- Преподавателю
- Начальные классы
- Документ по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные (2 класс)
Документ по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кислицына А.Б. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2
Школа: МОУ СОШ №3
Учитель: Кислицына А
УМК: Гармония
Тема урока Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Цель урока
-
актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
-
формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
-
формирование умения применять полученные знания на практике;
-
совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
-
развитие слуховой и оперативной памяти;
-
развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
-
развитие устной и письменной речи учащихся;
-
развитие орфографической зоркости учащихся;
-
формирование познавательной мотивации;
-
воспитание бережного отношения к животным;
-
воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
-
воспитание аккуратности при работе.
Планируемый результат обучения В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - правило написания проверяемой согласной на конце слова; - способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце; уметь:
- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;
- определять опасное место в слове; - правильно писать слова с проверяемой согласной на конце; - выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.
Основные понятия
Орфограмма, звонкие и глухие согласные.
Межпредметные связи
Окружающий мир, музыка.
Ресурсы
-
Учебник Р. Н. Бунее Е. В. Бунеева Русский язык.
-
Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
-
Карточки для групповой работы.
-
Карточки для индивидуальной работы.
-
Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова.
Этапы урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Орг. момент
Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
(Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка».
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!
- Ребята, какое яркое событие произошло в прошлое воскресенье? - Да, на прошлой неделе мы посетили с вами Тамбовский зоопарк. - Какое впечатление у вас осталось после экскурсии в зоопарк? - Чем вам понравилось? - С какими животными мы с вами познакомились? - Какое животное понравилось больше всего? Почему? - А домашним заданием было подготовить небольшое сообщение как возник зоопарк в Тамбове.
Настраивается на активную работу на уроке.
Рассказывают подготовленные сообщения.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. - Ребята, вспомните своё первое впечатление, когда вы пришли в зоопарк. Вот пришли мы в зоопарк. Как же этому я рад! Вот верблю[т], ено[т], удо[т], Леопар[т], медве[т`] и кро [т]. Что же делать? Помоги! Пропуск букв восстанови. - Какие звуки слышатся в конце слов? ( звуки [т] и [т`]). - А какие буквы напишем на конце слов? - Ваши мнения разделились? - Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним как правильно написать согласную букву на конце слова.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
- Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА. - А что такое орфограмма? - Мы уже знаем, что перед нами орфограмма. Осталось сформулировать правило. - Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова. - Ребята, вспомним правила работы в группе.
- Ребята, название каких перечисленных животных вам не знакомы и мы не видели их в зоопарке? - Воспользуемся словарём. - Для того, чтобы понять правильно ли мы нашли ответ на этот вопрос мы познакомимся ещё с одним обитателем зоопарка. Выполним упражнение 237 в учебнике на стр.137. - Запишите число классная работа. - Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж». - Что вы заметили в слове МОРЖ? - Почему? - Какой вывод сделаем? - Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова. - Правильны ли были ваши мнения? - Прочитайте правило на стр. 138. - Правильно сделали мы вывод?
- Вернёмся к нашему стихотворению.
- Можем мы теперь выбрать нужную букву? - Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте. - Что мы делаем с орфограммой? - А ещё что подчеркнём?
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Орфограмма - это написание по правилу.
Правила работы в группе.
• Работай дружно, по плану.
• Умей выслушать другого.
• Уважай мнение других.
• Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения. - Удод.
Ученик читает понятие из словаря.
- В конце слова произносим звук [ш], а пишется буква ж.
-В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук [ж].
- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный. - Да. Мы знаем правило…
- Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.
IV. Физкультминутка.
(подвижная)
Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья
V. Первичное применение знаний. Работа в парах
Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий.
- Ребята, мы здорово отдохнули с жителями зоопарка. - Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам. - В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы. муравьеды жира_ дикобразы муравье_ жирафы у_ львёнок ле_ котёнок ё_ ежик ено_ нет енота дикобра_ нет ужа носоро_ нет носорога ко_ - Названия каких перечисленных животных вам не знакомы? - А кто такой муравьед нам расскажет … . - Что вы можете сказать про проверочные слова? - Какой вывод можем сделать?
Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания
.
- Муравьед.
1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед - муравьеды, дикобраз - дикобразы, жираф - жирафы. 2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев - львёнок, ёж - ёжик, кот - котёнок. 3) Можно подставить слово НЕТ. Например: енот - нет енота, уж - нет ужа, носорог - нет носорога. - Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.
VI.Физкультминутка. (для глаз)
Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья
VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа.
Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные :
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
- Какое животное появилось на слайде? (верблюд) - Что вы знаете об этом животном? Работа с текстом. Верблют - выносливое животное. Ещё верблюды помогают людям перевозить грус. Он помогает верблюду переносить жару и голот. У него есть горп.
Верблюд. Верблюд - выносливое животное. У него есть горб. Он помогает верблюду переносить жару и голод. Ещё верблюды помогают людям перевозить груз.
1 группа - исправить ошибки в предложениях. Списать предложения. 2 группа - исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. Списать текст. 3 группа - исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст. Списать текст.
Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.
VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.
Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.
Личностные:
осознание необходимости новых знаний для ученика. - Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?
Высказывания обучающихся.
Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.
IХ. Подведение итога урока. Рефлексия.
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.
- Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет. - Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко. - Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то прикрепите цветок. - А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик. По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. - Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой. - Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
X. Информация о домашнем задании.
Творческая работа
Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. - Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.
10