- Преподавателю
- Начальные классы
- КИМы по русскому языку
КИМы по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агафонова Е.В. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проект
«Формирование УУД при внедрении ФГОС посредством КИМов по русскому языку во втором классе»
Участники рабочей группы:
Агафонова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №166»
Газизова Надежда Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №166»
Зубкова Надежда Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 110»
Семенова Лидия Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №166»
Научный руководитель
Замалетдинова Зальфира Исхаковна
Проектная работа допущена к защите
27 февраля 2015 г.
Казань - 2015
Оглавление
1.Аннотация
2.Актуальность проекта
3.Цель и задачи проекта
4. Ресурсы
5 Разработка КИМов
6. Заключение
Аннотация В данном проекте представлены контрольно-измерительные материалы к урокам русского языка во 2 классе, включающие задания для самостоятельной работы учащихся, презентацию. КИМы предназначены для учителей начальных классов, работающих по программе УМК «Школа России» и разработаны в соответствии с требованиями ФГОС. Материал способствует формированию универсальных учебных действий в результате исследовательской деятельности.
Актуальность Современный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет новые требования к организации и проведению уроков русского языка в начальных классах. В предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» указано, что необходимо «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач». Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.
Современный ФГОС предъявляет новые требования к организации и проведению уроков русского языка в начальной школе.
В то же время методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса недостаточно разработано. По УМК «Школа России» к учебнику русского языка во 2 классе разработаны электронно-образовательный ресурс, рабочие тетради, позволяющие планировать достижения, необходимых предметных и метапредметных результатов, в то же время нет методических разработок и рекомендаций по использованию данных материалов с учетом требований ФГОС и принципов системно - деятельностного подхода.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки контрольно-измерительных материалов к урокам русского языка во 2 классе на основе требований системы деятельностного подхода. При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель проекта Целью проекта является разработка и реализация контрольно-измерительных материалов на темы:
- «Речь»
- «Текст»
- «Предложение»
- «Слова, слова, слова….»
- «Звуки и буквы»
- «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»
- «Части речи»
- «Повторение», ориентированных и позволяющих сформировать систему знаний и понятий по данным темам.
Задачи проекта
- Изучить требования ФГОС.
- Определить структуру и содержание КИМов по русскому языку во 2 классе.
- Разработка КИМов.
Планируемые результаты
Личностные:
-
положительное отношение к языковой деятельности;
-
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
-
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности.
Предметные:
-
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
-
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
-
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
-
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
-
первоначальные умения проверять написанное;
-
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами.
Метапредметные:
-
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
-
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках) в планировании и контроле способа решения;
-
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
-
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
-
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.
Ресурсы
- Примерные программы
- ФГОС
- Д.Н.Ушаков «Большой толковый словарь русского языка». - М.: «Альта-Принт», 2005
- Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков «Орфографический словарь». - М.: «Просвещение», 2008
- Т.В.Игнатьева «Карточки по русскому языку». - М.: «Экзамен», 2009
- А.О.Орг «Олимпиады по русскому языку 2 класс». - М.: «Экзамен», 2011
- В.П.Канакина Рабочая тетрадь «Русский язык в 2-х частях». - М.: «Просвещение», 2014
- Презентация
Разработка КИМов
ПРООП 1 - Наша речь
Я
УУД
Учитель
1. Рассмотрите схему. Что относится к устной речи, раскрась зелёным цветом.
Устная речь Письменная речь
Слушание Говорение
Речь про себя
Чтение Письмо
Подумай, почему речь называют устной?
2.Как в письменной речи отделяют одно предложение от другого?
А. Пишут каждое предложение с новой строки
Б. При помощи точки, вопросительного или восклицательного знака
В. При помощи паузы или интонации
Г. Никак не отделяют.
3.Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог?
-Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье? Как дела?
-Всё в порядке! Всё жужжу!
Извините, я спешу! (М. Дружинина)
Что можно сказать о пчеле по её речи?
4.Составь из группы слов и запиши предложение к схеме.
L--- ----- ---- ---- L--- L----.
Слова для справок: ребята, Победы, ветеранов, с, поздравляют, Днём.
5. Запиши в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст.
А. Мальчики спрятались под крышей сарая.
Б. Саша и Юра возвращались с речки.
В. Начался сильный дождь.
Г. Вдруг туча закрыла небо.
Озаглавь текст.
______________________________________________
Итог
ПРООП 2 - Текст
Я
УУД
Учитель
1. Прочитайте. Сравните записи.
Девочки шли через лес. Мальчики купались в реке.
В лесу было тихо и нарядно. Птицы улетают на юг.
Густо зеленели ёлочки. Солнце ярко светит.
Шелестели кудрявые берёзки. Мама варит суп.
Какая запись является текстом?
2.Прочитайте слова. Восстановите предложение.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.
Составь своё предложение о зиме.
3.Подбери заголовок к тексту. Справиться тебе поможет выполнение следующих действий:
Прочитай Определи тему и Выбери заголовок
текст главную мысль
В школе есть живой уголок. Там живут хомячки, рыбки и два попугая. Ребята ухаживают за ними. Они следят за чистотой в клетках и кормят питомцев.
4. Вставь подходящие по смыслу слова.
Вечером поднялась ______. Засвистал в соснах _____. С неба повалил _________.
Слова для справок: снег, метель, ветер.
5.Прочитайте. Озаглавьте текст.
В ветвях берёзы гнездо. Там жил дрозд. Кот Васька полез к гнезду. Дрозд заметил кота и клюнул его в лоб. Васька испугался, прыгнул с дерева и убежал в сад.
Выделите в тексте три части. Отметьте начало каждой части знаком Z.
Итог
ПРООП 3 - Слова, слова, слова…
Я
УУД
Учитель
1. Какое слово лишнее? Почему?
А. праздничный В. осенний
Б. красный Г. тетрадь
Справиться с заданием тебе поможет выполнение следующих действий:
Прочитай Задай вопрос к Определи лишнее
все слова каждому слову слово
2. Какие из данных слов обозначают предмет?
А. береза В. заяц
Б. писать Г. мягкий
Найди в словаре 3 слова, обозначающих предмет, запиши их.
3. Прочитай слова.
Тёмную, солнце, тучу, скрылось, за.
Восстанови предложение. Составь свое предложение о небе.
4. Прочитай слова.
День болезнь
Узкий горький
Сладкий ночь
Здоровье широкий
Соедини линией слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова? Оцени свой ответ, обратившись к справочной литературе.
5. Поработай с картинками. Рассмотри их.
Раздели слова на 3 группы по значению. Подбери обобщающие слова и запиши их.
Итог
ПРООП 4- Предложение
Я
УУД
Учитель
1. Из каких слов можно составить предложение.
А. сладкий, яркое, теплая
Б. береза, пенал, ручка
В. встречаем, весну, мы
Г. готовит, споет, нарисовал.
Составь предложение и запиши его. ________________________________Придумай свое предложение по иллюстрации.
2. Восстанови пословицу, запиши.
Птица, а, по, речам, видна, по, перьям, человек.
______________________________________________
Объясни её смысл. Вспомни и запиши пословицу о речи.
3. Прочитай предложение.
В нашем саду расцвела душистая черемуха.
Определи, о чём говориться в предложении?
А. о саде В. о лете
Б. о черемухе Г. не о чём
4. Определи, в какой строке записано предложение. Подчеркни его.
А. После дождя в лесу появились грибы.
Б. После дождя.
В. После дождя в лесу.
Г. В лесу грибы.
5. Расставь знаки препинания. Выпиши предложение, в конце которого обязательно нужно поставить восклицательный знак.
Однажды мне подарили большую куклу__На голове кудри из настоящих волос___Глаза у неё открывались и закрывались__Какая красивая кукла___
Составь свое восклицательное предложение.
Итог
ПРООП 5 - Звуки и буквы. Русский алфавит.
Я
УУД
Учитель
1.Рассмотри картинки. Соотнеси картинку с названием.
Как можно назвать предметы одним словом?
Раздели названия грибов на две группы, назови их.
Какие грибы «лишние»? Почему?
______________________________________________
2.Найди имена сказочных героев и напиши их в алфавитном порядке.
Михалков, Бианки, Мальвина, Иванов, Буратино, Пришвин, Незнайка, Пьеро, Чуковский.
___________________________________________________________
3. В каких строках во всех словах пропущена одна и та же буква?
А. Пл.ды,гр.за, б.бры, .кно
Б. Пч.ла, сл.за, с.стра, в.сна
В. Ст.хи, л.ства, в.дро, с.лач
Г. Ст.рик, гл.за,др.зды, гр.чи
Подбери проверочные слова (устно)
4. В скольких из данных слов пропущен Ь ?
А. Птен.чик
Б.Ден.ки
В. Бол.шой
Г. Вороб.и
5.Какая двойная согласная пишется в слове - отгадке?
Где доска и парта есть, чтоб всем детям сразу сесть?
а)сс б)бб в)нн г)мм
Составь предложение с данным словом.
Итого
ПРООП 6 - Правописание буквосочетаний с шипящими согласными
Я
УУД
Учитель
1. Прочитайте.Вставьте подходящие по смыслу слова.
А. Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо ____________.
Б. Принесли мы для бычка
Полведёрка _____________.
В. Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику ___________.
Г. Подарила мама дочке
Разноцветные __________.
Подчеркните в словах буквосочетание ЧК.
2. Составьте из рассыпанных частичек слов слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Запишите 10 слов. Составь 3 словосочетания с получившимися словами.
Ка, про, мы, сне, ма, да, н, вёт, на ,встре, ро,сту, гру, вель.
Жи. Ши. Ча, ща. Чу.Щу.
3.Прочитай загадку. Вставь пропущенные буквы и слово. Нарисуй отгадку.
Я круглый, я гла…кий
И на вку... приятно сла…кий.
Знает каждый карапу…,
Что зовут меня _________
4.Запиши предложение, верно используя заглавные и строчные буквы.
Илья (К,к)апустин поливает (К, к)апусту.
______________________________________________
5.В каких пословицах во всех словах на месте пропуска нужно писать букву Г ?
А. Каков ве..., таков и челове… .
Б. Ешь пиро... с грибами, держи язы... за зубами.
В. Вра... смотрит на ноги, а дру... - в лицо.
Г. Не тем час доро… , что доло... , а тем, что короток.
Итого
ПРООП 7- Части речи. Имя существительное
Я
УУД
Учитель
1.Закончи высказывание
Именами существительными называются слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы…..
А. что делает? что сделает?
Б. какой? какая? какое? какие?
В. кто? что?
Г. как? когда? каким образом?
Оцени свой ответ, обратившись к другим источникам (справочнику, энциклопедии, словарю)
2.Укажи имя существительное
А. березовый
Б. писать
В. через
Г. письмо
Справиться с заданием тебе поможет выполнение следующих действий:
Прочитай все слова
Задай вопрос к каждому слову
Определи части речи
3.Рассмотри, что изображено на картинках.
Запиши, распределяя слова по вопросам-кто? что?
Напиши название каждой группы
Объясни принцип группировки слов соседу по парте.
4. Восстанови пословицу. Объясни смысл соседу по парте.
Добрые …… человека красят.
А. слова
Б. улыбка
В. дела
Г. руки
Вспомни и запиши пословицу о труде.
5. Прочитай стихотворение Ф.И. Тютчева. Определи к какой части речи относятся выделенные слова.
Зима недаром злится, Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
А. имя прилагательное
Б. глагол
В. имя существительное
Г. предлог
Составь свое предложение о весне по картинке.
Итог
ПРООП 8- Повторение
Я
УУД
Учитель
1.Напиши слова, обозначающие предметы, изображенные на картинке, в алфавитном порядке.
Какое из слов «лишнее»? Почему?
2 . Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв.
А. обезьяна
Б. юла
В. суббота
Г. осень
Составь подобное задание для соседа по парте.
Оцени результат его выполнения.
3. Укажи вопросительное предложение
А. Как красив лес осенью!
Б. Весело кружится в воздухе снег.
В. А чей след ведет в сад?
Г. Знай правила дорожного движения.
Составь свое вопросительное предложение.
4. Укажи грамматическую основу предложения
Белая береза под моим окном принакрылась снегом. (С. Есенин)
А. белая береза
Б. под моим окном
В. принакрылась снегом.
Г. береза принакрылась
5. Укажи строчку, где во всех словах пропущена буква О
Устно подбери проверочные слова.
А. в…лчата, з…йчата, к…злята, г…лчата
Б. р…дник, п…рник, т…йник, н…чник
В. с…сновый, д…ждливый, х…ровой, б…льной
Г. п…ет, м…рской, к..вер, д…брота
Итог
Критерии оценки
За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Задание № 1 - 1 балл. Задание № 2 - 2 балла. Задание № 3 - 2 балла. Задание № 4 - 2 балла. Задание № 5 - 3 балла.
Условные обозначения
Я
УУД
отлично
личностные
познавательные
хорошо
коммуникативные
было трудно
регулятивный
Заключение
Данный проект может использоваться при проведении уроков русского языка во 2 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок, мастер-классов. В нем раскрыт деятельностной подход, личносто-ориентированный подход, показано, как прививать детям умение работать с информацией, как повысить уровень результативности обучения русскому языку на уроке. Особенность системно-деятельностного подхода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности дает также и групповая форма работы. Таким образом, применение приемов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы дает учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Разработанные в соответствии с требованиями ФГОС КИМы позволят добиться планируемых результатов на уроках русского языка во 2 классе. Данные КИМы помогут сформировать у детей бережное отношение к русскому языку, речи, слову. Задания, представленные в КИМах, помогут ученикам закрепить знания, полученные на уроках русского языка. Система заданий направлена на обогащение словарного запаса ребенка, формирования умения анализировать лингвистические явления и работать с разными видами индивидуальной работы с учебниками, словарями, энциклопедиями. КИМы - это эффективный помощник учителя в организации индивидуальной работы с учениками. Использование КИМов способствует более успешному достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения во 2 классе.