- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока русского языка на тему Сложные слова (3 класс)
Разработка урока русского языка на тему Сложные слова (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Е.В. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока
Сложные слова
Цель урока
Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию темы: «Сложные слова»
Задачи
Образовательные:
- познакомить с понятием "сложные слова", со способом образования сложных слов;
- способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
- повторить понятия "корень", "однокоренные слова".
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- обогащать письменную и устную речь учащихся;
- формировать навыки самоконтроля и самопроверки;
- развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к языку, слову;
- формировать умение слушать одноклассника и учителя, понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Образовательные результаты
Предметные.
Познакомиться с понятием "сложные слова" и с особенностями образования сложных слов.
Метапредметные.
Познавательные:
- Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.
- Делать выводы на основе обобщения знаний.
- Извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные:
- Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.
- Планировать и согласовывать общие способы работы в группе.
- Определяет последовательность действий для решения предметной задачи.
Регулятивные:
- Обладать способностью к волевому усилию и умением преодолевать препятствия.
- Осуществлять простейшее планирование своей работы.
Личностные:
- Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.
- Выявлять и осознавать того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
- Формировать толерантное отношение к одноклассникам.
Основные понятия
Сложные слова, соединительная гласная.
Тип урока
Урок открытия нового материала.
Вид урока
Урок-исследование.
Методы обучения
Проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный.
Формы обучения
Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
Структура урока
-
Организационный момент………………………………………………1 мин.
-
Мотивация к учебной деятельности…………………………………….7 мин.
-
Актуализация знаний…………………………………………………….4 мин.
-
Фиксация затруднений в деятельности, постановка учебной задачи…2 мин.
-
Построение проекта для решения учебной задачи……………………..3 мин.
-
Реализация построенного проекта………………………………………4 мин.
-
Физкультминутка…………………………………………………………2 мин.
-
Первичное закрепление полученных знаний…………………………..5 мин.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону………………...9 мин.
-
Рефлексия учебной деятельности……………………………………….3 мин.
Межпредметные связи
Литературное чтение, окружающий мир, математика.
Техническое обеспечение и оборудование:
Интерактивный комплекс, магнитная доска, магнитные схемы звуков, частей слова, сигнальные карточки, карточки самооценки, выставка книг Н.Носова, портрет писателя, презентация, учебник "Русский язык" 3 класс Е.В.Восторгова, рабочая тетрадь.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты УУД
Предметные
Универсальные учебные действия
I.Организационный момент.
Цель:
- настроить на успешную работу
II. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы с вами вспомним всё, что нам известно по теме «Состав слова», для того, чтобы открыть для себя что-то новое, неизвестное.
- К нам на урок сегодня придет очередной сказочный герой. А как его зовут, вы узнаете, отгадав загадку:
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
(Незнайка.)
- Так кто догадался?
Слайд 2
- А зачем Незнайка пришел к нам? - Готовы ли вы научить его? Может кто из ребят скажет, из какого романа-сказки этот герой и кто автор?
(Выставка книг, портрет писателя)
- Кто читал? У кого есть дома? Понравились вам истории о коротышках?
Более подробно о жизни и в творчестве этого писателя вы можете узнать из слайдов.
Подготовка класса к работе.
- Незнайка.
- Пришел в гости, чтобы что-нибудь узнать новое от нас.
- Да.
- Заранее подготовленные дети рассказывают: Н. Носов родился 23 ноября 1908 года в поселке Ирпень под Киевом в семье актера эстрады. Слайд 3
C детства увлекался радиолюбительством, электротехникой.
Носов в юности работал чернорабочим, торговцем газет, землекопом.-
Слайд 4
1-я часть- "Приключения Незнайки" - напечатана в 1954 году.
В 1958 написана 2-я часть трилогии - "Незнайка в Солнечном городе".
В 1965 вышла заключительная часть трилогии - "Незнайка на Луне".
В 1970 году писатель получил имени Крупской
Слайд 5
К 100летию со дня рождения писателя в 2008г. была выпущена серебряная монета и конверт с изображением портрета Н.Н.Носова.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Слайд 6
- На минутке чистописания Незнайка предлагает поиграть в игру "Угадай-ка", чтобы узнать, какие буквы будем писать.
-Будьте внимательны.
-Произведение 3 и 5 увеличить на 1.
-Найдите, какая буква по счету занимает шестнадцатое место в алфавите?
- Дайте характеристику этой букве.
- Запишите эту букву 4 раза.
Считаем далее, закрыли глазки.
От шестнадцати вычесть произведение двух и пяти.
-Найдите, какая буква по счету занимает шестое место в алфавите?
- Дайте характеристику.
- В каких случаях буква е обозначает 2 звука?
Запишите эту букву 4 раза
- Подчеркните самую красивую зеленой ручкой.
- В каких орфограммах встречаются эти гласные (в орфограммах слабых позиций гласных)
- На какие две группы делятся все орфограммы?
- Назовите орфограммы гласных.
- Назовите орфограммы согласных.
Слайд 7
Работа в тетрадях.
- 16
- Буква О.
- Буквой О обозначаем гласный, ударный (безударный) звук.
- 6
- Буква Е.
- Буквой Е обозначаем гласный, ударный ( безударный) звук.
- Когда стоит в начале слова, после гласной, после разделительных ъ и ь знаков.
- На орфограммы гласных в слабой позиции и на орфограммы согласных в слабой позиции.
- Безударные гласные, проверяемые по сильной позиции и непроверяемые безударные гласные.
- Парные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные.
III. Актуализация знаний
Цели:
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
- Когда вы шли в школу, на улице шел снег.
- Запишите это слово. Объясните орфограмму в этом слове
Слайд 8- Придумайте родственные слова к этому слову.
-Запишите эти слова и объясните орфограммы.
- Выделите корни в словах. Проверьте.
Слайд 9
- Почему в родственных словах разные корни?
-Составьте с любым из этих слов предложение и запишите его.
- Как называется явление, когда идет сильный снег?
-Запишите слово.
- Запишем на доске.
-У кого другой вариант записи?
-Ещё варианты?
- Что же получилось, слово написано по-разному.
-Такое возможно?
- Что это за орфограмма?
- В какой части слова находится орфограмма?
В слове снег парный согласный в корне слова.
Снег, снежок, снежный
В слове снежок 3 орфограммы : - гласный в корне в слабой позиции, проверяем по сильной позиции - снег;
- гласный после шипящего, проверять эту орфограмму мы не умеем, поэтому запишем с пропуском орфограммы;
- парный согласный в конце слова, проверяем по сильной позиции (нет снежка).
- В слове снежный орфограмма гласный в слабой позиции в окончании слова, проверяем по правилу (в окончаниях слов, называющих признаки мужского рода в слабой позиции пишется либо Ы , либо И, здесь напишем И, т.к. предшествующий согласный - мягкий).
-Здесь чередование согласных на конце корня.
-Снегопад.
СНЕГАПАД
СНЕГОПАД
СНЕГ?ПАД
- Нет.
- Гласный в слабой позиции.
(Не знают)
Уметь называть орфограммы с данными буквами.
Уметь подбирать однокоренные слова и выделять в них значимые части.
Регулятивные УУД
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Познавательные УУД
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативное УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
IV. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи.
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
организовать самопроверку по эталону, самооценку.
- Что можете сказать об этом слове?
Молодцы! Это и есть тема нашего урока.
Слайд 10
Какую учебную задачу ставим перед собой?
- Это интересное, необычное, сложное слово.
Исследовать, как образуются сложные слова, узнать о новой орфограмме, в какой части слова она находится, научиться её проверять.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
V. Построение проекта для решения УЗ
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- уточнить тему урока.
- организовать составление совместного плана действий;
Регулятивные УУД
- Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Слайд 11
План:
1. Что такое сложные слова?
2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
3. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?
4. Составление схемы-подсказки для орфограммы "Сложные слова".
VI. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
организовать самопроверку по эталону, самооценку.
- Давайте узнаем, что обозначает это слово?
- Сколько слов нам понадобилось, чтобы составить это слово?
- Какие?
- Какую часть слова взяли у этих слов?
-Какие?
- Как называется действие в математике, когда мы складываем числа и, которое имеет такой же корень, как и слово сложные?
- Так что сделали с корнями слов?
- Как называются такие слова?
- Какая гласная понадобилась, чтобы соединить эти два корня?
-Какую работу она выполняет?
- Как же будет называться такая гласная?
- Верно. Их в русском языке две: О и Е.
- Снег падает.
-Два слова.
Снег падает.
- Корни.
- Снег и пад.
- Сложение.
- Сложили.
- Сложные. Слайд 12
- Гласная о.
-Соединяет два корня.
- Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.
Уметь выбирать соединительную гласную и правильно писать ее в словах.
Уметь находить и корректировать свои ошибки.
Уметь образовывать новые слова путем слияния двух основ.
Познавательные УУД Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану
VII.Физкультминутка
Выполняют упражнения под музыку, повторяя за героем из мультфильма.
VIII. Первичное закрепление полученных знаний
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
- Ответим на следующий вопрос нашего плана. Слайд 13
Работать будем в группах.(Дети поделены на группы по уровню обученности. Задания дифференцированы в соответствии с уровнем обученности каждой группы учащихся. См. Приложение1.)
- У вас в столбик записаны слова. Вам их нужно разделить на два столбика,
вставить нужную букву, выделите в них корни.
Проверяем. Слайд 14.
Руководители групп покажите ваше согласие (несогласие) сигналами.
-Молодцы! Какой вывод сделаем?
- Соединительная гласная о пишется после твёрдых согласных, а соединительная гласная е пишется после мягких согласных.
Уметь правильно определять соединительную гласную в слове.
Регулятивные УУД
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
- Незнайка вам принес тоже задание.
Слайд 15, 16, 17, 18,
- Незнайка вспомнил, что у него тоже есть подруга, имя которой сложное слово, вам загадка:
У хорошенькой малышки
Голубые глазки.
Она очень любит книжки -
И стихи, и сказки.
- Отгадали?
- От каких слов образовано имя?
- Какая соединительная гласная?
- Кто даст полностью ответ?
- Вам Синеглазка дает задание.
Творческий мини-проект (в группах)
Составление схемы-подсказки.
Слайд 19
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют проверку задания
Выполняют самооценку.
- Синеглазка.
- Синие глаза.
- Соединительная гласная е.
- Имя Синеглазка образовано от слов синие глаза, при помощи соединительной гласной е.
Защита проектов.
О
Е
Уметь "раскрывать тайну" названия предмета. Происхождение слов.
Регулятивные УУД
- уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
- выполнять работу по предложенному плану;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД
Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Физкультминутка.
Незнайка пришел домой и стал искать у себя дома сложные слова: Если он правильно определил хлопайте в ладоши, а если нет, то топайте:
Утюг, скороварка, посуда, одеяло, пылесос, пароварка, стол, хлебопечка.
Друзья предлагают вам пройти еще испытание:
- 1 вариант из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а 2- с соединительной гласной е, записывают их.
Вод...воз, пеш...ход, книг...люб, рыб...лов, везд...ход, каш...вар
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.
Дополнительно тест. Слайд 20,21,22
1. Сложные слова у которых:
а) 2 корня.
б) 1 корень
2. В сложных словах соединительные гласные:
а) только о
б) только е
в) о е
3. Гласная о пишется после:
а) твердых согласных
б) после всех согласных
4. Гласная е пишется после:
а) мягких согласных
б )после всех согласных.
Выполните самооценку (методика Цукерман)
"Шкала оценивания"
-
высокий уровень
-
средний уровень
-
низкий уровень
- Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу).
Показывают на шкалах в рабочих тетрадях.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Д/з.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Подведём итог.
- Скажите, какова была УЗ нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели? Научились это делать?
- Что мы узнали нового на уроке?
- Как оцениваете свою работу на уроке? Покажите карточки самооценки.
Слайд 23
Молодцы!
- Я тоже довольна уроком и ставлю следующие оценки…
Д\з
Слайд 24
с.72, упр.154
-Исследовать, как образуются сложные слова, узнать о новой орфограмме, в какой части слова она находится, научиться её проверять.
-Да.
По схеме рассказывают, что узнали.
Регулятивные УУД
-Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
-Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности