Статья Скороговорки в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Скороговорки в начальной школе.

Игра - это всегда развлечение, забава и, конечно же, соревнование, стремление каждого быть победителем. А скороговорки очень напоминают нам игру. И почему бы нам не поиграть на уроках в начальной школе?

Скороговорка - это словесная игра. Задача известна всем: надо быстро и четко, не запутавшись, выговорить фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произношения образом. Соревновательное, игровое начало, очевидно, и привлекает детей. Очевидна и польза: скороговорки - это упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. В настоящее время скороговорки способствуют формированию и развитию правильной чистой речи детей, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость. К тому же они знакомят с богатством родного языка.

Проговаривая скороговорку, каждый ребёнок старается произнести правильно и быстро. А ведь это совсем непросто. В народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Но детей это не останавливает ,и они стремятся сделать это лучше всех.

Но, кроме того, скороговорки - крошечные произведения. В скороговорках нет чепухи, небылицы. Скороговорки представляют картину знакомого ребёнку реального мира.

Отличительная черта скороговорок - наличие ритма, способствующего запоминанию.

Посмотрите: синтаксический параллелизм и вызванный им монотонный ритм ударных - безударных соединяется с сухим, навязчивым повторением звука. Например: « Цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла» (звук [ц]) А вот в скороговорке:

Летела сова

Из Солёного села,

На четыре кола,

Колоприворотничка.

происходит прихотливое чередование ударных - безударных и «летящие» звукосочетания ле/ела/оле/ела/ола, и эти звуки создают совершенно другую картину. Скороговорки необходимо подбирать на звуки, которые ребёнок произносит неверно. Незнакомые слова следует пояснить, чтобы был понятен смысл скороговорки. Если ребёнок уже умеет читать, лучше написать скороговорку на листе бумаги и отметить, какими буквами обозначается тот или иной звук в словах. Правильно произнести скороговорку и обратить внимание на артикуляцию отрабатываемых звуков. Показать, в каком положении должны находиться органы речи при произношении отдельного звука. После этого прочитайте все слова скороговорки в медленном темпе. Попросите читать скороговорку вслух, постепенно ускоряя темп. Обратите внимание на правильную интонацию и ударение.
Для маленьких детей следует показывать иллюстрации к скороговоркам. Задать ребёнку несколько вопросов, например, кто нарисован на картинке, что он делает. Вопросы должны быть простыми и понятными. Попросите ребёнка объяснить сложные слова или объясните их сами. Несколько раз проговорите скороговорку вместе с малышом. Пусть он возьмёт в руки мячик и на каждое слово подбрасывает и ловит его. Можно перебрасывать мячик из одной руки в другую.
Попросите ребёнка проговорить скороговорку, ритмично хлопая в ладоши. При этом говорить и хлопать надо сначала медленно, а затем ускорять темп.
При работе с парой или группой детей можно устроить соревнование - кто быстрее проговорит скороговорку и не собьётся.
Простые скороговорки, после их правильного повторения, можно усложнить: произнести скороговорку, а затем поменять местами начало и конец. Например, белые бараны били в барабаны; в барабаны били белые бараны. Эту же скороговорку можно произнести сначала очень тихо, шёпотом, громко. Очень важно помочь каждому ребенку преодолеть страх при произношении. При работе со скороговоркой важно, чтобы дети поняли: речь будет понятна для других, если говорить достаточно громко, в нормальном темпе, чтобы дети научились в соответствии с ситуацией, с задачей общения изменять громкость, темп, тон речи.

Самые сложные слова надо произносить по несколько раз в медленном темпе. И делать это, пока они не зазвучат свободно, легко, без всякого напряжения, но в тоже время осмысленно. Во время чтения скороговорки, неверным и даже вредным является бессмысленное произнесение её по слогам. Никакой пользы это не приносит, а только тяжелит речь, лишает её естественности и лёгкости. Главное, это разобраться в её содержании. А зная точно мысль, текстом этим можно действовать.

Скороговорки нам могут говорить об одном предмете, но совершенно по -разному. Поэтому человек может представлять разные картины. Для примера сравните две скороговорки:

Из - под Костромщины

Шли четыре мужчины;

Говорили они про торги

Да про покупки,

Про крупу да про подкрупки.

Расскажите про покупку!

Про какую про покупку?

Про покупку, про покупку,

Про покупочку мою!

Прочитав первую скороговорку, мы представляем группу богатых купцов, которые рассуждали о чем-то важном. Во второй мы увидели образ веселого подростка, который радуется любому пустяку.

С загадочностью и таинственностью мы сталкиваемся в скороговорке:

Рано вставали,

Стали ковали,

На стальны стальницы клали,

Снова равперековывали.

Сразу же хочется задать вопросы: Кто рано встал? Кто ковал? А плавный звук [л,]в звуковом ряду али/али/али/аль/аль/али/али и звонкий [н] напоминают приглушенный перестук молотков ранним утром.

Скороговорка может быть и насмешливой:

Кубра на кубру щи наварила,

А пришедши букара да выхлебала.

Сначала нам кажется, что «кубра» и «букара» - это выдуманные слова.Но полистав словари, мы находим, что в новгородском говоре «кубра» значит шутник или проказник. В.И. Даль приводит в своем словарек архаический вариант слова 2букашка» - «букарка». В Сибири про маленькое насекомое говорят «букарашка».По звучанию это слово напоминает нам слово «букара»Если подставить известные значения слов, то смыл скороговорки приобретает иронический характер: «Шутник для шутника так старался, столько щей наварил, что только букашке и хватило».

Писатели стали употреблять скороговорки в своих произведениях. Наиболее удачные тексты стали переходить в устный детский репертуар. В городской среде это усилилось со второй половины XIX в., по мере развития детской литературы и расширения круга читателей.

Их можно использовать при изучении звуков в период обучения грамоте. Например, при изучении звука т :

От топота копыт пыль по полю летит.

Или при изучении звука п :

Наш Полкан попал в капкан.

Но чаще в этих жанрах прослеживаются сочетания звуков. Например, сочетание парных глухих и звонких согласных з , с:

Идёт козёл, косой козёл.

- прочитайте скороговорку медленно;

- подумайте , о чём в ней говорится;

- посмотрите, какие слова похожи друг на друга по звучанию;

- проговори скороговорку медленно наизусть вслух;

- теперь шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее;

- посоревнуйся с товарищем, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки и другие малые формы фольклора, вызванные к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа, неизбежно обретали эстетический характер, что предопределяло незатухающий интерес к ним детей определённых возрастных групп, способствовало развитию мыслительной деятельности, памяти, установлению ассоциативных связей между рассудком и чувствами ребёнка.

Скороговорки заставляют ребёнка задуматься над правильным произношением слов и над местом ударения в словах.


© 2010-2022