Программа работы с родителями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как редко ребенок бывает

таким, как нам хочется…

Януш Корчак



Воспитание ребенка - одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители - главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель - ученик - родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса. "Зорко одно лишь сердце", - давным - давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем...Встреча с родителями учеников - как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим. Родительские собрания провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.

При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил: 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Мои принципы общения с родителями: ● Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство. ● Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения. ● Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.



Основа моей воспитательной работы - союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями - всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Исходя из цели воспитательной работы с родителями, я определила следующие задачи: 1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей; 2. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей; 3. Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми. Работа с семьей - влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее: 1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное. Используя диагностику, я как классный руководитель помню о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами. Правило первое. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем. Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме. Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков. Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем. Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал. Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании. Для чего классному руководителю нужна информация о семье? • Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка • Для привлечения родителей к работе класса • Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток». Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?

  • Социально-демографический портрет семьи.
  • Состав семьи.
  • Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
  • Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).
  • Материальная обеспеченность семьи.
  • Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи. Образ жизни семьи.
Взаимоотношения родителей с классом. • Участие членов семьи в жизни класса. • Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем. Психолого-педагогическое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врача, психолога, логопеда. Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитываю предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовываю с помощью следующих форм работы: собрания;
  • индивидуальные консультации;

  • круглые столы;

  • беседы;

  • обучающие тренинги;

  • обмен мнениями;

  • обучающие семинары;

  • устные журналы;

  • семинары - практикумы;

  • оформление памяток для родителей.

Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;
  • совместные праздники;
  • творческие лаборатории родителей;
  • походы, экскурсии в природу;
  • игры-соревнования.
Я провожу классные родительские собрания 1раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:
  • Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;

  • Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;

  • Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;

  • Сформировать общие подходы к воспитанию;

  • Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;

  • Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;

  • Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;

  • Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.


В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.







Тематика классных родительских собраний 8-й класс
  • Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику учиться.
  • Капризы ребенка и как с ними бороться.
  • Учеба и игра в жизни первоклассника.
  • Организация и проведение летних каникул
9-й класс
  • Особенности учебной деятельности второклассников.
  • Единство требований семьи и школы.
  • Трудовое воспитание. Копилка полезных советов.
  • Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника.
  • О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний. Организация летнего отдыха детей.
10--й класс
  • Культура учебного труда и поведения школьника.
  • Характеристика учебной деятельности третьеклассника.
  • Домашняя библиотека, любимые книги .Школьная библиотека. Что читать третьекласснику?
  • Выполнение домашнего задания
  • Организация летнего отдыха детей. Совместный отдых на природе.
11- класс
  • Подростковый возраст - возраст стремительного развития физических и умственных сил. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему.
  • Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях.
  • Мир наших увлечений. Выставка творческих работ детей и родителей.

Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:
  • Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;

  • Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;

  • Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;

  • Сформировать общие подходы к воспитанию;

  • Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;

  • Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;

  • Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;

  • Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.


В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
© 2010-2022