Рабочая программа Вежливый волшебник Этикет

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы : общекультурное направление

Наименование: кружок «Вежливый волшебник Этикет»


Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся: 7- 10 лет













Составитель: В.А. Лаврова,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 20 пос. Забойсккого

МО Славянский район



Пояснительная записка
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся. Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель-общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса. Курс «Вежливый волшебник Этикет» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности обучающихся». Цель настоящей программы: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов: 1. Этика общения 2. Этикет 3Этические нормы отношений с окружающими 4Этика отношений в коллективе Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. Программа адресована обучающимся 1- 4 классов и рассчитана на 33(34) часа в год. Периодичность занятий - 1 час в неделю.
2. Учебно - тематический план

Наименование разделов, блоков, тем.

Всего часов.

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1-й год обучения


1.

Этика общения.

7 ч

3

4

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также

2.

Этикет.

8 ч

4

4

используется групповая и индивидуальная формы

3.

Этические нормы отношений с окружающими.

9 ч

3

6

работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Просмотр видеоматериала
  • Экскурсии
  • Проекты
  • Игры

4.

Этика отношений в коллективе.

9 ч

4

5



33 ч

14

19

Наименование разделов, блоков, тем.

Всего часов.

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

2-й год обучения


1.

Этика общения.

7 ч

3

4

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также

2.

Этикет.

8 ч

1

7

используется групповая и индивидуальная формы

3.

Этические нормы отношений с окружающими.

9 ч

5

4

работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Просмотр видеоматериала
  • Экскурсии
  • Проекты
  • Игры

4.

Этика отношений в коллективе.

10 ч

3

7



34 ч

12

22

Наименование разделов, блоков, тем.

Всего часов.

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

3-й год обучения


1.

Этика общения.

8 ч

3

5

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также

2.

Этикет.

7 ч

1

6

используется групповая и индивидуальная формы

3.

Этические нормы отношений с окружающими.

11 ч

6

5

работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Просмотр видеоматериала
  • Экскурсии
  • Проекты
  • Игры

4.

Этика отношений в коллективе.

8 ч

4

4



34 ч

14

20

Наименование разделов, блоков, тем.

Всего часов.

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

4-й год обучения


1.

Этика общения.

7 ч

7

0

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также

2.

Этикет.

8 ч

3

5

используется групповая и индивидуальная формы

3.

Этические нормы отношений с окружающими.

10 ч

2

8

работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Просмотр видеоматериала
  • Экскурсии
  • Проекты
  • Игры

4.

Этика отношений в коллективе.

9 ч

2

7



34 ч

14

20


3.Содержание программы «Вежливый волшебник Этикет»

1 класс Раздел 1. Этика общения (7 часов) Тема 1. Доброе слово, что ясный день. Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей. Тема 2. Ежели вы вежливы. Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк». Тема 3. Да здравствует мыло душистое. Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков. Тема 4. Когда идёшь по улице. Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила. Тема 5. Узнай себя. Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве. Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то. Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик». Тема 7. Подарок коллективу. Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.
Раздел 2. Этикет (8 часов) Тема 8. Простые правила этикета. Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета. Тема 9. Повседневный этикет. Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя». Тема 10. Весёлые правила хорошего тона. Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры. Тема 11. Сказка об Этикете. Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете. Тема 12. Продолжение сказки об этикете. Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете. Тема 13. Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало». Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) Тема 16. Путешествие в волшебную сказку. Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета. Тема 17. Я могу быть волшебником. Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток». Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья. Создание живой картины. Тема 19. Любимый уголок родной природы. Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте. Тема 20. У каждого народа свои герои. Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов. Тема 21. Мы соберём большой хоровод. Игра-праздник в форме хоровода. Тема 22. Я люблю маму милую мою. Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы. Тема 23. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки. Тема 24. Люби всё живое. Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.
Этика отношений в коллективе (9 часов) Тема 25. Если радость на всех одна. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя». Тема 26. Мой класс - мои друзья. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили». Тема 27. Самолюб никому не люб. Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг». Тема 28-29. Поиграем и подумаем. Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки. Тема 30. О дружбе мальчиков и девочек. Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек». Тема 31. Путешествие в мир мудрых мыслей. Создание книги мудрости. Тема 32-33. Доброта что солнце. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

2 класс


Раздел 1. Этика общения (7 часов) Тема 1. Если песни петь, с ними веселей. Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно. Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину. Тема 3. Добро творить - себя веселить. Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре. Тема 4. Подумай о других. Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Тема 5. Подарок коллективу. Урок-сюрприз, урок общения. Тема 6. Делу - время, потехе - час. Объяснение пословицы: «Делу - время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Раздел 2. Этикет (8 часов) Тема 8. По правилам этикета. Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека - уважаешь себя». Тема 9. Приглашение к столу. Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников». Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем. Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета. Тема 11. Вот магазин, куда идем. Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций. Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь. Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке. Тема 15. В гостях у Вежи. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) Тема 16. Подари другому радость. Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость». Тема 17. От чего зависит настроение. Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения. Тема 18. Не стесняйтесь доброты своей. Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты Тема 19. Мой дом - моя семья. Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку». Тема 20. В труде человек хорошеет. Практическое занятие: «Наш общий дом» Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети. Путешествие на полянку к Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Тема 22. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок. Тема 23. Со взрослыми и сверстниками. Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу. Тема 24. Цени доверие других. Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.
Этика отношений в коллективе (10 часов) Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг». Тема 26. Советуем друг другу. Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов. Тема 28. Поговорил бы кто со мной. Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора. Тема 29-30. Путешествие по весеннему парку. Экскурсия в парк, в процессе которой вырабатываются правила поведения . Тема 31. Подарок коллективу. Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу. Тема 32-33. Делаем газету. Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты. Тема 34. Доброта что солнце. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

3 класс
Раздел 1. Этика общения (8 часов) Тема 1. Здравствуйте все! «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки. Тема 2. Будем беречь друг друга. Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными. Тема 3. Дружим с добрыми словами. Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть - доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость - нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость - жалостью, сочувствием и т.д. Тема 4. Любим добрые поступки. Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку. Тема 5. Подари дело и слово доброе. Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон - это память для ребят. Тема 6. Умеем общаться. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них - проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. Тема 7. Каждый интересен. Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. Тема 8. Подарок коллективу. Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …
Раздел 2. Этикет (7 часов) Тема 9. Премудрости волшебника Этикета. Этикет - свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. Тема 10. За столом с волшебником Этикетом. Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом. Тема 11. Школьные правила этикета. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации. Тема 12. Когда рядом много людей. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке. Тема 13. Как решать семейные проблемы. Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. Тема 14. Чистый ручеек вашей речи. Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток. Тема 15. Встречаем Новый год. Классный «Огонек» с праздничным столом.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (11 часов) Тема 16. Душа - это наше творение. Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …» Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия. Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца - двери добра и доверия. Тема 18. Хорошие песни к добру ведут. Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков. Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. Тема 20. Помоги понять себя. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Тема 21. О настоящем и поддельном. Настоящее - это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему. Тема 22. Тепло родного дома. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Тема 23-24. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры». Тема 25. Цветы, цветы - в них Родины душа. Цветы - это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. Тема 26. Когда солнце тебе улыбается. Итоговое занятие - праздник весны и песни.
Этика отношений в коллективе (8 часов) Тема 27. Чтобы быть коллективом. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Тема 28. Коллектив начинается с меня. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию. Тема 29. Подарок коллективу. Занятие проводится по традиционной методике. Тема 30. Секретные советы девочкам и мальчикам. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток». Тема 31. Скажи себе сам. Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. Тема 32. Вот и стали добрей и умней. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей. Тема 33-34. Школе посвящается. Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

4 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов) Тема 1. Оглянись внимательно вокруг. Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность. Тема 2. Умение быть самим собой. Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души. Тема 3. Что достойно гражданина. Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других - шаг гражданина. Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями. Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд - это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя - тоже труд. Тема 5. Праздник школьного вальса. Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни. Тема 6 - 7. Приглашение к зеркалу. Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным. Раздел 2. Этикет (8 часов) Тема 8. «Обычай - деспот меж людей» А.С. Пушкин Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей. Тема 9 - 10. Твой стиль поведения. Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе. Тема 11. Мальчики. Девочки. Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы. Тема 12. Поиграем и подумаем. Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры. Тема 13. Когда какое слово молвить. Умение разговаривать - искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово - угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор. Тема 14. За общим столом. Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета. Тема 15. Доброта и доброжелательность. Доброта - глубокое и широкое понятие - чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность - составная часть доброты. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов) Тема 16. «Поспешай делать добро». (народная мудрость) Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека - творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!» Тема 17. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло - добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу. Тема 18. Родительский дом. Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности - это капли, из которых сливается море человеческого долга. Тема 19. Любите ваших матерей. Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам». Тема 20-21. «Поздравляем наших мам». «Огонек», посвященный мамам. Тема 22. О тех, кто сердце отдал людям. Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь - это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод. Тема 23. Умей быть щедрым. Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других - вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры. Тема 24. Праздник благодарности. Участие каждого в празднике, внесение своих предложений. Тема 25. Добрыми делами славен человек. Работа с изречениями. Для осмысления себя - анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше. Этика отношений в коллективе (9 часов) Тема 26. Расскажи мне обо мне. Проведение по сложившейся традиции Тема 27. Присмотритесь друг к другу. На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного - надежно, радостно, легко. Тема 28. Подарок коллективу. Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения. Тема 29. Я, ты, мы. Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе. Тема 30. О дружбе мальчиков и девочек. Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы. Тема 31. Не хуже других. Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», - очень опасный принцип. Тема 32. «Скажи себе сам». Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого - собственная оценка себя. Ролевые игры. Тема 33. Храни достоинство свое повсюду, человек! Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства. Тема 34. Итоговое занятие.

4.Предполагаемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности


В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: Первый уровень результатов - учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для его достижения необходимо:
  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным. В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.


5.Формы и виды деятельности


  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение музея;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.

Место проведения занятий


  • Школа
  • Школьный двор
  • школьный музей
  • Актовый зал
  • Библиотеки

Формы учета оценки планируемых результатов


  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование обучающихся и родителей.


6. Методические рекомендации
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению.

7.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. № п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд Для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. "Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра".
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  4. Буйлова Л.Н. "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей". М.: ЦРСДОД, 2000.
  5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: издательство «АРКТИ», 2005. - 62с.
  7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. - М.: Чистые пруды, 2006.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Современный урок". Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2006
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Совсем не обычный урок". Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2001.
  10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
  11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  12. Малкова Ю. "Умный читатель". Серия "Через игру к совершенству". М.: "Лист", 1999.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1986.
  14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. - М.: Книголюб, 2006. -88с.
  15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. - М.: Эксмо, 2010
  16. Русские народные сказки Афанасьева. - Л.: Лениздат, 1983.
  17. "Сказка как источник творчества детей". Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
  18. Симановский А.Э. "Развитие творческого мышления детей". Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
  19. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  20. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. - М.: Педагогика, 1990.
  21. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 - 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
  22. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 - 8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  23. Энциклопедия этикета. - СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
  24. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство "АСТ", 1998.
  25. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: "Астрель", "Олимп", "АСТ", 2000.
Для обучающихся:
  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Барто А.Л. В театре.
  3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. - Т.: Укитувчи. 1989.
  4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. - М.: Правда,1985.
  5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
  7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. - М.: Правда,1985.
  9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. - Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: "Астрель", "Олимп", "АСТ", 2000.
  10. Осеева В.А. Волшебное слово
  11. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. - М.: Эксмо, 2010
  12. Русская народная сказка. Лиса и Журавль
  13. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  14. Титкова Т.В. Как принимать гостей. - Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
  15. Толстой Л.Н. Волк и собака.
  16. Чуковский К. И. Федорино горе.
  17. Чуковский К.И. Мойдодыр.
  18. Чуковский К.И. Телефон.
  19. Чуковский К.И. Краденое солнце.
  20. Шалаева Г.П. Как себя вести? - Издательская группа АСТ., 2010.
  21. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. - Издательская группа АСТ., 2010.
  22. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. - Издательская группа АСТ., 2010.
  23. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. - Издательская группа АСТ., 2010.


2. Печатные пособия

Художественные книги, детские журналы, газеты

3. Технические средства обучения

Мультимедиа, проектор

4. Экранно-звуковые пособия

Экран, колонки

5. Игры и игрушки

Мячи, настольные игры

  1. Оборудование кабинета (-ов)

Столы. стулья, доска









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности

кружок «Вежливый волшебник Этикет»






Название раздела и темы Дата Факт. Форма деятельности

Этика общения. 7ч.

1

Доброе слово что ясный день

2.10


Познавательная беседа. Игра

2

Если вы вежливы

9.10


Познавательная беседа. Игра

3

Да здравствует мыло душистое

16.10


Игра. Конкурс. Рисунки

4

Когда идёшь по улице

23.10


Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.

5

Узнай себя

30.10


Путешествие в сказку. Конкурсы.

6

Нам счастья не сулит обида чья-то

6.11


Рассказ. Беседа. Игра

7

Подарок коллективу

13.11


Урок-сюрприз. Игры

Этикет. 8ч.

8

Простые правила этикета

20.11


Беседа. Решение задач

9

Повседневный этикет

27.11


Ответы на вопросы. Игра

10

Весёлые правила хорошего тона

4.12


Работа с картинками. Сценки-миниатюры

11

Сказка об этикете

11.12


Познавательная беседа. Игра

12

Продолжение сказки об этикете

18.12


Познавательная беседа. Игра

13

Путешествие в страну этикета

25.12


Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.

14-15

Просим к столу

8.01

15.01


Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие в школьной столовой .

Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.

16

Путешествие в волшебную сказку

22.01


Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

17

Я могу быть волшебником

29.01


Познавательная беседа. Игра

18

Маленькое дело лучше большого безделья

5.02


Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах.

19

Любимый уголок родной Отчизны

12.02


Познавательная беседа. Игра. Экскурсия к памятным местам станицы.

20

У каждого героя свои герои

19.02


Познавательная беседа. Посещение районного музея.

21

Мы соберём большой хоровод

26.02


Познавательная беседа. Игра

22

Я люблю маму милую мою

3.03


Познавательная беседа. Игра.

23

Поздравляем наших мам

12.03


Праздник.

24

Люби всё живое

19.03


Посещение выставочного зала. Беседа.

Этика отношений в коллективе. 8ч.

25

Если радость на всех одна

26.03


Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

26

Мой класс - мои друзья

2.04


Познавательная беседа. Игра.

27

Самолюб никому не люб

9.04


Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям.

28-29

Поиграем и подумаем

16.04

23.04


Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.

30

О дружбе мальчиков и девочек

30.04


Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

31

Путешествие в мир добрых мыслей

7.05


Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

32-33

Доброта что солнце

14.05

21.05


Подготовка к празднику. Праздник.













© 2010-2022