Урок по математике по теме: Решение задач на противоположное движение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Решение задач на противоположное движение ______

(Тема урока)


ФИО (полностью) Калугина Татьяна Демьяновна Место работы МБОУ «Шильнебашская СОШ с углубленным изучением английского языка» Должность Учитель начальных классов, заместитель директора по ВР Предмет Математика Класс 4 Тема Решение задач на противоположное движение Базовый учебник Учебник для 4 класса в 2-х частях Перспектива Л.Г.Петерсон
Цель урока: познакомить учащихся с решением задач на движение в противоположных направлениях; Задачи: - обучающие совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи на скорость, время, расстояние. -развивающие развитие познавательного интереса учащихся; формирование вычислительной культуры учащихся; развитие логического мышления, формирование умения наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии. -воспитательные ученик развивает самостоятельность и добросовестность.

  1. Тип урока: Изучение нового материала.
  2. Формы работы учащихся: Индивидуальная, фронтальная
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, Интернет
  4. Структура и ход урока








Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Ход урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2


3

5

6

7

1

Организационный момент



Приветствие, настрой класса на работу

Запись в тетрадях даты.

3

2

Устный счет

Работа у доски по рядам, вспомним правила на нахождение V, t и S


Контроль

Выполняют задания

S=V*t

V=S:t

t=S:V

5

3

Работа над новым материалом



Создает ситуацию ,где ученики должны самостоятельно сформулировать тему урока

Работают с чертежом, формулируют тему урока

5

4

Формирование умений и навыков



Контролирует, помогает в выполнении заданий

Для закрепления полученных знаний дети выполняют №135 в учебнике и тетради

5

5

Физкультурная минутка




Дети выполняют движения способствующие отдыху на уроке

3

6

Работа над пройденным материалом.


Таблицы со звуковым содержанием №1,№2

Организует работу у компьютера Работа со слабыми учащимися по карточкам

Учащиеся решают задачи

10

7

Работа над пройденным материалом


Таблицы со звуковым содержанием №3.№4

Организация индивидуальной работы

Решают примеры №135 2 столбик, один человек у доски с комментированием

5

8

Развитие логики и мышления


Таблица № 5

Организует работу у компьютера

Думают, высказывают свои предположения

5

9

Выполнение деления с остатком



Организует работу у доски

Высказывают свои суждения

3

10

Рефлексия



Дает возможность ученикам сделать вывод о том, что выполняли на уроке

Высказывают свои отзывы об уроке

2

11

Домашнее задание




задания №143 с. 28,

2


Приложение к плану-конспекту урока

Решение задач на противоположное движение _

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 Деление чисел ЕКЦОР

Анимация со звуковым содержанием files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b52-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf 2 Материалы для закрепления задач на движение ЕКЦОР Таблица

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b6a-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf 3 Материалы для закрепления задач на движение ЕКЦОР Таблица

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b83f-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf 4 Материалы для закрепления задач на движение ЕКЦОР Таблица

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b840-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf 5 Материалы для закрепления задач на движение ЕКЦОР Таблица

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b841-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf 6 Развитие логики и мышления ЕКЦОР Таблица

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fa7f5272-2e86-4ae6-b9d7-91a528ea2aa2/%5BNS-MATH_4-60-115%5D_%5BIM_123%5D.swf

МАТЕМАТИКА

Тема: « Решение задач на движение в противоположных направлениях».

Цели: 1) уметь решать задачи на движение в противоположных направлениях, вывести формулу

зависимости между величинами S, Vуд. и t удаления,

составлять по схемам взаимообратные задачи;

2) закреплять умение анализировать и составлять задачи;

3) развивать логическое мышление, математическую речь,

навыки самоанализа и самоконтроля.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока.

1. Орг. момент.

- В математику страну

Я вас всех сейчас зову.

Встретим мы своих друзей.

Назови их поскорей. (Задачи, уравнения, выражения)

- Назовите тему прошлого урока. (Решение задач на встречное движение)

- Сегодня мы продолжим решать задачи на движение.

2. Актуализация опорных знаний.

Составление и решение задач по схемам.

- А теперь вспомним правила на нахождение V, t и S.

- Запишите формулы нахождения этих величин.

- Проверьте. Кто правильно написал все три формулы?

Молодцы. Сейчас они нам очень потребуются.

- Рассмотрите каждую схему

- Составьте задачу по первой схеме

6км/ч 5км/ч

а) _______________/________________ t=4ч

?км

7м/с 5м/с

б) _______________/________________ t=?с

60 м

?м/мин 5м/мин

в) _______________/________________ t=3мин

24м

10км/ч 15км/ч

г) ___.______.______/_____._____.______ t=2ч

?км

- Что надо знать, чтобы найти расстояние? (Vсбл. и t)

- Время знаем? (Да, 4ч)

- А Vсбл.? (Нет)

- Значит, что мы сейчас найдем? (Vсбл.)

- Как? (6км/ч + 5км/ч=11км/ч)

- А теперь? (S)

- По какой формуле? (S=Vсбл. *4ч=44км). Ответ продиктует.

- Как еще можно решить эту задачу? (Узнать, какое расстояние прошел 1-й,

потом 2-й и полученные расстояния сложить).

- Какой способ удобнее? (1-й)

- Почему? (меньше действий).

Составление задач по 2-й схеме.

- Что надо знать, чтобы найти t? (S и Vсбл.).

- S знаем? (Да, 60 метров).

- А Vсбл.? (Нет).

- А можем узнать? Как? (7м/с+5м/с=12м/с)

- А теперь узнаем? Как? (t=60м:12м/с=5)

- Ответ...

- Можно другим способом решить задачу? (Нет).

- Составьте задачу по 3-й схеме.

- Что известно?

- Можно сразу найти V второй гусеницы? (Нет, т.к. мы не знаем Vсбл.)

- А мы можем найти Vсбл. (Да, т.к. они прошли 24 метра за 3 минуты).

- Еще раз запишите формулу, по которой найдем Vсбл.

Vсбл.=S:t

- Чему равна Vсбл.? (8 м/мин)

- Продолжит решение... (V=8м/мин-5м/мин=3м/мин)

- Можно ли назвать задачи а), б), в) - взаимообратными? (Нет, т.к. разные данные).

3. Физкультминутка.

4. Работа над новым материалом.

- Составление задач по схеме под буквой г)

- Почему ее решение вызвало трудности? Чем она отличается от предыдущей задачи?

Какое это движение? (Эта задача на движение в противоположных направлениях).

- Да, это так. А мы умеем решать такие задачи? (Нет).

- Какая цель нашего урока? (Научиться решать такие задачи...)

- Посмотрите внимательно на схему. Наши объекты идут навстречу друг другу

или же они вышли из одной точки? (Из одной точки). Слайд 7.

- И в каких направлениях? (В противоположных).

- Составьте задачу.

- Расстояние между ними будет увеличиваться или уменьшаться? (Увеличиваться).

- Посмотрите внимательно на каком расстоянии будут велосипедисты через 1 час? (25км).

- Как узнали? (10км+15км=25км).

- Они сближаются или удаляются? (Удаляются).

- Так какая будет тогда V? (Удаления).

- А теперь можем узнать, какое расстояние между ними будет через 2 часа (Да).

- Как? (25км*2ч=50км).

- Что мы научились находить? (S при движении в противоположных направлениях).

- Как называется V? (Vуд.).

- Как запишем формулу для S при движении в противоположных направлениях

(S=Vуд.*t)/

- Сравните с формулой нахождения S при встречном движении.

(Одинаковые. Только там Vсбл., а здесь Vуд.).

- Да, там предметы сближаются друг с другом, а здесь... (удаляются)

- Молодцы, а теперь попробуем эти знания применить при решении задачи.

- Откройте учебник на с.27. Слайд 8.

- Прочитайте 1-ю задачу из №135.

- Что известно?

- В каких направлениях идут пешеходы?

- Что надо найти?

- Обсудите в парах, как можно найти ответ на вопрос задачи? (5км/ч+4км/ч=9км/ч;

9км/ч*3ч+27км).

- Прочитаем 2-ю задачу.

- Какой она является по отношению к 1-й? (Взаимообратной).

- Чем ее решение будет отличаться от решения первой? (В 1-й находили S, а здесь t).

- Посмотрите внимательно на формулу, по которой мы нашли S при движении

в противоположных направлениях и скажите, как согласно этой формуле, найти время?

(t=S:Vуд.).

- Запишите ее в тетради.

- Так что нам надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (S и Vуд.).

- S знаем? (Да, 27 км).

- А Vуд. - ? (Нет).

- Можем найти? Как? (5км/ч+4км/ч=9км/ч).

- Что такое 9км/ч? (Vуд.).

- Или S, на которое они удаляются друг от друга за 1 час.

- Что теперь найдем? (t). Как?

- Прочитайте 3-ю задачу.

- Эта задача по отношению к 1-й какая? (Взаимообратная).

- Обсудите в парах.

- Какие у вас планы по решению этой задачи? (Vуд.=27км/ч:3ч=9км/ч; 9км/ч-5км/ч=4км/ч).

V уд.=S:t

5. Вывод: S=V*t

V=S:t

t=S:V

6. Итог урока.


© 2010-2022