- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер - класс фрагмента урока Свойства воздуха. Практическая работа
Мастер - класс фрагмента урока Свойства воздуха. Практическая работа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Левина И.Н. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НЕПЕЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КОЛОМЕСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Тел.: 617-76-11, 617-74-10 140473, Московская область, Коломенский район, E-mail: nepschool2.ucoz.ru/ село Непецино, дом 6-а
Мастер-класс на Всероссийском Форуме педагогов развивающего обучения
«Система Л.В. Занкова: взгляд в прошлое, шаг в будущее»
учителя начальных классов МОУ Непецинской СОШ
высшей квалификационной категории
Левиной Ирины Николаевны
8-9 июня 2015 год
Всероссийский Форум педагогов развивающего обучения «Система Л.В. Занкова: взгляд в прошлое, шаг в будущее»
-
Вступительное слово.
-
Практическая часть.
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика Открытие нового знания Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ Обсуждение в парах и группах Формулирование вариантов выводов. Обобщение Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха, и поможет нам в этом ещё один наш гость. Он будет главным героем нашего урока. Круглый, гладкий, как арбуз. Цвет любой на разный вкус. Коль упустишь с поводка Улетит за облака. Учитель: Знакомьтесь - это Воздушный Шарик. (Ставим совместно с детьми цель урока) Опыт №1. Цвет. В классе мы видим доску, парту, стены, за окном - дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? Какой орган чувств помог определить данное свойство? Мы открыли первое свойство воздуха. Опыт №2. Запах. А сейчас вдохните глубоко. Что вы почувствовали? Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас? А какой орган чувств помог нам определить запах?
Где вы чувствуете сильные запахи?
Опыт № 3. Вкус. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем? Какой орган чувств помог определить данное свойство? Опыт № 4. Форма. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе? Проверьте работу своего соседа по парте и оцените её. Опыты демонстрирует учитель. Опыт №5. Сжимаемость. Упругость. Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему? Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать? Что происходит, когда мы надуваем шарик? У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? А где еще используется это свойство? Опыт № 6. Воздух легче воды. Налейте в стакан воды. Подуйте в трубочку. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили? Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг? У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать? Опыт № 7. Масса воздуха. А может быть, воздух совсем ничего ни весит, поэтому и всплывают шарик. Давайте проверим. Такие весы вы сможете сделать дома сами. (Взвешиваю два шарика). Что произошло? Опыт №9. Теплопроводность. Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется? Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? На самом деле, что же греет землю, снег ли? Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему? А что происходит с мехом животных к зиме? А как свойство теплопроводности использует человек? Опыт № 10. Горячий воздух легче. Измерьте температуру воздуха в помещении. Теплее у пола или под потолком? Теперь вы можете объяснить, почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами? Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом? Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?
Оцените работу своей группы.
Заполните остальную таблицу. Рефлексия. Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете? Спасибо. Воздушные шарики в подарок. На каждом вы поставьте себе за работу на уроке оценку. За то, как вы слушали, как заполнили таблицу, всё ли поняли, за то, как старались.
Воздушный шарик.
Воздух невидимый и бесцветный.
Зрение
Ничего.
Запах духов.
Обоняние. Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос. В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.
Значит, какой вывод мы можем сделать?
Чистый воздух запаха не имеет.
Воздух не имеет вкуса.
Вкус.
Нет.
Оценивают работу соседа.
В нём много воздуха.
Добавить воздуха.
Воздух сжимается. (Сжимаемость.)
Упругость.
Свободные высказывания детей.
Воздух легче воды.
Воздух легче воды.
Воздух имеет массу.
Воздух - плохой проводник тепла.
Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.
Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними. Меховые шубы, шерстяная одежда, валенки. Опыт проводится по группам. Дети проводят эксперимент.
Самооценка.
Узнали свойства воздуха: бесцветный или прозрачный, без запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемость, упругость, легче воды, проводит тепло плохо.
3.Комментарий.
В этом фрагменте урока обучающиеся определяли свойства воздуха, объясняли результаты опытов, формулировали общие выводы, фиксировали результаты наблюдений в таблице, измеряли температуру воздуха, формировались навыки работы с модульной системой экспериментов PROLOG.
Дети с удовольствием включались в исследовательскую деятельность, самостоятельно «открывали» знания. Основная форма работы - групповая и в парах. Я использовала словесный метод и метод поисковой работы (деятельностный), т.е. проведение учащимися по заданию опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений.
На уроке у детей формировался интерес к познанию окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Обучающиеся научились самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи представленной на наглядно-образном уровне, на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах воздуха в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Формировались коммуникативные УУД: 1) выбор адекватного речевого средства в диалоге с учителем и одноклассниками, 2) умение формулировать собственные мнения, задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, 3) использование в общении правил вежливости.
А самой высокой оценкой урока для меня стал шарик ученика с надписью « «5». Я люблю школу», который он подарил мне уже после того, как все гости разошлись.
4.Вопросы зрителей.
5.Подвение итогов.
Мастер-класс на Всероссийском Форуме педагогов развивающего обучения
«Система Л.В. Занкова: взгляд в прошлое, шаг в будущее»
учителя начальных классов МОУ Непецинской СОШ
высшей квалификационной категории
Левиной Ирины Николаевны
8-9 июня 2015 год
Приложение № 1
Свойства воздуха. Цель работы: определить свойства воздуха. Свойства воздуха Орган чувств, который помог определить данное свойство Результат наблюдений
- Цвет
- Запах
- Вкус
- Форма
- Сжимаемость
- Упругость
- Воздух - вода
- Масса
- Теплопроводность
- Горячий воздух
Мастер-класс на Всероссийском Форуме педагогов развивающего обучения
«Система Л.В. Занкова: взгляд в прошлое, шаг в будущее»
учителя начальных классов МОУ Непецинской СОШ
высшей квалификационной категории
Левиной Ирины Николаевны
8-9 июня 2015 год
Приложение № 2
Инструкция для проведения исследования. Цель проведения опыта: измерить температуру воздуха в помещении. 1-ый исследователь - руководит группой и делает сообщение об исследовании. 2-ой исследователь - собирает модульную систему экспериментов 3-ий исследователь - замеряет температуру воздуха под потолком (для этого надо встать на стул). 4-ый исследователь - убирает модульную систему экспериментов.
Инструкция для проведения исследования. Цель проведения опыта: измерить температуру воздуха в помещении. 1-ый исследователь - руководит группой и делает сообщение об исследовании. 2-ой исследователь - собирает модульную систему экспериментов 3-ий исследователь - замеряет температуру воздуха у пола (для этого надо встать на стул). 4-ый исследователь - убирает модульную систему экспериментов.