Конспект урока по литературному чтению Парус М. Ю. Лермонтов

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению Парус М.Ю. ЛермонтовКонспект урока по литературному чтению Парус М.Ю. ЛермонтовКонспект урока по литературному чтению Парус М.Ю. ЛермонтовКонспект урока литературного чтения. 4 класс.
Тема: Сложное чувство одиночества, душевного покоя, творческого порыва в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» Цель урока: 1. Продолжить знакомство детей с биографией М. Ю. Лермонтова. 2. На основе стихотворения "Парус" показать сложное чувство одиночества, душевного покоя, творческого порыва. 3. Дать понятие о литературных приёмах, как «инверсия», параллелизм». 4. Показать взаимосвязь различных видов искусства. 5. Воспитание эстетических взглядов. Метапредметные результаты: Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, творческую фантазию, способность к самооценке, расширение кругозора. Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия. Познавательные УУД: обобщение по заданным критериям. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе). Оборудование: учебник В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока. Подготовка к уроку: подбор и обработка материала по теме: «Сложное чувство одиночества, душевного покоя, творческого порыва в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»
Тип урока: открытие новых знаний. Ход урока. 1. Целеполагание и мотивация. 1.Вступительное слово учителя.

-Литература 19 века - время, названное золотым веком литературы. - Объясните, как вы понимаете такое название? - Что такое классика? А каких классиков вы знаете? (А.С. Пушкин, Александр Иванович Куприн, Иван Алексеевич Бунин, Марк Твен, А. П. Чехов) - А нужна ли нам, современным читателям, людям 21 века, классическая литература? - Я поняла: вы убеждены в том, что классическая литература, литература 19 века, помогает нам сегодня, учит нас жить правильно. Время над ней не властно. 2.Определение темы урока, постановка цели. - Сегодня мы узнаем еще одно имя классика русской и мировой литературы . - Ребята прочитают стихотворения, а вы должны определить автора. (Дети читают стихи М. Лермонтова «Утёс», «Весна», «Туча», «Горные вершины».

- А какие стихотворениМ. Ю. Лермонтова вы ещё знаете? (сказка в стихах «Незабудка», «Парус» и др.) - С творчеством Лермонтова мы уже немного знакомы. - А сегодня мы откроем поэта с новой стороны. - А чтобы определить цель урока, прочитайте текст. Задание: читая данный текст, сделайте пометки: («V» - знаю «+» - новое, «?» - есть вопросы, не понимаю).

1. Юность М.Ю. Лермонтова проходила в мрачной исторической обстановке. 2. Поэта Лермонтова за стихи, в которых он гневно протестует против самодержавно-помещичьего угнетения народа, рассказывает о трагической судьбе людей, боровшихся за свободу народа, по приказу царя отправляют в ссылку на Кавказ. 3.Трагические и грустные события в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова, мрачная историческая обстановка в России, непонимание тех, с кем приходилось ему общаться - всё это повлияло на его творчество. 4. В стихах поэт выразил своё отношение к окружающему миру. 5.Образный параллелизм, контраст, инверсия, пейзаж, олицетворение, эпитеты - поэтические приёмы, которые помогают М. Лермонтову выразить душевное состояние одиночества и в то же время мятежности. 6. Сложное чувство одиночества, душевного покоя, творческого порыва выражены в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

-Что в этом тексте новое? А что бы вы хотели узнать? -Давайте сформулируем тему нашего урока.

  1. Сообщение темы урока
Сложное чувство одиночества, душевного покоя, творческого порыва выражены в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» 3. Знакомство со стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

- В 1832 году Лермонтов создает замечательное лирическое произведение «Парус». М.Ю. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. - С какого времени он стал писать?

- Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. - Стихотворение «Парус» - самое популярное лермонтовское произведение. - Что значит популярное? ( общедоступное, вполне понятное по простоте, пользующийся широкой известностью)

-Об этом же стихотворении говорят, что оно и самое таинственное ( заключающее в себе тайну, нечто неразгаданное, загадочный). Об одном и том же явлении говорят как о понятном и непонятном. Почему? Попробуем разрешить эту проблему.(Учитель открывает первую проблему на доске ) - Чтобы понять стихотворение, нужно его проанализировать. 4. Изучение нового материала. 1.Чтение стихотворения учителем. -Сейчас я прочту это стихотворение, а вы проследите за авторской мыслью. Подумайте, о чем это стихотворение. 2. Выяснение первичного восприятия стихотворения. Аналитическая беседа. - Какие картины возникли у вас при чтении, что вы мысленно рисовали? - Легко ли перенести лермонтовские строки на рисунок? - Поэт не только нарисовал картину, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, простые слова! Но в этом-то и чудо поэзии. -Прочитайте первую фразу. - Если бы сказать об этом прозой, как бы мы построили первую фразу? «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Что изменилось? (Вся поэтичность и очарование слов исчезают). Необычный порядок слов в предложении - инверсия (от лат.-перестановка) - Прочитайте стихотворение и найдите пример инверсии. Какую функцию выполняет инверсия в этом стихотворении? (Передает настроение) - Какие художественные средства использует Лермонтов, чтобы передать красоту моря? (Цветовая гамма эпитетов…..) - Море всегда вызывает в человеке чувства, они разные. Вы видели море? Что чувствовали вы? - А что чувствует лирический герой стихотворения? (Чувство одиночества) - Как вы думаете, случайно: яркий образ моря должен рождать радость, а парус одинок? (Пейзаж противопоставлен состоянию героя, усиливает его одиночество) - Как нужно читать первую строфу? - Итак, это стихотворение, по вашему мнению, о море и парусе.

Давайте еще раз прочитаем стихотворение: вначале каждые две строчки в каждой строфе, а затем - оставшиеся



В тумане моря голубом. Играю волны, ветер свищет И мачта гнется и скрипит. Под ним струю светлей лазури Над ним луч солнца золотой…. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит. А он, мятежный, просит бури, Как будто в буре есть покой





-Сравните две картины. Первая - о парусе. А вторая? Лермонтов ни разу не называет своего героя. Что же это за парус? Как вы понимаете слово мятежный? (Мятежный - тревожный, неспокойный, бурный. Парус - это символ, образ свободы, действия, борьбы.) - Парус ищет бурю, зачем? - Что это- буря? (Стихия, разрушение, но и возможность испытать свои силы) - Какие еще символы можно увидеть в стихотворении? (Море - жизнь, разная погода - полосы в жизни человека….) - Видите, какая тайна у стихотворения, какая глубина! Поэтому оно и таинственное. А почему «Парус» - самое популярное стихотворение Лермонтова? (Каждый человек открывает в нем что-то свое.) - О чем оно? ( Оно о жизни.) - Какова идея стихотворения?

Постановка второй проблемы. 1.Слово учителя - Стихотворение «Парус» философское, т.к. оно о смысле жизни. А Михаил Юрьевич написал его, будучи старше вас всего на несколько лет. Почему юноша так рано начал думать о том, как жить? Почему его герой так одинок? Может быть, разрешим эту проблему, познакомившись с детством поэта, с его детскими впечатлениями. (Учитель открывает на доске второю проблему)

Как детские впечатления повлияли на творчество Лермонтова?





2. Работа с портретами М.Ю.Лермонтова - Знакомство начинается с внешности. Рассмотрите портреты поэта. Выберите тот, который вам больше всего нравится, объясните свой выбор. - Что объединяет портреты? (Смотри презентацию) - Какая деталь портрета говорящая? Что могут сказать глаза о поэте? (Взгляд открытый - откровенный человек, тоска, одиночество во взгляде - тяжелая судьба….) - А что влияет на судьбу человека по вашему мнению?



Судьба

человека

Семья Детские впечатления

Среда

  1. Рассказ учащихся о жизни Лермонтова
Отец поэта Юрий Петрович Лермонтов, капитан в отставке, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. По легенде, которую он любил рассказывать, его предки происходили от шотландского герцога Лермы, который во времена смуты в начале 17 века покинул Шотландию и перешел на службу к московскому царю. Вскоре за службу он получил несколько деревень в Галицком уезде. От него и пошла русская ветвь Лермонтовых. Служил Юрий Петрович не долго. Из-за болезни увольняется со службы и едет в свое имение в Тульской губернии, где знакомиться с Марией Михайловной Арсеньевой. Если бы Мария Михайловна нашла в Юрии Петровиче внимательного, любящего мужа, может быть. Они были бы счастливы. Но семейные неурядицы, ссоры зятя и тещи подорвали слабое здоровье Марии Михайловны. Она умирает в возрасте 21 года. А маленькому Мише было лишь 2 года. Его воспитанием занялась бабушка. 4. Рассказ ученика о воспитании Лермонтова бабушкой Задание классу: подумайте, как бабушка Елизавета Алексеевна повлияла на судьбу будущего поэта? Михаила Юрьевича воспитывала его бабушка со стороны матери Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Арсеньева переехала вместе с внуком в имение "Тарханы", Пензенской

губернии, где и протекало все детство поэта. Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству; сам Лермонтов сильно подчеркивает ее значение в юношеской неоконченной "Повести", где рисует свое детство в лице Саши Арбенина: "Он выучился думать... Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой... В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души... Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению". Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миром затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным среди людей и в то же время жаждет "родной души", такой же одинокой. Когда

мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил

девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на

всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми подавляющими впечатлениями Кавказа, который он читает своей поэтической родиной ("Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе"). Задание классу: подумайте над вопросом «Какие черты характера развили Тарханы в Лермонтове?» 6. Обобщающее слово учителя В детстве характер Лермонтова слагался трудно, сложно, преодолевая противоречия. Рождалась мягкая мечтательность. «С шести лет он уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно - сладостное чувство уже волновало его душу. Его воображение наполнялось чудесами….» Ему хотелось, чтоб кто-нибудь его приласкал, приголубил, поцеловал. Никто этого не понимал по-настоящему. Возникала обида. Она вела к скрытности, развивала чувство одиночества. Итак, почему стихи Лермонтова философские? Давайте ответим на вопрос второй проблемы. 5. Обучение выразительному чтению - Вернемся к стихотворению.

Вопрос учителя: Ребята, а какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какие рождаются представления, когда слушаешь это произведение? Нарисуйте устно картины, которые возникают в воображении при чтении стихотворения.

Возможный ответ:

Когда я слушала стихотворение, у меня возникло чувство грусти, тоски, печали.

В моем воображении рождается такая картина: парус - в море, далеко - далеко, человек на берегу. Море голубое, чистая вода, светит яркое солнце. Человек размышляет об этом удаляющемся от него парусе.

Вопрос учителя: Ребята, какова тема этого стихотворения? Что стремился показать автор?

Возможный ответ: тема свободы и одиночества

Учитель: В стихах содержится попытка переосмыслить поставленные в ранней лирике темы одиночества и свободы, неприятия жизни.

Вопрос: Какова композиция стихотворения? Из скольких строф состоит оно?

Возможный ответ: Стих состоит из 3 строф по 4 стиха в каждой.

Вопрос: На чем останавливается взгляд поэта в 1- ой строфе?

Возможный ответ: В 1-ой строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом.

Учитель: Сколько людей ни один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы, овеянные задумчивостью и легкостью грусти : «Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?» Стих звучит легко и плавно.

Вопрос: Ребята, обилие каких звуков наблюдается в 1 - ой строфе?

Возможный ответ: Обилие сонорных и плавных звуков л, р, н, м.

Учитель: Обилие этих звуков и ритм (пропуск одного и того же ударения в первых двух строках) как бы передают легкое колыхание морской волны во время штиля.

Чтение учащимися 1 строфы

Вопрос: Ребята, каким предстает море во 2 - ой строфе?

Возможный ответ: Во 2 - ой строфе море меняется; набежавший ветерок поднял волны, они, кажется, готовы смять парус.

Учитель: Хорошо. Какие звуки преобладают во 2 - ой строфе?

Возможный ответ: преобладающими звуками становятся с, т, ч, щ.

Учитель: Эти звуки передают свист ветра и шум моря. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадежность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно.

Увы! Он счастья не ищет

И не от счастия бежит.


Вопрос учителя: Ребята, как меняется настроение в 3-ей строфе?

Возможный ответ: Море в 3 - ей строфе стихает и голубеет, светит солнце. Но радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго.

Учитель: Сменяющая её авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:

А он, мятежный, ищет бури,

Как будто в бурях есть покой!

- последние 2 строки - это реакция поэта, который и пытается разгадать тайну судьбы паруса, и сочувствует ему, и оценивает выбранный им путь. Композиция четко поддерживает дистанцию между рассказчиком и парусом.

Вопрос: Какой вы видите природу в стихах?

Возможный ответ: Природа в «Парусе» по - лермонтовски живописна, глазам открывается целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).

Вопрос: ребята, а каково настроение поэта?

Возможный ответ: настроение грусти, печали, сожаления о чем - то.

Учитель: правильно, но в последних строках звучит гордый протест против покоя, от него и жажда борьбы.

Ребята, обратите внимание на два эпитета, рисующих парус: он «одинокий» и «мятежный»

Задание: подберите к слову мятежный несколько синонимов.

Возможный ответ: неспокойный, взволнованный, буйный и др.

Учитель: два этих слова - эпитета - как две различные тональности в симфонической картине. Первое(«одинокий») вызывает минорные ноты, так как для Лермонтова одиночество связанно с невозможностью счастья; Второе («мятежный») рождает мужественные звуки финала, потому что если «мятежный» - значит, не боится бури, силен духом и непокорен судьбе. Вид паруса натолкнул поэта на мысль о людях, таких же одиноких и таких же мятежных, которые он сочувствует и которыми гордится.

Задание: прочитайте выразительно стихотворение ,подумайте, какие слова вы хотели бы выделить особенно, чтобы на них обратили внимание слушающие?

Возможный ответ: слово мятежный; другие могут выделить эпитет «одинокий»; третье обращают внимание на две самых грустных строчки.

«Увы! Он счастья не ищет,

И не от счастья бежит».


Учитель: читая это стихотворение, мы видим мятежный протест поэта, его жажду бури.

Читают стих выразительно. После этого звучит романс Варламова на слова Лермонтова.

Вопрос: ребята, понравилась ли вам мелодия и чем? Усиливает ли музыка впечатление от поэтического текста, какое настроение автора лучше всего понято и передано композитором?

Возможный ответ: по настроению он менее глубок, чем стих ,в музыке нет лермонтовских раздумий, но грусть, тревожность интонации сохранены композитором.

Коллективная работа по созданию рисунка.

- Если бы вас попросили нарисовать картину к этому стихотворению, что бы вы нарисовали? (море, парусник, небо, солнце)

1 группа - море, 2- готовит аппликацию «Парусник», 3 группа - небо, солнце

Рассматривание картин Айвазовского 6. Подведение итогов урока: - Выполнили ли поставленные задачи? - А прослеживается ли чувство одиночества, душевного покоя, творческого порыва в стихотворениях, которые дети читали в начале урока? 7. Рефлексия. - Если вы достигли цели, поставленной в начале урока, то возьмите парусник и отправьте в плавание. Если сомневаетесь в чём-то, есть что-то непонятное, причаливайте к берегу. А если ничего не поняли и цели не достигли, возьмите его себе. Он вам подскажет, что надо ещё поработать над содержанием стихотворения. 8. Домашнее задание. - выучить стихотворение наизусть.

Словарная справка популярное - 1) общедоступное, вполне понятное по простоте; 2) широко распространенное, известное. таинственный - заключающее в себе тайну, нечто неразгаданное, загадочный

лазурь - светло-синий, лазурный цвет, безоблачное голубое небо

мятежный- тревожный, неспокойный, бурный

образный параллелизм - сходство картины природы и настроения, душевного состояния героя.

инверсия - необычный порядок слов в предложении.

антитеза - 1. Противоположность, противопоставление.
2. Стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных или резко контрастных понятий и образов.











© 2010-2022