- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока технологии на тему Поздравительная открытка с отделкой выпуклой мозаикой (торцеванием) из бумаги (2 класс)
Конспект урока технологии на тему Поздравительная открытка с отделкой выпуклой мозаикой (торцеванием) из бумаги (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суркова Е.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Работа с бумагой. Поздравительная открытка с отделкой выпуклой мозаикой (торцеванием) из бумаги. Скручивание бумаги на стержне. Т.Б. ножницами» Тип урока: ОНЗ Класс: 2 Основные цели: Метапредметные: 1) Формировать умение применять метод исследования в учебной деятельности.
2) Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация. Предметные: 1) сформировать представление о технике изготовления выпуклой мозаики (торцевании); 2) сформировать умение изготавливать трубочку - торцовочку; 3) Формировать умение составлять краткий план работы, правила безопасной работы.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня трудиться на уроке нам поможет пословица. Прочитайте её: Слайд с пословицей.
«Какие труды, такие и плоды»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (если делать всё со старанием, аккуратно, внимательно, то и изделие получится красивое, аккуратное.)
- Я желаю вам трудиться сегодня на уроке с большим старанием, очень аккуратно и внимательно, чтобы у вас получились красивые изделия.
-Прочтите слова на доске и попробуйте догадаться, с каким событием и с кем они связаны.
Слайд со словами.
Тюльпан, подарок, ласка, любовь, март.
(С Международным женским днём 8 марта, с мамой.)
- Как вы догадались?
Слайд со словами.
(Мама окружает нас любовью и лаской, А 8 марта мы поздравляем мам подарками и цветами.)
Слайд со словами.
- А кого ещё вы поздравляете 8 марта? (бабушек, сестер)
- А как принято поздравлять в праздник? (говорить тёплые слова и дарить подарки)
- А как вы поздравляете с этим праздником своих близких?
- А какой подарок, может одновременно дарить красоту и нести в себе добрые и тёплые слова-пожелания? (открытка)
- Что чаще всего изображается на поздравительных открытках? (Цветы)
- Какие цветы дарят в женский праздник? (мимозы, тюльпаны, нарциссы)
Слайд.
- Какое изделие мы будем сегодня изготавливать? (поздравительную открытку)
-С какой целью? Для чего она нам нужна?
(Чтобы поздравить маму с Международным женским днём 8 марта)
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Сегодня на уроке изготовим вот такую поздравительную открытку.
(показ открытки)
- Как она называется? («Тюльпан»)
- Назовите части, из которых изготовлена открытка. (Основа, цветок)
- Из какого материала выполнена основа открытки? (из картона, альбомного листа)
- А сам цветок? (гофрированной бумаги)
- Из скольких деталей состоит цветок? (деталей много)
- Как называется рисунок, выполненный из небольших кусочков одного или различных материалов? (мозаика)
Слайд.
(показать на одном слайде разные виды мозаики)
Слайд с анимацией. - Что необычного вы заметили в этой мозаике, чем она отличается от других?
(она выпуклая, а не плоская)
Слайд с открыткой.
- Мы раньше изготавливали выпуклую мозаику? (Нет) - Хотите попробовать выполнить? (Да) - Тогда составьте и расскажите алгоритм (последовательность) выполнения выпуклой мозаики. (- Вы уверены, что составили последовательность верно?) - У кого возникло затруднение, поднимите руку. - Сформулируйте своё затруднение. (Я не знаю в какой последовательности и как выполнять выпуклую мозаику. Я не могу обосновать, что правильно выбрал последовательность выполнения.)
3.Выявление причины затруднения.
- У каждого из вас возникло затруднение. Что нужно сделать, чтобы его преодолеть? ( Нужно понять его причину.) - Вспомните, какое задание вы выполняли? ( Составляли план-алгоритм выполнения выпуклой мозаики) - В чём же причина вашего затруднения? Чего вы ещё не знаете? ( Мы не знаем, как выполнять выпуклую мозаику) (как изготавливать открытку в технике выпуклой мозаики)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова цель урока? (узнать алгоритм изготовления выпуклой мозаики, научиться последовательно изготавливать выпуклую мозаику) - Для чего нам нужен этот алгоритм (последовательность)? (чтобы изготовить открытку в технике выпуклой мозаики)
- Какова тема нашего урока? (поздравительная открытка «Тюльпан»)
(на доске или на слайдах появляются новые слова) -Из какого материала изготовлена мозаика? (гофрированная бумага) -Почему именно этот материал используется для этой мозаики? (он мягкий, хорошо держит форму)
- Чем похожи все детали мозаики? (одинаковые по форме и размеру) - Какую форму имеет каждая деталь мозаики? Об этой форме мы говорили на уроке математики. (цилиндр) - Чем отличается от обычного цилиндра? (Трубочка-цилиндр, полая, пустая внутри.) - Что вы можете сказать про эту трубочку-цилиндр. Она какая? (объёмная)
- Разверните одну трубочку-цилиндр и скажите, какую форму она имела первоначально? (квадрат) - Чем отличается квадрат от цилиндра? (квадрат плоский, а цилиндр объёмный) - Мы умеем из плоского квадрата получать объёмную трубочку-цилиндр? (нет) - Что же нам надо узнать? (как из плоского квадрата получить объёмную трубочку-цилиндр) -Перед вами квадратики гофрированной бумаги. Как нам из них получить объёмную трубочку-цилиндр с донышком с одной стороны? (показываю большой квадрат.)
1)Пробное, поисковое практическое упражнение.
-Попробуйте скрутить квадрат так, чтобы получилась объёмная трубочка-цилиндр с донышком с одной стороны.
(ученики пробуют) - У всех получилось скрутить как в образце? - У кого получилось, выйдите, покажите. (показывают)
( для наглядности вызвать пару или одного ученика показать на большом квадрате)
- Что вы использовали, чтобы скрутить квадрат в трубочку-цилиндр? (стержень) Если не получилось. - Почему не получилось? (надо было скручивать вокруг какого-то предмета цилиндрической формы, трубочки, стержня) - Значит, что сначала надо поставить в центр квадрата? (какой-то предмет цилиндрической формы, (с тупым концом) трубочку, стержень)
- Реализация построенного проекта.
- Как скручивали вокруг предмета, стержня?
(1. Поставили предмет (стержень) в центр квадрата. 2.Смяли квадрат по форме предмета (стержня) 3. Прокатали предмет (стержень) между пальцами.)
- Какой стороной (частью) будем приклеивать получившиеся трубочки к основе? (нижней, короткой, донышком) - Кто знает, как называется такая короткая сторона у предмета? (торец)
Слайд со словами.
- Как же будут называться трубочки с таким донышком-торцом? (трубочки - торцовки, торцовочки)
Слайд с анимацией.
- Какое название будет иметь техника изготовления мозаики из торцовок? (торцевание)
Слайд с анимацией. - Молодцы, вот вы составили алгоритм. - Я предлагаю записать его в виде вот такого эталона.
1. Торец предмета (стержня) поставим в центр квадрата. 2. Сомнём квадрат по форме предмета (стержня).
3.Прокатаем стержень между пальцами.
- Своё затруднение вы преодолели. Настало время учиться применять построенный алгоритм при изготовлении открытки.
- Когда можно вынуть предмет (стержень) из торцовочки - до приклеивания на основу или после? (после приклеивания) - Почему? (трубочка помнётся, потеряет форму) - В каком порядке будем приклеивать каждую следующую торцовочку? (торцовочку ставить рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.) - Мозаика готова. Что делаем дальше? (приклеиваем на открытку готовую картинку-мозаику) - Как картинку нужно расположить на открытке? (по центру)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
-Расскажите последовательность изготовления открытки. - С чего начнём?
1. Выберем готовый или нарисуем на бумаге любой рисунок.
Слайд со словами.
2. Из полосок гофрированной бумаги нарежем на глаз квадраты со стороной примерно 1 см.
3. Наносим клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок рисунка.
Слайд со словами.
4. Торец предмета (стержня) поставим в центр квадрата.
5. Сомнём квадрат по форме предмета (стержня).
Слайд со словами.
- Я вам открою один секрет: трубочки могут быть разными- с ровным краем или с торчащим, колючим. - Как вы думаете, от чего это зависит? - Чтобы трубочка получилась с ровным краем нужно закрыть квадратик сторона к стороне.
(показываю)
- А чтобы торчащая, с иголочками - то закрыть квадратик уголок к уголку. (показываю)
6. Прокатаем стержень между пальцами. Получится цветная трубочка-торцовочка.
7. Поставим ее на клей.
Слайд со словами.
8. Вынем стержень.
Слайд со словами.
9. Каждую следующую торцовочку приклеиваем рядом с предыдущей. Стараемся ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. 10. Сложим картон пополам и приклеим готовую мозаику на основу.
- Давайте подумаем, какие дополнения, изменения можно внести в эту открытку. - Что можно сделать, чтобы картинка стала более пушистой, объёмной? (заполнить картинку сплошной мозаикой)
(показ образца) - Обязательно такой рисунок использовать в открытке? (нет, можно другой)
- Сегодня я предлагаю вам на выбор несколько рисунков для торцевания.
(показ образцов)
Слайд с открытками, анимация
Повторение правил техники безопасности. -Каким «опасным» инструментом будем работать сегодня на уроке? (ножницами) -Почему ножницы «опасный» инструмент? (можно пораниться) - Как ножницы должны лежать на парте? (в закрытом виде и острыми концами от себя) - Как нужно передавать ножницы? (кольцами вперёд) - Когда режем, куда должны смотреть острые концы ножниц? (вниз) - Помните, что работать ножницами нужно не отвлекаясь, не разговаривая. Если вам нужно что-то сказать или передать соседу, то положите ножницы на парту, передайте, а затем продолжите работу. - Как нужно наносить клей? (Чуть сдавливая флакон, аккуратно, точно по контуру)
Физминутка.
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Включение в систему знаний.
- Где вы можете применить новое знание? (при изготовлении газеты, аппликации, открытки)
- Рефлексия деятельности на уроке.
При оценивании обученности учащихся учитываются следующие критерии:
- качество выполняемых новых технологических приёмов и готового изделия;
- характер деятельности (репродуктивная, творческая)
- степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий
- Все открытки получились красивыми. Вы доставите радость своим родным и близким такими замечательными открытками!
- Пожелание, написанное внутри каждой открытки, служит проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности. Давайте подумаем, какие ласковые, добрые слова вы можете написать в своей открытке.
- Передавая вот это сердечко, расскажите о своей любви к маме, продолжив предложение.
«Мама, ты самая: …… »
«Мама, я хочу тебе пожелать: …… »
Слайд со словами.
(для наглядности, мягкое сердечко дети передавая друг другу, рассказывают о своей любви к маме.)
- Я хочу пожелать вам и вашим мамам добра, любви, счастья и как можно больше приятных и радостных моментов жизни.
- Большое спасибо за работу на уроке!