- Преподавателю
- Начальные классы
- Дополнительная общеобразовательная программа «Умники и умницы» (научно-техническая направленность) обучающихся: 8-10 лет
Дополнительная общеобразовательная программа «Умники и умницы» (научно-техническая направленность) обучающихся: 8-10 лет
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хабибова Ф.Ф. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Станция юных техников»
Ленинского района городского округа г.Уфа
Республики Башкортостан
Рассмотрено
на Методическом совете
Протокол № ___
от «____ » сентября 201_ г.
«Утверждаю» Директор МБОУ ДОД «СЮТ» _________________Мухамадеева Е.Ф. Приказ № ___ от «___» сентября 201_ г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Умники и умницы»
(Научно-техническая направленность)
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория обучающихся: 8-10 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Хабибова Фания Файзрахмановна
Уфа - 2015
1. Пояснительная записка 1.1 Нормативно-правовая база 1. Закон «Об образовании» Российской Федерации. 2. Федеральный государственный стандарт общего образования. 3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. 4. Федеральный закон от 04.12.2007г. №309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и государственного образовательного стандарта. 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования. 1.2 Направленность программы. Программа имеет по содержанию научно-техническую направленность, по функциональному предназначению учебно-познавательную, по уровню освоения, ознакомительную. По виду - типовая. 1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность. Программа в рамках внеурочной деятельности ФГОС направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности. Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности «Умники и умницы»:
- умение рассуждать как компонента логической грамотности;
- владение эвристическими приемами рассуждений;
- интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- познавательная активность и самостоятельность учащихся;
- способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- развитое пространственное представление и пространственное воображение
- свободного общения на занятиях.
- расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- научить использованию символики;
- научить правильному применению математической терминологии, эвристическим приёмам рассуждений;
- научить отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- сформировать интеллектуальные умения, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- сформировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
- развивать краткость речи;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Умения выполнять устно, строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
- тестирование;
- анкетирование;
- презентация;
- выпуск математической газеты;
- олимпиады;
- классная выставка.
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания-незнания».
- степень помощи, которую оказывает педагог детям при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
- 80 - 100% - высокий уровень освоения программы;
- 60-80% - уровень выше среднего;
- 50-60% - средний уровень;
- 30-50% - уровень ниже среднего;
- меньше 30% - низкий уровень.
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания-незнания».
2. Учебно-тематический план
№
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Экскурсия
1
Вводное занятие. Презентация образовательной программы.
2
1
1
2
Из истории математики. Как люди научились считать.
4
1
3
3
Из истории математики. Как люди научились записывать цифры.
4
1
3
4
Для чего нужна математика. Профориентация: «Профессии наших родителей». Все началось с пятерни.
2
1
1
5
Весёлая нумерация.
5
1
4
6
Отгадай - ка. Ребусы, игры.
5
5
7
Викторина. Турнир «смекалистых».
4
4
8
Геометрические фигуры. Известные математики.
5
1
4
9
Математический КВН.
3
3
10
Отгадывание ребусов. Весёлые задачки. Встреча с родителем-математиком.
9
9
11
Таблица умножения на пальцах.
5
1
4
12
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
12
1
9
2
13
Математическая газета. Какая жизненная стратегия эффективней в наше время.
4
1
3
14
Олимпиада.
4
4
15
Классная выставка.
2
2
16
Итоговое занятие. Итоговое анкетирование.
2
2
Итого
72
9
61
2
-
Содержание программы
1. Вводное занятие. Презентация образовательной программы. (1ч.) Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Игра «Весёлый счёт». Практическая работа (1ч.): занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 50, 100). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт». Всего - 2ч. 2. Из истории математики. Как люди научились считать. (1ч.) Жизненная необходимость в счете. Практическая работа (3ч.): счет у разных народов. Читаем вместе: «Сказка про ноль». Всего - 4ч. 3. Из истории математики. Как люди научились записывать цифры. (1ч.) Информация о римской и арабской нумерациях. Практическая работа (3ч.): обозначение римской и арабской нумерации на часовом циферблате. Читаем вместе: «Спор цифр». Всего - 4ч.
- Для чего нужна математика. Профориентация: «Профессии наших родителей». Все началось с пятерни. (1ч.)
Всего - 2ч.
-
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Основные методы:
1.Словесный метод: -рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
-словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
-наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
-тренировочные упражнения;
-практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
-сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
-выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
4.1. Материально-техническое обеспечение
наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
примечание
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы)
д
Математика и конструирование.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса
Краски акварельные, гуашевые
к
Тушь
к
Бумага А
к
Бумага цветная
к
фломастеры
к
Восковые мелки, кисточки, ёмкость для воды
к
Клей
к
Карандаши простые, стиралка
к
Техническое оснащение:
компьютер, магнитофон
Контрольно-измерительные материалы: тестовые задания, анкеты.
5. Список литературы
Нормативная литература: 1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. - 208 с. 2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844). 3. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27) 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г. Режим доступа: rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html 5. Положение о правилах приема, перевода и отчисления обучающихся, приказ № 3-о от 17.01.2012. 6. Устав МБОУ ДОД «Станция юных техников» Ленинского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан
Литература для педагогов: 1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011. 2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012. 3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012. 4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007. 5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. -М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001. 6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983. 7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.
Литература для учащихся: 1. В.Волина. Праздник числа. Издательство знание. Москва. 1993. Занимательная математика для детей (сборник веселых стихотворений, считалок, загадок, пословиц, скороговорок, физминуток, подобранных на каждую цифру, задачи в стихах, дидактические и интеллектуальные игры и задания).
Календарно-тематическое распределение часов
№
Темы
Планируемая
дата
Фактическая дата
Количество часов
1
Вводное занятие.
сентябрь
17
1
2
Презентация образовательной программы.
сентябрь
18
1
3
Из истории математики. Как люди научились считать.
октябрь
01
1
4
Из истории математики. Как люди научились считать.
сентябрь
25
1
5
Из истории математики. Как люди научились считать.
октябрь
08
1
6 Из истории математики. Как люди научились считать.
октябрь
02
1
7
Из истории математики. Как люди научились записывать цифры.
октябрь
15
1
8
Из истории математики. Как люди научились записывать цифры.
октябрь
09
1
9
Из истории математики. Как люди научились записывать цифры.
октябрь
22
1
10
Из истории математики. Как люди научились записывать цифры.
октябрь
23
1
11
Для чего нужна математика. Профориентация: «Профессии наших родителей». Все началось с пятерни.
октябрь
29
1
12
Для чего нужна математика. Профориентация: «Профессии наших родителей». Все началось с пятерни.
октябрь
30
1
13
Для чего нужна математика. Профориентация: «Профессии наших родителей». Все началось с пятерни.
ноябрь
05
1
14
Для чего нужна математика. Профориентация: «Профессии наших родителей». Все началось с пятерни.
ноябрь
06
1
15
Весёлая нумерация.
ноябрь
12
1
16
Весёлая нумерация.
ноябрь
13
1
17
Весёлая нумерация.
ноябрь
19
1
18
Весёлая нумерация.
ноябрь
20
1
19
Отгадай - ка. Ребусы, игры.
ноябрь
26
1
20
Отгадай - ка. Ребусы, игры.
ноябрь
27
1
21
Отгадай - ка. Ребусы, игры.
декабрь
03
1
22
Отгадай - ка. Ребусы, игры.
декабрь
04
1
23
Отгадай - ка. Ребусы, игры.
декабрь
10
1
24
Викторина. Турнир «смекалистых».
декабрь
11
1
25
Викторина. Турнир «смекалистых».
декабрь
17
1
26
Викторина. Турнир «смекалистых».
декабрь
18
1
27
Викторина. Турнир «смекалистых».
декабрь
24
1
28
Геометрические фигуры. Известные математики.
декабрь
25
1
29
Геометрические фигуры. Известные математики.
декабрь
31
1
30
Геометрические фигуры. Известные математики.
январь
08
1
31
Геометрические фигуры. Известные математики.
январь
14
1
32
Геометрические фигуры. Известные математики.
январь
15
1
33
Математический КВН.
январь
21
1
34
Математический КВН.
январь
22
1
35
Математический КВН.
январь
28
1
36
Отгадывание ребусов. Весёлые задачки. Встреча с родителем
январь
29
1
37
Отгадывание ребусов. Весёлые задачки. Встреча с родителем
февраль
04
1
38
Отгадывание ребусов. Весёлые задачки. Встреча с родителем
февраль
05
1
39
Отгадывание ребусов. Весёлые задачки. Встреча с родителем
февраль
11
1
40
Отгадывание ребусов. Весёлые задачки. Встреча с родителем
февраль
12
1
41
Отгадывание ребусов. Весёлые задачки. Встреча с родителем
февраль
18
1
42
Отгадывание ребусов. Весёлые задачки. Встреча с родителем
февраль
19
1
43
Отгадывание ребусов. Весёлые задачки. Встреча с родителем
февраль
25
1
44
Отгадывание ребусов. Весёлые задачки. Встреча с родителем
февраль
26
1
45
Таблица умножения на пальцах.
март
03
1
46
Таблица умножения на пальцах.
март
04
1
47
Таблица умножения на пальцах.
март
10
1
48
Таблица умножения на пальцах.
март
11
1
49
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
март
17
1
50
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
март
18
1
51
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
март
24
1
52
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
март
25
1
53
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
март
31
1
54
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
апрель
01
1
55
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
апрель
07
1
56
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
апрель
08
1
57
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
апрель
14
1
58
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
апрель
15
1
59
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
апрель
21
1
60
Веселые задачи и игры. В каких профессиях и отраслях необходимы знания математики.
апрель
22
1
61
Математическая газета. Какая жизненная стратегия эффективней в наше время.
апрель
28
1
62
Математическая газета. Какая жизненная стратегия эффективней в наше время.
апрель
29
1
63
Математическая газета. Какая жизненная стратегия эффективней в наше время.
май
05
1
64
Математическая газета. Какая жизненная стратегия эффективней в наше время.
май
06
1
65
Олимпиада.
май
12
1
66
Олимпиада.
май
13
1
67
Олимпиада.
май
19
1
68
Олимпиада.
май
20
1
69
Классная выставка.
май
26
1
70
Классная выставка.
май
27
1
71
Итоговое занятие. Итоговое анкетирование.
май
30
1
72
Итоговое занятие. Итоговое анкетирование.
май
31
1
Итого:
72