Разработка урока русского языка на тему Сложные слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка на тему Сложные слова (3 класс)Разработка урока русского языка на тему Сложные слова (3 класс)Разработка урока русского языка на тему Сложные слова (3 класс)Разработка урока русского языка на тему Сложные слова (3 класс)Разработка урока русского языка на тему Сложные слова (3 класс)Разработка урока русского языка на тему Сложные слова (3 класс)

Тема урока

Сложные слова

Цель урока

Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию темы: «Сложные слова»

Задачи

Образовательные:

- познакомить с понятием "сложные слова", со способом образования сложных слов;

- способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;

- повторить понятия "корень", "однокоренные слова".

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- обогащать письменную и устную речь учащихся;

- формировать навыки самоконтроля и самопроверки;

- развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к языку, слову;

- формировать умение слушать одноклассника и учителя, понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Образовательные результаты

Предметные.

Познакомиться с понятием "сложные слова" и с особенностями образования сложных слов.

Метапредметные.

Познавательные:

- Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.

- Делать выводы на основе обобщения знаний.

- Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

- Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

- Планировать и согласовывать общие способы работы в группе.

- Определяет последовательность действий для решения предметной задачи.

Регулятивные:

- Обладать способностью к волевому усилию и умением преодолевать препятствия.

- Осуществлять простейшее планирование своей работы.

Личностные:

- Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.

- Выявлять и осознавать того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

- Формировать толерантное отношение к одноклассникам.

Основные понятия

Сложные слова, соединительная гласная.

Тип урока

Урок открытия нового материала.

Вид урока

Урок-исследование.

Методы обучения

Проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Структура урока

  1. Организационный момент………………………………………………1 мин.

  2. Мотивация к учебной деятельности…………………………………….7 мин.

  3. Актуализация знаний…………………………………………………….4 мин.

  4. Фиксация затруднений в деятельности, постановка учебной задачи…2 мин.

  5. Построение проекта для решения учебной задачи……………………..3 мин.

  6. Реализация построенного проекта………………………………………4 мин.

  7. Физкультминутка…………………………………………………………2 мин.

  8. Первичное закрепление полученных знаний…………………………..5 мин.

  9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону………………...9 мин.

  10. Рефлексия учебной деятельности……………………………………….3 мин.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, математика.

Техническое обеспечение и оборудование:

Интерактивный комплекс, магнитная доска, магнитные схемы звуков, частей слова, сигнальные карточки, карточки самооценки, выставка книг Н.Носова, портрет писателя, презентация, учебник "Русский язык" 3 класс Е.В.Восторгова, рабочая тетрадь.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

Предметные

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент.

Цель:

- настроить на успешную работу

II. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним всё, что нам известно по теме «Состав слова», для того, чтобы открыть для себя что-то новое, неизвестное.

- К нам на урок сегодня придет очередной сказочный герой. А как его зовут, вы узнаете, отгадав загадку:

В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
(Незнайка.)

- Так кто догадался?

Слайд 2

- А зачем Незнайка пришел к нам? - Готовы ли вы научить его? Может кто из ребят скажет, из какого романа-сказки этот герой и кто автор?

(Выставка книг, портрет писателя)

- Кто читал? У кого есть дома? Понравились вам истории о коротышках?

Более подробно о жизни и в творчестве этого писателя вы можете узнать из слайдов.

Подготовка класса к работе.



- Незнайка.

- Пришел в гости, чтобы что-нибудь узнать новое от нас.

- Да.

- Заранее подготовленные дети рассказывают: Н. Носов родился 23 ноября 1908 года в поселке Ирпень под Киевом в семье актера эстрады. Слайд 3

C детства увлекался радиолюбительством, электротехникой.

Носов в юности работал чернорабочим, торговцем газет, землекопом.-

Слайд 4

1-я часть- "Приключения Незнайки" - напечатана в 1954 году.

В 1958 написана 2-я часть трилогии - "Незнайка в Солнечном городе".

В 1965 вышла заключительная часть трилогии - "Незнайка на Луне".

В 1970 году писатель получил имени Крупской

Слайд 5

К 100летию со дня рождения писателя в 2008г. была выпущена серебряная монета и конверт с изображением портрета Н.Н.Носова.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Слайд 6

- На минутке чистописания Незнайка предлагает поиграть в игру "Угадай-ка", чтобы узнать, какие буквы будем писать.

-Будьте внимательны.

-Произведение 3 и 5 увеличить на 1.

-Найдите, какая буква по счету занимает шестнадцатое место в алфавите?

- Дайте характеристику этой букве.

- Запишите эту букву 4 раза.

Считаем далее, закрыли глазки.

От шестнадцати вычесть произведение двух и пяти.

-Найдите, какая буква по счету занимает шестое место в алфавите?

- Дайте характеристику.

- В каких случаях буква е обозначает 2 звука?

Запишите эту букву 4 раза

- Подчеркните самую красивую зеленой ручкой.

- В каких орфограммах встречаются эти гласные (в орфограммах слабых позиций гласных)

- На какие две группы делятся все орфограммы?

- Назовите орфограммы гласных.

- Назовите орфограммы согласных.

Слайд 7

Работа в тетрадях.

- 16

- Буква О.

- Буквой О обозначаем гласный, ударный (безударный) звук.

- 6

- Буква Е.

- Буквой Е обозначаем гласный, ударный ( безударный) звук.

- Когда стоит в начале слова, после гласной, после разделительных ъ и ь знаков.

- На орфограммы гласных в слабой позиции и на орфограммы согласных в слабой позиции.

- Безударные гласные, проверяемые по сильной позиции и непроверяемые безударные гласные.

- Парные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные.

III. Актуализация знаний

Цели:

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

- Когда вы шли в школу, на улице шел снег.

- Запишите это слово. Объясните орфограмму в этом слове

Слайд 8- Придумайте родственные слова к этому слову.

-Запишите эти слова и объясните орфограммы.



- Выделите корни в словах. Проверьте.

Слайд 9

- Почему в родственных словах разные корни?

-Составьте с любым из этих слов предложение и запишите его.

- Как называется явление, когда идет сильный снег?

-Запишите слово.

- Запишем на доске.

-У кого другой вариант записи?

-Ещё варианты?

- Что же получилось, слово написано по-разному.

-Такое возможно?

- Что это за орфограмма?

- В какой части слова находится орфограмма?

В слове снег парный согласный в корне слова.

Снег, снежок, снежный

В слове снежок 3 орфограммы : - гласный в корне в слабой позиции, проверяем по сильной позиции - снег;

- гласный после шипящего, проверять эту орфограмму мы не умеем, поэтому запишем с пропуском орфограммы;

- парный согласный в конце слова, проверяем по сильной позиции (нет снежка).

- В слове снежный орфограмма гласный в слабой позиции в окончании слова, проверяем по правилу (в окончаниях слов, называющих признаки мужского рода в слабой позиции пишется либо Ы , либо И, здесь напишем И, т.к. предшествующий согласный - мягкий).

-Здесь чередование согласных на конце корня.

-Снегопад.

СНЕГАПАД

СНЕГОПАД

СНЕГ?ПАД

- Нет.

- Гласный в слабой позиции.

(Не знают)

Уметь называть орфограммы с данными буквами.

Уметь подбирать однокоренные слова и выделять в них значимые части.

Регулятивные УУД

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативное УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

IV. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи.

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

организовать самопроверку по эталону, самооценку.

- Что можете сказать об этом слове?

Молодцы! Это и есть тема нашего урока.

Слайд 10

Какую учебную задачу ставим перед собой?

- Это интересное, необычное, сложное слово.

Исследовать, как образуются сложные слова, узнать о новой орфограмме, в какой части слова она находится, научиться её проверять.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

V. Построение проекта для решения УЗ

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- уточнить тему урока.

- организовать составление совместного плана действий;

Регулятивные УУД

- Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Слайд 11

План:

1. Что такое сложные слова?

2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

3. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?

4. Составление схемы-подсказки для орфограммы "Сложные слова".

VI. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

организовать самопроверку по эталону, самооценку.

- Давайте узнаем, что обозначает это слово?

- Сколько слов нам понадобилось, чтобы составить это слово?

- Какие?

- Какую часть слова взяли у этих слов?

-Какие?

- Как называется действие в математике, когда мы складываем числа и, которое имеет такой же корень, как и слово сложные?

- Так что сделали с корнями слов?

- Как называются такие слова?

- Какая гласная понадобилась, чтобы соединить эти два корня?

-Какую работу она выполняет?

- Как же будет называться такая гласная?

- Верно. Их в русском языке две: О и Е.

- Снег падает.

-Два слова.

Снег падает.

- Корни.

- Снег и пад.

- Сложение.

- Сложили.

- Сложные. Слайд 12

- Гласная о.

-Соединяет два корня.

- Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.

Уметь выбирать соединительную гласную и правильно писать ее в словах.

Уметь находить и корректировать свои ошибки.

Уметь образовывать новые слова путем слияния двух основ.

Познавательные УУД Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

Уметь работать по коллективно составленному плану

VII.Физкультминутка

Выполняют упражнения под музыку, повторяя за героем из мультфильма.

VIII. Первичное закрепление полученных знаний

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Ответим на следующий вопрос нашего плана. Слайд 13

Работать будем в группах.(Дети поделены на группы по уровню обученности. Задания дифференцированы в соответствии с уровнем обученности каждой группы учащихся. См. Приложение1.)

- У вас в столбик записаны слова. Вам их нужно разделить на два столбика,

вставить нужную букву, выделите в них корни.

Проверяем. Слайд 14.

Руководители групп покажите ваше согласие (несогласие) сигналами.

-Молодцы! Какой вывод сделаем?





- Соединительная гласная о пишется после твёрдых согласных, а соединительная гласная е пишется после мягких согласных.

Уметь правильно определять соединительную гласную в слове.

Регулятивные УУД

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- Незнайка вам принес тоже задание.

Слайд 15, 16, 17, 18,

- Незнайка вспомнил, что у него тоже есть подруга, имя которой сложное слово, вам загадка:

У хорошенькой малышки
Голубые глазки.
Она очень любит книжки -
И стихи, и сказки.

- Отгадали?

- От каких слов образовано имя?

- Какая соединительная гласная?

- Кто даст полностью ответ?

- Вам Синеглазка дает задание.

Творческий мини-проект (в группах)

Составление схемы-подсказки.

Слайд 19

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют проверку задания

Выполняют самооценку.

- Синеглазка.

- Синие глаза.

- Соединительная гласная е.

- Имя Синеглазка образовано от слов синие глаза, при помощи соединительной гласной е.

Защита проектов.

О

Е

Уметь "раскрывать тайну" названия предмета. Происхождение слов.

Регулятивные УУД

- уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

- выполнять работу по предложенному плану;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД

Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Физкультминутка.

Незнайка пришел домой и стал искать у себя дома сложные слова: Если он правильно определил хлопайте в ладоши, а если нет, то топайте:

Утюг, скороварка, посуда, одеяло, пылесос, пароварка, стол, хлебопечка.

Друзья предлагают вам пройти еще испытание:

- 1 вариант из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а 2- с соединительной гласной е, записывают их.

Вод...воз, пеш...ход, книг...люб, рыб...лов, везд...ход, каш...вар

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.

Дополнительно тест. Слайд 20,21,22

1. Сложные слова у которых:

а) 2 корня.

б) 1 корень

2. В сложных словах соединительные гласные:

а) только о

б) только е

в) о е

3. Гласная о пишется после:

а) твердых согласных

б) после всех согласных

4. Гласная е пишется после:

а) мягких согласных

б )после всех согласных.

Выполните самооценку (методика Цукерман)

"Шкала оценивания"

  • высокий уровень

  • средний уровень

  • низкий уровень





- Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу).

Показывают на шкалах в рабочих тетрадях.


X. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Д/з.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Подведём итог.

- Скажите, какова была УЗ нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели? Научились это делать?

- Что мы узнали нового на уроке?

- Как оцениваете свою работу на уроке? Покажите карточки самооценки.

Слайд 23

Молодцы!

- Я тоже довольна уроком и ставлю следующие оценки…

Д\з

Слайд 24

с.72, упр.154

-Исследовать, как образуются сложные слова, узнать о новой орфограмме, в какой части слова она находится, научиться её проверять.

-Да.

По схеме рассказывают, что узнали.

Регулятивные УУД

-Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

-Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности







© 2010-2022