Решение проектных задач в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













«Решение проектной задачи «Красная книга Саратовской области»»

Выполнила :

Кондратьева Т.Г.
















Саратов



ВВЕДЕНИЕ


Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек - человек», «природа - природа», «природа - человек». Вторая задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей. Третья задача заключается в развитии личностных качеств ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее. Ведущими принципами отбора содержания и конструирования курса сохраняются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Цели и задачи экологического воспитания младших школьников нашли отражение в четырех аспектах: - научно-познавательном; - ценностном; - нормативном; - практически-деятельностном. Научно-познавательный аспект может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Ценностный аспект призван раскрыть детям многообразную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Нормативный аспект - это правило (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Содержание этого аспекта должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так! Практически-деятельностный аспект играет не менее важную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность - конечный результат отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранного характера. Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды - значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. В содержании экологического образования в начальной школе могут быть прослежены несколько содержательных линий: - человек - природное существо и член общества; - многообразие природного окружения человека; - экологическое взаимодействие живых организмов с окружающей средой; - труд и поведение человека в окружающей среде.







  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ


В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектная деятельность не является новшеством . Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
  • Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее "оторван" от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие - возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия: 1. Регулятивные УУД: - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели); - планировать (составлять план своей деятельности). 2. Познавательные УУД: - моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное). 3. Коммуникативные УУД: - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях. При этом для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы.

Итак, проектная задача - это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Фактически проектная задача задает общий способ /проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Почему задачи такого типа получили название «проектные»?

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

  • Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.

  • Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где
    эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять проектную деятельность учащихся.














  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Одна из главных задач начальной школы - сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество.

Учебное сообщество - это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого участника общей работы.1 Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного сообщества в 1-4 классах является организованная взрослым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа одноклассников. Взаимодействие «учитель - группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Групповая работа позволяет:

1) детям:

  • получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких
    и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;

  • попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

  • приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

2) учителю:

  • использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;

  • органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;

  • вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.

Разные способы группового взаимодействия должны специальным образом выстраиваться и отслеживаться учителем в классе. Такую педагогическую задачу молено решать с помощью специальных проектных задач, которые можно вводить в учебный процесс начиная уже с первой четверти 1 класса.

Типы проектов.

В их основе заложены следующие типологические признаки:

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

  • Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  • Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  • Количество участников проекта.

  • Продолжительность проекта.

Необходимые условия для эффективной проектной деятельности учащихся.

  1. Провести подготовительную работу:

  1. Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новое знание для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

  2. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.

  3. В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

  1. Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

  1. Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

  • материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

  • кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

  • информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.).

  • информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

  • организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

  • отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

  1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

  1. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей - мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проектную задачу, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

  1. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. При необходимости его нужно корректировать.

  1. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из «проблемных вопросов». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проектной задачи для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос - «Где живет смех?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом: «Какие произведения являются юмористическими?». Цель работы данной группы - определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Другая группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения?». Цель работы данной группы - провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения.

  1. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность - подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали - это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов - они выберут из предложенных проектов один для реализации.

Найти идею - самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах .

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

После того, как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название.

Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике - название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.


Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.

Для организации наиболее эффективной работы над проектной задачей «Красная Книга Саратовской области» используем следующую таблицу.

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

1. Подготовительный


Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный


Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический


Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный


Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный


Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

2.ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА

«КРАСНАЯ КНИГА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»



Краткое содержание проекта Учащиеся знакомятся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга. В процессе работы над проектом учащиеся вовлечены в исследовательскую и поисковую деятельность, творческую работу по изучению и созданию Красной книги Саратовской области. Проект является личностно - ориентированным, так как предполагает возможность участия в нём различного контингента учащихся. В ходе реализации проекта учащиеся получают дополнительные знания по краеведению, природоведению, чтению, русскому языку, изобразительному искусству, трудовому обучению, учатся находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук.

Цели проектной задачи: В соответствие с Примерной программой по курсу окружающий мир начального (общего) образования, являющейся компонентом государственных образовательных стандартов, учащиеся начальных классов должны: знать/понимать

  • некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе
уметь
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.
Цели учащихся: После завершения проекта учащиеся смогут:
  • рассказать о причинах возникновения Красной книги;
  • перечислить виды животных и растений, занесенных в Красную книгу Саратовской области
  • назвать статус, причины исчезновения и меры охраны растений и животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области;
  • сформулировать выводы по итогам исследований;
  • использовать информационные технологии для представления своей работы;
  • представлять результаты своей работы, используя информационные технологии.

Подготовительная работа Основополагающий вопрос:

  • С какой целью создана Красная книга?
Проблемные вопросы:
  • Причины создания Красной книги?
  • Какие растения Саратовской области нуждаются в защите и почему?
  • Есть ли в нашей области млекопитающие, занесенные в Красную книгу?
  • Какие птицы, живущие в нашей области, нуждаются в защите?
Гипотеза:
  • Красная книга не изменилась с момента своего создания.


Погружение в проблему

Игра «Степь и человек»
(Аналогично проводится игра «Лес и человек»)
Цель: показать учащимся отрицательное воздействие человека на природную зону степей (лесов), способствовать экологическому воспитанию младших школьников.
В руках у учителя и его помощника толстая веревка.
Ход игры:
Учитель: Широко раскинулась степь. Здесь жили - были различные животные. Они привольно гуляли по степи. (Дети показывают, как гуляли животные).
Учитель: Но вот в степь пришел человек. Он проложил через степь дорогу. Вдоль неё посадил деревья и кустарники. Хорошо ли живется теперь животным? (Учитель и его помощник потихоньку стягивают веревку).
Дети: Хорошо.
Учитель: Затем человек распахал степь, и здесь появилось поле.
Учитель (Еще туже стягивает веревку): Хорошо ли теперь животным, свободно?
Дети: Тесновато!
Учитель: Потом человек построил в степи город.
Учитель (Совсем туго стянута веревка): Хорошо ли, свободно животным?
Дети: Очень тесно.
Дети делают вывод, почему же изменились условия жизни животных. Кто в этом виноват?
Что я могу изменить к лучшему?

Детей подводим к выводу:природа в опасности! Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 200 видов животных, причём более половины из них - за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.

Организационный этап:

1.Создание групп:

  • Историки.

  • Ботаники.

  • Зоологи.

  • Аналитики.

  • Иллюстраторы.

2.Определение подтем.

Историки освещают историю возникновения Красной книги Саратовской области, рассказывают о красных, зеленых, черных страницах.

  • В 1902 г. в Париже рядом стран была подписана Международная конвенция по охране птиц, которую можно считать первым международным соглашением по охране животного мира.

В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.

  • В 1963 г. появилась первая международная Красная книга.

  • Первая Красная книга нашей страны появилась в 1978 г.
Первая Красная книга Саратовской области была издана в 1996 году. В нее входило 404 вида животных и растений. С того времени во флоре и фауне на территории области произошли значительные изменения. В 2006 году Красная книга Саратовской области была переиздана. В нее вошел 521 вид животных, растений, грибов и лишайников.

Ботаники собирают материал о растениях, занесённых в Красную книгу по Саратовской области

Зоологи находят сообщения о животных Саратовской области, занесённых в Красную книгу.

Иллюстраторы оформляют страницы альбома, создают газету, плакаты, буклеты в защиту животных.



Дидактические карточки:



1 уровень:Решение проектных задач в начальной школе

Найди соответствие:

Обыкновенный осоед

Решение проектных задач в начальной школе

Коршун

Решение проектных задач в начальной школе

Тетеревятник

2 уровень: По описанию определите о какой птице идет речь:

  1. Птица средней величины: общая длина 45-52 см, длина крыла 37-43,5 см, вес 600-1100 г. Самки обыкновенного осоеда заметно крупнее самцов. Сложение легкое, крылья и хвост длинные, так что птица кажется большей, чем на самом деле. Клюв невысокий; ноздри щелевидные, косо расположенные. Уздечка и лоб покрыты плотными чешуе подобными перышками.

  2. Общая длина 50-60 см, масса 800-1100 г, длина крыла 41-51 см, размах крыльев 140-155 см. Самки немного крупнее самцов. Окраска взрослых птиц (двухлетних и старше): спинная сторона тёмно-бурая; темя иногда беловатое с черноватыми наствольными отметинами; первостепенные маховые тёмно-бурые со светлыми основаниями внутренних опахал, рулевые бурые с тёмным поперечным рисунком; брюшная сторона бурая, часто с рыжеватым оттенком. Клюв и ноги жёлтые. Радужка бледно-бурая или жёлто-бурая. Голос - мелодичная трель «юрль-ююррль-ююрррль» и частое «ки-ки-ки».

  3. Крупная, заметно больше вороны птица. Около 50 см в длину. Спина сизая, брюхо светло-серое с темными поперечными полосками. Бровь белая, лапы и глаза желтые. В Северо-Восточной Сибири и на севере Дальнего Востока встречаются очень светлые и даже чисто-белые птицы. Молодые птицы сверху бурые, снизу желтоватые с темными продольными пестринами, несколько похожи на самок луней, но отличаются темным надхвостьем, широкими крыльями и хвостом, встречаются в основном в лесу. В полете видны две узкие и одна более широкая краевая полоса на хвосте.

Решение проектных задач в начальной школе

Итоги проекта:

  • В ходе решения проектных задач был получен конечный продукт в виде презентаций, альбомов, буклетов, плакатов и т.д.
  • Расширился кругозор учащихся, повысилась познавательная активность.Дети увидели многообразие изучаемых объектов в жизни природы и человека.
  • Дети решили продолжить проектную деятельность, приняв участие в озеленении родного города.
  • Изучив Красную книгу Саратовской области и ряд других источников мы пришли к выводу: наша гипотеза (Красная книга не изменилась с момента своего создания) не подтвердилась.
На территории Саратовской области отмечено73 вида птиц. Во второе издание региональной Красной книги внесено28 новых видов, возникли предпосылки для пересмотра прежнего охранного статуса 15 видо



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практически-деятельностный аспект играет важную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность - конечный результат отношений, критерий развивающегося сознания и чувств

Проектная задача «Красная книга Саратовской области» подводит младших школьников к выводу, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды - значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. помогает раскрыть следующие экологические знания: природа - объект деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, охрану. Подобный тип задач задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи, определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе,

учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания,дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения проектной задачи у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием ПМК "Радуга в компьютере«/ Материалы XI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк::"Байтик",2000..

2. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2.-с. 96-101.

3. Учеб.пособие.-3-е изд. испр. - М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция»,2004.-368 с.

4. Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса. // Начальнаяшкола.-2002г. № 11.-с.

5. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.:2006 г. 160с].

6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - С. 41-45.

7. Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я - исследователь» - Самара: Издательство Учебная литература, 2005

8. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / «Одаренный ребенок», № 1, 2003.

9. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.

10. schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

11 .meloc.ucoz.ru/ - рабочий сайт Хлынцевой Ю.В.

1

© 2010-2022