- Преподавателю
- Начальные классы
- Имена существительные в форме И. п. и В. п
Имена существительные в форме И. п. и В. п
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Крюкова М.И. |
Дата | 23.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КРЮКОВА М.И.
Фрагмент урока по русскому языку в 3 классе.
ТЕМА (для учителя): Разграничение имен существительных в форме И.п. и В.п.
ТЕМА (для обучающихся): Имена существительные в форме И.п. и В.п.
Цель образовательная: Формирование умения разграничивать имена существительные в И.п. и В.п. Цели развивающие: формирование УУД (универсальных учебных действий):
- Развитие личностных УУД смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы
- Развитие познавательных УУД в процессе обобщения отличительных признаков существительных И.п. и В.п.
- Развитие коммуникативных УУД в процессе обоснования различительных признаков И.п. и В.п., обсуждения гипотезы, объяснения собственных и чужих ошибок в определении падежа.
- Развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.
- Развитие связной речи в процессе составления предложений с именем существительным в формах И.п. и В.п.
Ход урока
Этап
урока
Содержание этапа
Деятельность
учащихся
-
Постановка учебной задачи.
-
Актуализация имеющихся знаний
Учитель - Мы с вами знаем, что в русском языке шесть падежей. Давайте повторим падежи и вопросы, на которые отвечают эти падежи.
Как определить падеж имени существительного?
Учитель - Ребята, просклоняйте слова мяч, тополь, гнездо по падежам
-
Проблемная ситуация
На доске написаны предложения
У дома лежал мяч. - И.п
Ваня посмотрел на мяч.- В.п
У дома растет тополь.- И.п
Ваня посадил тополь. - В.п
На дереве находится гнездо. - И.п
Птицы заселились в гнездо. - В.п
Учитель - правильно ли определен падеж имен существительных мяч, тополь, гнездо
-
Анализ ситуации, выяснение причин трудностей, осознание границы знания и незнания.
-
Формулировка учебной задачи урока
Учитель - Чему будем учиться на уроке?
-
Сообщение учителем темы урока
Учитель - Имена существительные в форме И.п. и В.п.
Дети отвечают
Дети склоняют по падежам имена существительные
Дети отвечают
Можно
Различать существительные в И.п. и В.п.
-
Решение учебной проблемы
Учитель- Для того чтоб это узнать, послушайте сказку про эти падежи.
Сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.
- А почему их не могли различить?
Выставляются карточки
Что?
Что?
-
Выдвижение учителем вместе с учениками гипотез решения учебной проблемы. Обоснование точки зрения
Учитель - Можем ли мы определить падеж только по вопросу?
Учитель - Есть ли в этих предложениях предлоги?
Учитель - К каким словам эти предлоги относятся?
Учитель - Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.
У дома лежал (кто? что?) мяч.
Ваня посмотрел (кого? что?) на мяч.
У дома растет (кто? что?) тополь.
Ваня посадил (кого? что?) тополь.
На дереве находится (кто? что?) гнездо.
Птицы поселились (кого? что?) в гнездо.
-
Предварительная формулировка правила
Учитель - Что помогло нам определить падеж? Какой вывод сделаем?
-
Чтение правила на интерактивной доске, коррекция текста.
- Для того чтобы определить падеж имен существительных, необходимо, прежде всего, поставить вопрос к слову.
- Определите, каким членом предложения является существительное.
У этих падежей одинаковый вопрос Что?
Нет
Нет
Есть: на; в
На относится к слову мяч, а в относится к слову гнездо
Разбор предложений по членам (один ученик у доски, остальные в тетради)
Вывод:
-
Нужно задавать по два падежных вопроса
-
Слова в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном - имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.
-
Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в…(И.п)
Если существительное в предложении является второстепенным членом предложения, то существительное стоит в (В.п.)
Нет, нужно задавать два падежных вопроса
Два
Три
-
Формирование способа действия
-
Составление детьми памятки на основе рассуждений
-
Задания - ловушки.
Мама купила молоко - И.п. Права ли я?
-
На интерактивной доске появляются предложения:
У брата есть портфель.
Я иду в гости к двоюродному брату.
Я люблю брата.
Учитель - Определите падеж имени существительного брат.
Учитель просит учеников привести свои примеры с объяснением
-
Составление алгоритма детьми самостоятельно с помощью учителя
Учитель - Для того чтоб определить падеж имени существительного, что сначала нужно сделать?
- найти слово, которое зависит от имени существительного мяч;
- смотреть на предлог, который относится к слову мяч;
- смотреть на окончание.
Учитель - от главного слова сколько задаем вопросов к имени существительному, чтоб не перепутать И.п. с В.п.
Учитель - имена существительные в И.п. употребляются с предлогом?
Учитель - А имена существительные в В.п.?
Учитель - имя существительное в И.п. какую выполняет синтаксическую роль в предложении?
Учитель - а в В.п.?
На интерактивной доске появляется памятка. Учитель просит ученика прочитать вслух памятку.
-
Выполнение репродуктивных упражнений на отработку отдельных шагов алгоритма или всей памятки с учетом возможных затруднений детей
- Найдите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в именительном падеже.
- Найдите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в винительном падеже.
- Найдите главные члены предложения.
- Найдите второстепенные члены предложения.
-
Выполнение продуктивных упражнений
- Разделите предложения на 2 группы:
- Сгруппируйте на две группы слова:
- Составить предложение по картинке с именем существительным в И.п. и В.п.
-
Для того чтобы определить падеж имен существительных, необходимо, прежде всего, задать два падежных вопроса к слову.
-
Слова в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном - имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.
-
Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в…(И.п)
Если существительное в предложении является второстепенным членом предложения, то существительное стоит в (В.п.)
Дети отвечают
Дети отвечают
Дети приводят свои примеры с объяснением
Найти слово, которое зависит от имени существительного.
Два
Нет
Да
Подлежащее
Дополнение
-
Итог урока
- - В чем сходство этих падежей?
- В чем их различие?
- Кто теперь знает, как отличить именительный и винительный падежи? - Кто умеет самостоятельно различать именительный и винительный падеж? - Кому еще трудно? Какие возникли трудности? - Кто может помочь товарищу? - Вы довольны своей работой? Почему?
Имена существительные в форме И.п. и В.п.
Одинаковый вопрос Что?
Синтаксическая роль в предложении. И.п. употребляется без предлогов, а В.п. с предлогами и т.д.
-
Оценка учителем учебной деятельности