Мастер - класс фрагмента урока Свойства воздуха. Практическая работа

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс фрагмента урока Свойства воздуха. Практическая работаМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НЕПЕЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОЛОМЕСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Тел.: 617-76-11, 617-74-10 140473, Московская область, Коломенский район, E-mail: nepschool2.ucoz.ru/ село Непецино, дом 6-а

Мастер-класс на Всероссийском Форуме педагогов развивающего обучения

«Система Л.В. Занкова: взгляд в прошлое, шаг в будущее»

учителя начальных классов МОУ Непецинской СОШ

высшей квалификационной категории

Левиной Ирины Николаевны

8-9 июня 2015 год

Всероссийский Форум педагогов развивающего обучения «Система Л.В. Занкова: взгляд в прошлое, шаг в будущее»



  1. Вступительное слово.

Добрый день! Я, Левина Ирина Николаевна, представляю Непецинскую среднюю общеобразовательную школу. Это обычная сельская школа, в которой нет отбора обучающихся. Сегодня я вам покажу фрагмент урока окружающего мира «Свойства воздуха», а точнее фрагмент практической работы. Целью практической работы было расширение знаний обучающихся о свойствах воздуха. Предметные задачи: 1) создание условий для развития у учащихся навыков проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; 2) соблюдение техники безопасности; 3) определение основных свойств воздуха, его значение для растений, животных, человека. Метапредметные задачи: 1) создать условия для развития у учащихся интереса к познанию окружающего мира, самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, формулирование собственного мнения и позиции, навыки взаимоконтроля; 2) использование таблиц, приведённых в учебной литературе; 3) устанавливание причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; 4) умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.













  1. Практическая часть.

На предыдущих уроках дети уже познакомились, из чего состоит воздух (кислород, азот, углекислый газ и другие газы), для чего он нужен, почему так необходим.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика Открытие нового знания Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ Обсуждение в парах и группах Формулирование вариантов выводов. Обобщение Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха, и поможет нам в этом ещё один наш гость. Он будет главным героем нашего урока. Круглый, гладкий, как арбуз. Цвет любой на разный вкус. Коль упустишь с поводка Улетит за облака. Учитель: Знакомьтесь - это Воздушный Шарик. (Ставим совместно с детьми цель урока) Опыт №1. Цвет. В классе мы видим доску, парту, стены, за окном - дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? Какой орган чувств помог определить данное свойство? Мы открыли первое свойство воздуха. Опыт №2. Запах. А сейчас вдохните глубоко. Что вы почувствовали? Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас? А какой орган чувств помог нам определить запах?

Где вы чувствуете сильные запахи?



Опыт № 3. Вкус. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем? Какой орган чувств помог определить данное свойство? Опыт № 4. Форма. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе? Проверьте работу своего соседа по парте и оцените её. Опыты демонстрирует учитель. Опыт №5. Сжимаемость. Упругость. Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему? Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать? Что происходит, когда мы надуваем шарик? У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? А где еще используется это свойство? Опыт № 6. Воздух легче воды. Налейте в стакан воды. Подуйте в трубочку. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили? Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг? У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать? Опыт № 7. Масса воздуха. А может быть, воздух совсем ничего ни весит, поэтому и всплывают шарик. Давайте проверим. Такие весы вы сможете сделать дома сами. (Взвешиваю два шарика). Что произошло? Опыт №9. Теплопроводность. Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется? Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? На самом деле, что же греет землю, снег ли? Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему? А что происходит с мехом животных к зиме? А как свойство теплопроводности использует человек? Опыт № 10. Горячий воздух легче. Измерьте температуру воздуха в помещении. Теплее у пола или под потолком? Теперь вы можете объяснить, почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами? Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом? Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?

Оцените работу своей группы.

Заполните остальную таблицу. Рефлексия. Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете? Спасибо. Воздушные шарики в подарок. На каждом вы поставьте себе за работу на уроке оценку. За то, как вы слушали, как заполнили таблицу, всё ли поняли, за то, как старались.

Воздушный шарик.

Воздух невидимый и бесцветный.

Зрение

Ничего.

Запах духов.

Обоняние. Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос. В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.
Значит, какой вывод мы можем сделать?
Чистый воздух запаха не имеет.

Воздух не имеет вкуса.

Вкус.

Нет.

Оценивают работу соседа.

В нём много воздуха.

Добавить воздуха.

Воздух сжимается. (Сжимаемость.)

Упругость.

Свободные высказывания детей.

Воздух легче воды.

Воздух легче воды.

Воздух имеет массу.

Воздух - плохой проводник тепла.



Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.

Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними. Меховые шубы, шерстяная одежда, валенки. Опыт проводится по группам. Дети проводят эксперимент.



Самооценка.

Узнали свойства воздуха: бесцветный или прозрачный, без запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемость, упругость, легче воды, проводит тепло плохо.










3.Комментарий.


В этом фрагменте урока обучающиеся определяли свойства воздуха, объясняли результаты опытов, формулировали общие выводы, фиксировали результаты наблюдений в таблице, измеряли температуру воздуха, формировались навыки работы с модульной системой экспериментов PROLOG.
Дети с удовольствием включались в исследовательскую деятельность, самостоятельно «открывали» знания. Основная форма работы - групповая и в парах. Я использовала словесный метод и метод поисковой работы (деятельностный), т.е. проведение учащимися по заданию опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений.
На уроке у детей формировался интерес к познанию окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Обучающиеся научились самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи представленной на наглядно-образном уровне, на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах воздуха в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Формировались коммуникативные УУД: 1) выбор адекватного речевого средства в диалоге с учителем и одноклассниками, 2) умение формулировать собственные мнения, задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, 3) использование в общении правил вежливости.
А самой высокой оценкой урока для меня стал шарик ученика с надписью « «5». Я люблю школу», который он подарил мне уже после того, как все гости разошлись.

4.Вопросы зрителей.


5.Подвение итогов.

















Мастер-класс на Всероссийском Форуме педагогов развивающего обучения

«Система Л.В. Занкова: взгляд в прошлое, шаг в будущее»

учителя начальных классов МОУ Непецинской СОШ

высшей квалификационной категории

Левиной Ирины Николаевны

8-9 июня 2015 год

Приложение № 1

Свойства воздуха. Цель работы: определить свойства воздуха. Свойства воздуха Орган чувств, который помог определить данное свойство Результат наблюдений

  1. Цвет


  1. Запах


  1. Вкус


  1. Форма


  1. Сжимаемость







  1. Упругость







  1. Воздух - вода





  1. Масса





  1. Теплопроводность





  1. Горячий воздух











Мастер-класс на Всероссийском Форуме педагогов развивающего обучения

«Система Л.В. Занкова: взгляд в прошлое, шаг в будущее»

учителя начальных классов МОУ Непецинской СОШ

высшей квалификационной категории

Левиной Ирины Николаевны

8-9 июня 2015 год

Приложение № 2



Инструкция для проведения исследования. Цель проведения опыта: измерить температуру воздуха в помещении. 1-ый исследователь - руководит группой и делает сообщение об исследовании. 2-ой исследователь - собирает модульную систему экспериментов 3-ий исследователь - замеряет температуру воздуха под потолком (для этого надо встать на стул). 4-ый исследователь - убирает модульную систему экспериментов.

Инструкция для проведения исследования. Цель проведения опыта: измерить температуру воздуха в помещении. 1-ый исследователь - руководит группой и делает сообщение об исследовании. 2-ой исследователь - собирает модульную систему экспериментов 3-ий исследователь - замеряет температуру воздуха у пола (для этого надо встать на стул). 4-ый исследователь - убирает модульную систему экспериментов.



© 2010-2022