют их; рассказывают о своей малой родине; готовят выставку национальной одежды, готовят национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни (по желанию). - с. 53-58; Отвечать на вопросы
49
49. Российская Федерация, её государственные символы Учебник (2 часть) - с. 59-61, второй форзац учебника; Рабочая тетрадь № 2 - с.31, задание 3. Актуализируют свои знания о государстве, его символах, проверяют себя по учебному тексту, объясняют значение символов, содержание гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда вывешиваются государственные флаги и исполняется государственный гимн, узнают правила прослушивания государственного гимна; готовят сообщение о государственных символах (по выбору). с. 59-61 Отвечать на вопросы
50
50. Конституция - основной закон государства. Государственные праздники Учебник (часть 2) - с. 62-67 Рабочая тетрадь № 2 - с. 31, задание 4; Тестовые задания - с. 40-41, тест № 10. Выделяют в тексте незнакомые понятия, объясняют их и применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания; обсуждают права и обязанности гражданина России, в том числе и права ребёнка (они выделены международным сообществом отдельно); знакомятся (или закрепляют) с государственными праздниками, международными Днями охраны природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России. . с. 62-67 Отвечать на вопросы
51
51. Москва - столица России Учебник (часть 2) - с. 68-71. Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с их достопримечательностями; готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города). с. 68-71 Отвечать на вопросы
52
52. Российские города. Учебник (2 часть) - с. 72-76; Тестовые задания - с. 42-43, работа № 8 Актуализируют свои знания о российских городах, рассматривают иллюстрации предполагают, чем примечательны города, изображённые на них, почему они так названы; выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами; размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались, что обязательно строилось в древнем городе; рассматривают и сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители; выполняют задания в рабочей тетради и готовят сообщение о родном городе. - с. 72-76 Отвечать на вопросы
53
53. Родной город (село), его достопримечательности Тестовые задания - с. 49, задание 1. В начале урока ученики выполняют задание в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они должны за ними ухаживать. Далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе. Отвечать на вопросы
54
54. Горожане и селяне. Проблемы современного города Учебник (2 часть) - с. 77-82; Рабочая тетрадь № 2 - с. 32, задание 5, с. 33, задание 6 Рассуждают, чем отличается город от села (деревни), чем отличается вид современного города от старинного города, чем различаются промышленная, жилая зоны, места отдыха в городе; сравнивают условия жизни горожан и селян, анализируют городские улицы и постройки, высказывают предположения, о чём должен думать архитектор, планируя город, проверяют свои предположения по тексту, находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью по иллюстрациям; рассуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город, куда направляют городские отходы, выясняют значение слова «свалка», что может находиться на ней, обсуждают чем опасны свалки отходов; предлагают свои варианты избавления жителей от бытовых отходов, как их можно уменьшить, как правильно организовать их сбор; выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом, выполняют задания в рабочей тетради. - с. 77-82; Отвечать на вопросы
55
55. Проблемы современного города (продолжение) Учебник (2 часть) - с. 83-85; Рабочая тетрадь № 2 - с. 34, 35, задания 7-9. Закрепляют свои знания, совершая мысленное путешествие по городу (рисунок-схема города в учебнике); актуализируют свои наблюдения и обсуждают, какими могут быть проблемы в большом городе, связанные с наземным транспортом; называют отличительные признаки разных видов наземного транспорта и распределяют его на группы; Обсуждают правила безопасного поведения на транспорте; выполняют задания в рабочей тетради. - с. 83-85 Отвечать на вопросы
56
57
56, 57. Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании Учебник (2 часть) - с. 86-89; Рабочая тетрадь № 2 - с. 36 - 38, задания 10-15; тестовые задания - с. 46-47, работа № 9, задания 1-6. Сравнивают различные виды транспорта, классифицируют их, выделяя их отличительные признаки; обсуждают экологические проблемы, связанные с транспортом и предлагают возможные пути их решения; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. с. 86-89 Отвечать на вопросы
58
58. Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог Учебник (2 часть) - с. 90-93 Рабочая тетрадь № 2 - с. 39, задание 16. Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради. с. 90-93 Отвечать на вопросы
59
59. Старинные и современные предметы одежды и быта Учебник (2 часть) - с. 94-96; Рабочая тетрадь № 2 - с. 39, задание 17, с. 40, задание 18. Сравнивают (находят сходства и различия) старинные и современные предметы быта, одежду, светильники; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами (современными и старинными), выполняют задания в рабочей тетради. с. 94-96 Отвечать на вопросы
60
60. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи Учебник (2 часть) - с. 97-101; Тестовые задания - с. 44-45, тест № 11.
Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты. с. 97-101; Отвечать на вопросы
61
61. Художественное творчество человека Учебник (2 часть) - с. 102-103. Тестовые задания - с. 48-51, работа № 10. Рассуждают, для чего нужно человеку искусство, актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях; обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься искусством, кого называют талантливым, чем интересны профессии художника, композитора, поэта и др.; делятся своими впечатлениями о посещении цирка, театров, вспоминают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников; выполняют задания в тестовой тетради. с. 102-103. Отвечать на вопросы
62
62. Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. Дополнительные источники информации. Выбирают тему исследования (работу художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию (короткое сообщение о деятеле искусства, репродукцию картины и её описание, стихотворение и др.). Отвечать на вопросы
63
63. Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия Учебник (2 часть) - с. 104-105; Рабочая тетрадь № 2 - с. 41-42, задания 19-23. Наблюдают (рассматривают) различные предметы природы, изделия человека, сравнивают их, пытаются объяснить, чем они красивы, проверяют свои предположения с текстом учебника и объяснениями учителя; выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета; догадываются о признаке осевой симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии; «играют» с зеркалом, наблюдая зеркальное отражение в нём предметов, находят его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным, располагают соответственно предметы на столе. с. 104-105; Отвечать на вопросы
64
64. Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии Учебник (2 часть) - с. 105; Рабочая тетрадь № 2 - с. 43, задания 24-26, с. 44, задания 27-29. В начале урока проверяют свои знания осевой симметрии, выполняя задания в рабочей тетради; догадываются о признаке центральной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с центральной симметрией; проверяют вырезанное (из рабочей тетради) изображение предмета на наличие осевой симметрии, убеждаются, что повторяемость частей предмета происходит при его повороте, находят центр симметрии предметов; выполняют задания в рабочей тетради. с. 105 Отвечать на вопросы
65
65. Орнаментальная (переносная) симметрия. Учебник (2 часть) - с. 106; Рабочая тетрадь № 2 - с. 45, задания 30-32. Догадываются о признаке переносной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы, где есть переносная симметрия, находят ячейку переноса; выполняют задания в рабочей тетради. с. 106 Отвечать на вопросы
66
66. Виды симметрии в изделиях людей Учебник (2 часть) - с. 107-109; Тестовые задания - с. 52-52, работа № 11. Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь. Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы. с. 107-109 Отвечать на вопросы
67
67. Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе Тестовые задания - с. 54-56; Рабочая тетрадь № 2 - с. 46. Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на вопросы; выбирают тела неживой и живой природы и дают им характеристику, называют их существенные признаки, находят в тексте явления, которые характерны для Мурманска, по его гербу определяют, чем занимаются его жители; выбирают (или делают все) дополнительные вопросы и отвечают на них; в рабочей тетради оценивают свои успехи так, как они оценивали выполнение тестов - кружок красный - выполнил всё, доволен собой, жёлтый квадрат - допустил одну две ошибки, не совсем уверен в некоторых ответах, но знания свои считаю достаточно хорошими, зелёный треугольник - сделал только половину работы, считаю, что знания у меня посредственные. с. 107-109 Отвечать на вопросы
68
68. Экскурсия «Красота природная и рукотворная» Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др. Готовят альбом о своём городе (селе). Отвечать на вопросы
Окружающий мир. Рабочая программа для новых учебников, рабочих и тестовых тетрадей, изданных для 2 класса в 2011 году (ФГОС)