Рабочая программа по русскому языку 2 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена

на заседании МО

учителей нач. классов

Протокол №__ от 29.08.15г.

Руководитель МО

_________ /Кадомкина Е.В./

Согласовано

Зам. директора по УВР

31.08.15 г.


_________/Кадомкина С.А./

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Троицкая СОШ»

«____»___________2015 г.


_________ /Фомин И.И./












Рабочая программа

учебного предмета

«Русский язык»

2 класс





















Составитель: учитель

начальных классов

Моргунова О.Н.


Троицк 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» М.: Просвещение 2014


Цели:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.




















Общая характеристика учебного предмета


Учебно-методический комплект по русскому языку (про­грамма, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) на­правлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для даль­нейшего обучения детей родному языку в средней школе. В основе учебно-методического комплекта лежит Обяза­тельный минимум содержания стандарта по русскому язы­ку для общеобразовательных школ, а также идеи традицион­ной программы, разработанной Н. С. Рождественским и по­лучившей дальнейшее совершенствование в современной школе. Однако содержание, языковой материал, последова­тельность его изучения, сам подход к его изучению усовер­шенствованы в связи с достижениями психолингвистики, ме­тодики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества в школе. Продолжая традиции российского образования, авторы уделяют большое внимание духовному и нравственному раз­витию младших школьников. В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентиро­ванный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группи­руются факты, понятия и явления языка, подлежащие изу­чению в 1-4 классах. Распределение учебного материала со­ответствует схеме «речь - текст - предложение - слово».

Система обучения русскому языку предполагает взаимо­связь и реализацию следующих направлений курса:

1. Развитие и совершенствование основных видов рече­вой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).

Данное направление связано с развитием дара слова, фор­мированием умения выражать свои мысли в устной и пись­менной форме. Речевое развитие детей - основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтак­сиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно восприни­мать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.

2. Формирование научных, доступных младшим школь­никам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практичес­кой деятельности.

Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сто­ронам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словооб­разованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.

Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, -предложении, типах предложений по цели вы­сказывания и интонационной оформленности, главных и вто­ростепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его со­ставе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и без­ударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, ши­пящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, свя­зи и отношения.

На основе ознакомления с принципами письма и систе­мой правил правописания происходит формирование грамот­ного письма, орфографическая и пунктуационная подготов­ка школьников. В начальных классах школы должна дейст­вовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если все обучение орфографии и пункту­ации будет носить предупредительный характер. Все воз­можные ошибки школьников должны быть предупреждены до процесса письма за счет послогового и поморфемного проговаривания, опоры на правило; в процессе письма - за счет комментирования, послогового проговаривания, исполь­зования определенного правила; по итогам написанной работы школьник должен уметь объяснить допущенную им ошибку.

Предупредительный характер орфографии и пунктуации требует от учителя знания того факта, что основой методи­ки обучения русскому правописанию является знание его свойств, распознавание частей речи и значимых частей сло­ва, владение учащимися орфографическими умениями обна­руживать орфограмму, определять ее тип, соотносить орфо­грамму с определенным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль. Названные основы знаний о языке достаточны, они име­ют значение для общего развития детей, для практики речи, для орфографической и пунктуационной грамотности.

3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в об­ласти языка и речи, постепенно открывают для себя опреде­ленные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поис­ковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечи­вающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.

В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым -единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и рече­вому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

4. Создание у школьников мотивации к изучению язы­ка, воспитание чувства уважения к слову и русскому язы­ку в целом.

Условием реализации этого направления может стать со­держание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации рабо­ты на уроке, позволит учителю использовать его для реше­ния определенных учебно-познавательных задач, будет спо­собствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебни­ка, рабочей тетради, методического пособия позволит под­держать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.

Программа и учебники построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.

В программе каждого класса имеются центральные, ос­новные темы или разделы. Однако при распределении учеб­ного материала в учебнике учитываются степень подготовки учащихся к восприятию сведений о языке, постепенность и осознанность восприятия школьниками определенных сторон языковых единиц, возрастание сложности материала, комплексное изучение грамматической теории, навыков пра­вописания и развития речи. Сведения по языку, грамматические выводы и определе­ния, орфографические и пунктуационные правила, разъясне­ния и комментарии учителя должны занимать на уроке опре­деленное время и место. Все это будет обеспечивать необхо­димый уровень осознавания языковых явлений.



Место учебного предмета в учебном плане


Согласно базисному учебному плану МБОУ «Троицкая СОШ» всего на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 170ч (5 часов в неделю, 34 учебные недели).

Изменения в авторскую программу не внесены.



Ценностные ориентиры учебного предмета


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.


У учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.


Русский язык - основа всего процесса обучения учащихся, средство развития у них мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности.


















Результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.








Содержание учебного предмета


Виды речи. Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности. Характеристика человека по его речи. Требования к речи. Диалог и монолог. Диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая. Слово с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте). Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. Слово с непроверяемым написанием: сентябрь. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Члены предложения. Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня. Слово и его значение. Номинальная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Развитие речи. Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Работа с толковым и орфографическим словарями. Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов. Слова с непроверяемым написанием: береза (березка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свидания. Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. Однокоренные слова. Родственные (однокоренные слова). Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов, синонимов и слов с омонимичными корнями. Работа со словарем однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слова с непроверяемым написанием: сахар, сахарный. Слог. Ударение. Перенос слова. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпические нормы современного русского языка. Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста. Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка). Слова с непроверяемым написанием: желтый, посуда. Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросов и опорным словам. Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь. Гласные звуки. Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток. Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. Согласные звуки. Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Слова с непроверяемым написанием: мороз, морозный. Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьез». Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным. Слова с непроверяемым написанием: декабрь, коньки, мебель. Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо». Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слово с непроверяемым написанием: тарелка. Развитие речи. Работа с текстом. Проект «Рифма». Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель. Развитие речи. Работа с предложением и текстом. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Слова с непроверяемым написанием: народ, сапог, вдруг, завод. Правописание гласных и согласных в корне слова. Фонетический разбор слова. Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам. Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка). Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Слово с непроверяемым написанием: месяц. Имя существительное как часть речи. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль. Одушевленные имена существительные. Профессии и люди труда. Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка). Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. Развитие речи. Составление устного рассказ по репродукции картины, по личным наблюдениям и вопросам. Число имен существительных. Изменение имени существительного по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Слово с непроверяемым написанием: топор. Синтаксическая функция имени существительного в предложении. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. Число глагола. Изменение глагола по числам. Употребление в речи глаголов (одеть и надеть). Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин. Правописание частицы не с глаголом. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему; письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. Составление текста-описания «Натюрморт» по репродукции картины. Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. Слово с непроверяемым написанием: платок. Текст-рассуждение. Структура. Развитие речи. Работа с текстом. Предлоги. Роль предлогов в речи. Наиболее употребляемые предлоги. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными. Слова с непроверяемым написанием: апрель, шел. Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. Проект «В словари - за частями речи!».



Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

в том числе на:

Развитие речи

Проекты

Контро

льные

работы

Проме

жуточ

ная итого

вая аттестация

Авторская программа

Рабочая программа

1

Наша речь

3

4





2

Текст (часть часов ещё включена в другие темы)

3

5

1


1


3

Предложение

11

12

1


2

1

4

Слова, слова, слова...

18

22

3


3


5

Звуки и буквы

60

63

11

3

5

1

6

Части речи

57

47

13


4

1

7

Повторение

18

17

3

1

1

1


Итого

170

170

32

4

16

4

Проекты:

Проект «И в шутку и всерьёз». Создание но­вого информационного объекта - заниматель­ных заданий по русскому языку

Проект «Пишем письмо».

Проект «Рифма».

Проект «В словари - за частями речи!

Планируемые результаты освоения учебного предмета


в результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:

понимать, что предложение - это основная единица речи;

понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

различать предложения по интонации (восклицательные, восклицательные, вопросительные );

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

различать главные члены предложения;

пони мать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; различать словосочетание и предложение;

понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

понимать термины. «корень' слова», «однокоренные' слова», «разные формы

слова»;

различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии); .

использовать способы проверни обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

различать деление слов на слоги и для переноса;

понимать влияние ударения на смысл слова;

различать звуки [и] и [й'] и буквы, их обозначающие:

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; понимать роль разделительного мягкого знака в слове; верно употреблять прописную букву.

в результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;

составления предложений на заданную тему;

употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки. препинания);

самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования; поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

орфографической грамотности речи учащихся;

проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных. в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;

деления слов на слоги и переноса слов;

правильного написания слов с буквой й;

обозначения мягкости согласных на письме;

написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

употребления прописной буквы в именах собственных;

работы со словарём (использование алфавита);

каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.










































Календарно-тематическое планирование по русскому языку

№ п/п



Тема урока



Кол-во часов



Тип урока



Характеристика деятельности учащихся

Дата


П


Ф

Наша речь (4 ч)

1

Знакомство с учебником. Наша речь

1

Урок рефлексии


Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Различать устную, письменную и внутреннюю речь.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».

02.09


2

Виды речи

1

Урок введения новых знаний


Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями речи и оценивать её.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

03.09


3

Диалог и монолог




1

Урок введения новых знаний


Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге.

Наблюдать над этимологией слов «диалог» и «монолог».

Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

04.09


4

Входная контрольная работа

1

Контроль знаний

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

05.09


Текст (5 ч)



5



Текст.



1

Урок рефлексии

Отличать текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читать текст.

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

08.09


6

Тема и главная мысль текста



1

Урок введения новых знаний


Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме.

09.09


7-8

Части текста

Развитие речи.
Составление рассказа
по рисунку и опорным
словам



2

Урок введения новых знаний


Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

10.09

11.09


9

Диктант по теме «Текст»

1

Урок контроль

Учатся использовать приобретенные по теме знания

12.09


Предложение (12 ч)

10

Работа над ошибками.

Предложение как единица речи.



1



Урок рефлексии

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте.

Составлять предложения из слов.

Составлять устно и письменно ответы на вопросы.

15.09


11



Знаки препинания в конце предложения




1



Урок введения новых знаний


Составлять предложения из слов.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Определять границы предложения в деформированном тексте.

Составлять устно и письменно ответы на вопросы.

Обосновывать выбор знака в конце предложения.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

16.09


12

Связь слов в предложении


1

Урок рефлексии

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

17.09


13

Главные члены предложения (основа).

1

Урок введения новых знаний

Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

18.09


14

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

1

Урок введения новых знаний

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

19.09


15-16

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

2

Урок введения новых знаний


Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

22.09

23.09


17-18

Распространённые и нераспространённые предложения.

2

Урок введения новых знаний


Различать распространённое и нераспространённое предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения.

Распространять нераспространённые предложения.

24.09

25.09


19

Связь слов в предложении

.

1

Урок введения новых знаний


Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложения из слов, не связанных по смыслу.

26.09


20

Развитие речи. Сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».

1

Урок развития речи

Рассматривать репродукцию картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

29.09


21

Проверочная работа по теме «Предложение»

1

Урок-контроль

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

30.09


22

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

Урок-контроль

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

01.10


23

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии

Анализировать самостоятельно выполненную работу.

02.10


Слова, слова, слова... (22 ч)

24



Лексическое значение слова



1

Урок введения новых знаний


Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Работать с толковым и орфографическим словарями.

03.10


25



Лексическое значение слова



1

Урок введения новых знаний


Распознавать многозначные слова.

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

06.10


26

Однозначные и многозначные слова



1

Урок введения новых знаний


Распознавать слова в прямом и переносном значении.

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

07.10


27

Прямое и переносное значения слов.

1

Урок введения новых знаний

Распознавать среди данных пар слов синонимы.

Подбирать к слову синонимы.

Работать со словарём синонимов.

08.10


28



Синонимы




1

Урок введения новых знаний


Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы.

Подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать со словарями синонимов и антонимов.

Знакомиться с этимологией слов «синоним» и «антоним».

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

09.10


29





Что такое антонимы?





1



Урок введения новых знаний


Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы.

Подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать со словарями синонимов и антонимов.

Знакомиться с этимологией слов «синоним» и «антоним».

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

10.10


30



Антонимы.



1

Урок закрепления


Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы.

Подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать со словарями синонимов и антонимов.

Знакомиться с этимологией слов «синоним» и «антоним».

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

13.10


31

Синонимы и антонимы. Развитие речи

1

Урок рефлексии

14.10


32

Родственные (однокоренные) слова.

1

Урок введения новых знаний

Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

15.10


33

Корень слова. Однокоренные слова.

1

Урок введения новых знаний


Выделять корень в однокоренных словах.

Различать однокоренные слова и синонимы.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём однокоренных слов.

Производить анализ, сравнение обобщение при выделении в словах корня.

16.10


34

Корень слова. Однокоренные слова.


1

Урок введения новых знаний


Выделять корень в однокоренных словах.

Различать однокоренные слова и синонимы.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём однокоренных слов.

Производить анализ, сравнение обобщение при выделении в словах корня.

17.10


35

Выделение корня в однокоренных словах

1

Урок закрепления

20.10


36





Слог как минимальная произносительная единица.






1





Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Находить слова по заданной модели.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

21.10


37







Ударение.






1





Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Находить слова по заданной модели.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

22.10


38



Определение ударного слога.




1



Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Находить слова по заданной модели.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

23.10


39



Перенос слов по слогам.



1



Урок введения новых знаний

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса.

24.10


40

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1

Урок развития речи

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

27.10


41

Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова...»


1

Урок контроль

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

28.10


42

Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова...»

1

Урок контроль

Применять полученные знания

29.10


43

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии

Анализировать самостоятельно выполненную работу.

30.10


Звуки и буквы (63 ч)

44



Звуки и буквы.






1


Урок рефлексии

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

31.10


45





Русский алфавит, или азбука.





1



Урок рефлексии

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные буквы в алфавитном порядке.

Использовать знание алфавита при работе со словарями.





46



Употребление прописной (заглавной) буквы.



1



Урок рефлексии

Сопоставлять случаи употребления заглавной и строчной буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.



47

Развитие речи. Рассказ по репродукции картины. Проверочная работа.

1

Урок рефлексии

Находить в слове гласные звуки, объяснять их особенности.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове.

Соотносить звуковой и буквенный состав слов.

Определять качественную характеристику гласного звука (ударный или безударный).

Применять полученные знания

Анализировать самостоятельно выполненную работу.



48

Гласные звуки.

1

Урок введения новых знаний



49

Как определить гласные звуки. Развитие речи. Работа

с текстом

1

Урок введения новых знаний



50

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.



1

Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.



51


Особенности проверяемых и проверочных слов




1



Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.



52

Проверочные слова



1



Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.



53

Проверочные слова. Правописание однокоренных слов


1

Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.



54

Правописание однокоренных слов

1

Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.



55-56

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова


2

Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.



57


Безударные гласные звуки. Развитие речи




1



Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.



58


Безударные гласные звуки. Диктант




1



Урок рефлексии

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.



59-60

Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова


2

Урок введения новых знаний

Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций



61

Орфограмма.

1

Урок введения новых знаний



62

Проверяемые и непроверяемые орфограммы

1

Урок введения новых знаний



63

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины

1

Урок рефлексии

Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения



64

Согласные звуки.




1



Урок рефлексии

Находить в слове согласные звуки.

Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».



65



Согласный звук [и'] и буква «и краткое»



1

Урок введения новых знаний

Различать согласный звук [й,] и гласный звук [и].

Различать способы обозначения согласного звука [й,] буквами.

Использовать правило при переносе слов с буквой «й».



66



Слова с удвоенными согласными



1



Урок введения новых знаний

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса с удвоенными согласными.



67

Развитие речи.
Рассказ по репродукции картины и опорным словам.
Презентация «И в шутку и всерьез»

1

Урок развития речи

Составлять рассказ по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.



68-69


Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения


2

Уроки рефлексии


Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти».



70

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме




1

Уроки рефлексии


Соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком.

Переносить слова с мягким знаком.

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.

Оцениватьсвои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



71

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными




1

Уроки рефлексии


Соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком.

Переносить слова с мягким знаком.

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.



72

Мягкий знак. Развитие речи. Работа с текстом



1

Уроки рефлексии

Соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком.

Переносить слова с мягким знаком.

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.

Применять полученные знания



73

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.


1

Урок введения новых знаний


Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Анализировать самостоятельно выполненную работу.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт.



74

Орфоэпические нормы произношения слов с буквосочетаниями чн, чт. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч




1

Уроки рефлексии


Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт.

Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.



75

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Развитие речи. Работа с текстом



1

Урок рефлексии


Анализировать самостоятельно выполненную работу.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт.



76

Проект «Рифма».

1

Проектная деятельность

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбиратьрифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм,участвовать в презентации выполненной работы.



77-78

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу


2

Уроки введения новых знаний


Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Различать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки.

Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Анализировать самостоятельно выполненную работу.



79

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проверочный диктант

1

Уроки введения новых знаний



80

Развитие речи. Работа с предложением

и текстом

1

Урок развития речи.

Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.



81

Звонкие и глухие согласные звуки


1

Урок рефлексии


Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризовать согласный звук и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными.



82

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

1

Уроки введения новых знаний


Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.



83

Парные звонкие и глухие согласные.

1

Уроки введения новых знаний

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слово.



84-85-86

Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов.

Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова

3

Уроки введения новых знаний


Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.



87

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи

1

Уроки введения новых знаний

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.



88

Обобщение знаний об изученных правилах письма


1

Уроки введения новых знаний


Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.



89

Контрольный диктант по теме: « Парные согласные» Развитие речи. Составление поздравительной открытки


1

Урок контроль

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



90

Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме




1

Уроки введения новых знаний


Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком.

Соотносить количество звуков и букв в словах с разделительным мягким знаком.

Различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.



91

Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах

1

Уроки введения новых знаний

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком.

Объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.



92

Разделительный мягкий знак (ь). Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков




1

Уроки введения новых знаний


Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком.

Соотносить количество звуков и букв в словах с разделительным мягким знаком.

Различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.



93

Разделительный мягкий знак (ь). Проверочная работа

1

Урок контроль


Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком.

Объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.



94

Контрольное списывание.

1

Урок контроль

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком.

Объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.



Части речи (47 ч)

95-96

Что такое части речи.

Части речи.

2

Урок введения новых знаний


Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.



97-98-99

Общее представление об имени существительном как части речи

Имя существительное как часть речи


Имя существительное как часть речи










3





Урок введения новых знаний


Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение имён существительных.





100-101-102-103

Одушевлённые имена су­ществительные

Неодушевленные имена существительные


Одушевленные и неодушевленные имена существительные

2



1



1

Урок введения новых знаний


Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что? ,подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.



104





105

Собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных



Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных

1





1

Урок введения новых знаний.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать имена собственные с заглавной буквы.



106

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

1

Урок введения новых знаний


Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать имена собственные с заглавной буквы.



107

Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных.
Развитие речи по репродукции картины

1

Урок введения новых знаний


Уметь употреблять большую букву в правописании имен, отчеств, фамилий, названиях произведений, кличках животных; уметь составлять устный рассказ по репродукции картины; содействовать формированию чувства гордости за богатырей - защитников земли Русской, прославленных в былинах и на картинах художников



108

Правописание кличек животных и географических названий. Развитие речи. Рассказ по личным
наблюдениям и вопросам

1

Урок введения новых знаний


Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать имена собственные с заглавной буквы.



109

Число имён существительных.

1

Урок введения новых знаний


Определять число имён существительных.

Изменять имена существительные по числам.

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Работать с орфоэпическим словарём.



110

Единственное и множественное число имен существительных.


1

Урок введения новых знаний


Определять число имён существительных.

Изменять имена существительные по числам.

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Работать с орфоэпическим словарём.



111

Имя существительное. Повторение



1

Урок закрепления


Определять число имён существительных.

Изменять имена существительные по числам.

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Работать с орфоэпическим словарём.



112

Имя существительное. Развитие речи. Работа с текстом

1

Урок развития речи

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами.

Проверять написанный текст.



113-114



Имя существительное. Повторение


Имя существительное. Повторение




2



Урок закрепления


Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение имён существительных.



115

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

1

Урок контроль

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.



116

Контрольный диктант по теме « Имя существительное»

1

Урок контроль

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.





117



Глагол как часть речи и употребление его в речи









1



Урок введения новых знаний


Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.



118

Глагол как часть речи и употребление его в речи. Развитие речи






1



Урок введения новых знаний


Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.



119-120


Упражнения в различении глаголов. Развитие речи.

Работа с текстом


Глагол. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника





1



1



Урок введения новых знаний


Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.



121



Число глаголов.





1

Урок введения новых знаний


Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа.

Приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Изменять глаголы по числам.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов.

Работать с орфоэпическим словарём.



122

Число глагола. Изменение глагола по числам.

1

Урок введения новых знаний


Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа.

Приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Изменять глаголы по числам.

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения признаков глагола.



123

Правописание частицы не с глаголом

1

Урок введения новых знаний


Раздельно писать частицу не с глаголом.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов.

Работать с орфоэпическим словарём.



124-125

Обобщение знаний о глаголе

Обобщение знаний о глаголе

2

Урок рефлексии

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения признаков глагола.



126

Что такое текст повествование.

1

Урок введения новых знаний

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.



127-128

Текст-повествование.

Текст-повествование и роль глаголов в нем

2

Урок закрепления знаний

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.



129-130

Имя прилагательное как часть речи


Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении

1



1

Урок введения новых знаний


Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-грамматических групп.



131-132

Значения имен прилагательных



Связь имен существительных с именами прилагательными.

1



1


Урок введения новых знаний


Использовать в речи прилагательные различных лексико-грамматических групп.

Приводить примеры имён прилагательных.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.



133

Сравнение как одно из выразительных средств языка




1

Урок введения новых знаний


Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные - сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.



134-135-136-137

Имя прилагательное. Развитие речи. Составление описательного текста


Единственное и множественное число имён прилагательных


Единственное и множественное число имен прилагательных. Развитие речи. Рассказ о маме, бабушке


Обобщение знаний об имени прилагательном

1





1



1





1



Урок введения новых знаний


Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.



138-139-140

Понятие о тексте-описании.

Роль имён прилагательных в тексте-описании.

Текст - описание. Развитие речи

1

1



1

Урок введения новых знаний


Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.



141

Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное»



1

Урок рефлексии

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



142

Что такое местоимение

1

Урок введения новых знаний

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Анализировать самостоятельно выполненную работу.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.



143

Местоимение (личное) как часть речи

1

Урок введения новых знаний



144

Текст- рассуждение

1

Урок введения новых знаний



145

Развитие речи.

Работа
с текстом.

1

Урок развития речи



146

Проверочная работа

«Проверь себя»

1

Урок контроль

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения



147-148

Роль предлогов в речи.

Предлог как часть речи.

1

1

Урок введения новых знаний

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи.



149

Правописание предлогов с именами существительными

1

Урок введения новых знаний

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи.

Раздельно писать предлоги со словами.



150

Развитие речи. Редактирование текста

1

Урок введения новых знаний

Восстанавливать деформированный повествовательный текст.



151

Проверочная работа «Проверь себя»

1

Урок контроль

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.



152

Проект «В словари - за частями речи!»


1

Урок рефлексии

Анализировать самостоятельно выполненную работу.

Распознавать части речи.

Характеризовать как части речи имена существительные, имена прилагательные, глагол и местоимение, осознавать их роль в речи.



153

Промежуточная итоговая аттестация

1

Урок контроль




Повторение (16 ч)

154

Текст. Развитие речи. Рассказ по репродукции картины

1

Урок рефлексии

Обобщить знания по теме «Текст», составлять из слов предложения, составлять из предложений текст



155

Текст. Развитие речи. Рассказ по рисунку

1

Урок развития речи

Соотносить словесные и зрительные образы, выражать своё отношение к картине, понимать идейный замысел художника.

Применять правила правописания.

Оценивать правила выполнения действия.



156

Предложение. Знаки препинания в конце предложений


1

Урок рефлексии

Отличать предложение от группы слов, писать большую букву в начале предложения и правильно ставить знаки препинания в конце предложений; находить границы предложения.

Различать предложения по интонации и цели высказывания.



157

Главные члены предложения их распознавание.

1

Урок рефлексии

Находить главные члены предложения.

Составлять предложения из группы слов.



158-159

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

1



1

Урок рефлексии

Распознавать однокоренные слова по двум признакам.

Подбирать антонимы и синонимы.

Подбирать группы однокоренных слов.



160

Части речи. Имя существительное. Развитие речи


1

Урок рефлексии

Распознавать части речи.

Характеризовать как части речи имена существительные, имена прилагательные, глагол и местоимение, осознавать их роль в речи.



161

Части речи. Имя прилагательное



1

Урок рефлексии

Распознавать части речи.

Характеризовать как части речи имена существительные, имена прилагательные, глагол и местоимение, осознавать их роль в речи.



162

Части речи. Глагол


1

Урок рефлексии

Распознавать части речи.

Характеризовать как части речи имена существительные, имена прилагательные, глагол и местоимение, осознавать их роль в речи.



163

Контрольное списывание текста

1

Урок контроль

Списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок.

Видеть орфограммы в слове.

Видеть и запоминать всё предложение и его отдельные части.

Проверять написанный текст.



164-165-166

Звуки и буквы.

Алфавит.

Звукобуквенный разбор слов

1

1

1

Урок рефлексии

Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки.

Выделять одинаковые и разные звуки.

Проводить фонетический анализ слова.



167

Обобщение знаний об изученных правилах правописания.

1

Урок рефлексии

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой.



168

Упражнения в применении изученных правил правописания

1

Урок рефлексии

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой.



169

Упражнения в применении изученных правил правописания

1

Урок рефлексии

Устанавливать связи между изученными темами.

Использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий.

Подбирать примеры с определённой орфограммой, устанавливать аналогии.



170

Повторение и закрепление изученного материала.


1

Урок рефлексии

Устанавливать связи между изученными темами.

Использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий.

Подбирать примеры с определённой орфограммой, устанавливать аналогии.




Всего

170










материально-техническое обеспечение учебного предмета



п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Коли-

чество

Примечание

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1

  • Примерные программы по учебным предметам В 2 ч. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011


  • Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. - М.: Просвещение, 2014.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  • Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013.

  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс в 2 ч. / В. П. Канакина. - М.: Просвещение, 2013


  • Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по русскому языку М: Вако.2012г

  • Т.Н.Ситникова Контрольно-измерительные материалы. М: Вако.2012г

Д



Д





Д



К



К

Д



Д



ПЕЧАТНЫЕПОСОБИЯ

2

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

Д


3

Касса букв и сочетаний

Д


4

Наглядные пособия по русскому языку

Безударные гласные в корне слова

Разделительный ь

Связь слов в предложении

Правописание приставок

Разбор слова по составу

Однокоренные слова и формы слова

Части речи

Д


5

Наборы сюжетных (и предметных)

Д


6

Словари всех типов по русскому языку

Д


7

Опорные таблицы по русскому языку

Д


8

Таблицы по русскому языку «Глагол», «Главные члены предложения», «Предложение», «Орфография», «Местоимение», «Имя прилагательное».

Д


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

9

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

Д


10

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Д


11

Мультимедийный проектор

Д


12

Компьютер

Д


13

Экспозиционный экран

Д


14

Принтер

Д


15

Сканер

Д


ЭКРАННО - ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

16

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Д


17

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку (по возможности)

Д




18

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д


19

Русский язык. 2 класс [Электронный ресурс] : электрон. прил. к учеб. В. П. Канакиной. - М. : Просвещение, 2013. - 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).

К


ИГРЫ И ИГРУШКИ

20

Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребёнка, передающие этнический облик русских и других представителей РФ



Д


21

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: «Дом», «Зоопарк», «Ферма», «Транспорт», «Магазин» и др.)



Д


22

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит» и др.)

Д


ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

23

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев



К

В соответствии с санитарно - гигиеническими нормами

24

Стол учительский с тумбой

Д


25

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д


26

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Д


27

Компьютерный стол

Д




Нормативные документы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

Дополнительная литература

1. Бетенькова,Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. - М. :Астрель, 2006.

2. Енжевская, М. В. Части речи :разноуровневые развивающие упражнения по русскому языку для 4 класса / М. В. Енжевская. - М. :Ювента, 2010.

3. Игнатьева, Т. В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. - М. : Дрофа, 1999.

4. Канакина, В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2009.

5. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учебное пособие / Е. Г. Мережко. - Саратов : КИЦ «Добродея», 2009.

6. Неусыпанова, Н. М. Толковый словарик русского языка / Н. М. Неусыпанова. - М. : Просвещение, 1989.

7. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1-4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. - М. : АСТ : Астрель, 2007.

8 Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. - М. : АСТ, 2009.

9. Семенова, Е. Е. Занимательная грамматика / Е. Е. Семенова. - М. : Омега, 1996.

10. Справочник школьника (1-4 классы) / под ред. О. Л. Соболевой. - М. : АРТ-ПРЕСС, 1999.

11. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.

12. Узорова, О. В. Русский язык : правила и упражнения / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : АСТ, 2009.

13. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. - М. : АСТ : СЛОВО, 2009.

14. Шукейло, В. А. Русский язык : сборник проверочных и контрольных работ. 1-4 классы / В. А. Шукейло. - М. :Вентана-Граф, 2010.



Интернет ресурсы

standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193

Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа : uroki.ru

Учебно-методический портал. - Режим доступа : uchmet.ru




© 2010-2022