Имена существительные в форме И. п. и В. п

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРЮКОВА М.И.

Фрагмент урока по русскому языку в 3 классе.

ТЕМА (для учителя): Разграничение имен существительных в форме И.п. и В.п.

ТЕМА (для обучающихся): Имена существительные в форме И.п. и В.п.



Цель образовательная: Формирование умения разграничивать имена существительные в И.п. и В.п. Цели развивающие: формирование УУД (универсальных учебных действий):

  1. Развитие личностных УУД смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы
  2. Развитие познавательных УУД в процессе обобщения отличительных признаков существительных И.п. и В.п.
  3. Развитие коммуникативных УУД в процессе обоснования различительных признаков И.п. и В.п., обсуждения гипотезы, объяснения собственных и чужих ошибок в определении падежа.
  4. Развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.
  5. Развитие связной речи в процессе составления предложений с именем существительным в формах И.п. и В.п.
Цели воспитательные: воспитание культуры поведения, аккуратности при работе в тетради, прилежности. Оборудование для учителя: интерактивная доска, карточки с заданиями. Оборудование для ученика: тетрадь, учебник

Ход урока

Этап

урока

Содержание этапа

Деятельность

учащихся

  1. Постановка учебной задачи.


  1. Актуализация имеющихся знаний

Учитель - Мы с вами знаем, что в русском языке шесть падежей. Давайте повторим падежи и вопросы, на которые отвечают эти падежи.

Как определить падеж имени существительного?

Учитель - Ребята, просклоняйте слова мяч, тополь, гнездо по падежам

  1. Проблемная ситуация

На доске написаны предложения

У дома лежал мяч. - И.п

Ваня посмотрел на мяч.- В.п

У дома растет тополь.- И.п

Ваня посадил тополь. - В.п

На дереве находится гнездо. - И.п

Птицы заселились в гнездо. - В.п

Учитель - правильно ли определен падеж имен существительных мяч, тополь, гнездо

  1. Анализ ситуации, выяснение причин трудностей, осознание границы знания и незнания.

Учитель - Можно ли ошибиться при определении падежей имен существительных тополь, мяч, гнездо.
  1. Формулировка учебной задачи урока

Учитель - Чему будем учиться на уроке?



  1. Сообщение учителем темы урока

Учитель - Имена существительные в форме И.п. и В.п.

















Дети отвечают





Дети склоняют по падежам имена существительные







































Дети отвечают









Можно







Различать существительные в И.п. и В.п.








  1. Решение учебной проблемы

Учитель - Почему можно ошибиться при определении падежей имен существительных?

Учитель- Для того чтоб это узнать, послушайте сказку про эти падежи.

Сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

- А почему их не могли различить?

Выставляются карточки

Что?

Что?



  1. Выдвижение учителем вместе с учениками гипотез решения учебной проблемы. Обоснование точки зрения

Учитель - Можем ли мы определить падеж только по вопросу?

Учитель - Есть ли в этих предложениях предлоги?

Учитель - К каким словам эти предлоги относятся?

Учитель - Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.

У дома лежал (кто? что?) мяч.

Ваня посмотрел (кого? что?) на мяч.

У дома растет (кто? что?) тополь.

Ваня посадил (кого? что?) тополь.

На дереве находится (кто? что?) гнездо.

Птицы поселились (кого? что?) в гнездо.



  1. Предварительная формулировка правила

Учитель - Что помогло нам определить падеж? Какой вывод сделаем?





  1. Чтение правила на интерактивной доске, коррекция текста.

  1. Для того чтобы определить падеж имен существительных, необходимо, прежде всего, поставить вопрос к слову.
Учитель - достаточно ли одного вопроса?

  1. Определите, каким членом предложения является существительное.
Учитель - Ребята, посмотрите, сколько на доске признаков, по которым можно определить падеж? А сколько признаков мы с вами выделили?





У этих падежей одинаковый вопрос Что?

Нет



Нет

Есть: на; в

На относится к слову мяч, а в относится к слову гнездо

Разбор предложений по членам (один ученик у доски, остальные в тетради)





Вывод:

  1. Нужно задавать по два падежных вопроса

  2. Слова в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном - имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.

  3. Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в…(И.п)

Если существительное в предложении является второстепенным членом предложения, то существительное стоит в (В.п.)













Нет, нужно задавать два падежных вопроса









Два







Три

  1. Формирование способа действия

  1. Составление детьми памятки на основе рассуждений





























  1. Задания - ловушки.

Мама купила молоко - И.п. Права ли я?

  1. На интерактивной доске появляются предложения:

У брата есть портфель.

Я иду в гости к двоюродному брату.

Я люблю брата.

Учитель - Определите падеж имени существительного брат.

Учитель просит учеников привести свои примеры с объяснением



  1. Составление алгоритма детьми самостоятельно с помощью учителя



Учитель - Для того чтоб определить падеж имени существительного, что сначала нужно сделать?

- найти слово, которое зависит от имени существительного мяч;

- смотреть на предлог, который относится к слову мяч;

- смотреть на окончание.

Учитель - от главного слова сколько задаем вопросов к имени существительному, чтоб не перепутать И.п. с В.п.

Учитель - имена существительные в И.п. употребляются с предлогом?

Учитель - А имена существительные в В.п.?

Учитель - имя существительное в И.п. какую выполняет синтаксическую роль в предложении?

Учитель - а в В.п.?

На интерактивной доске появляется памятка. Учитель просит ученика прочитать вслух памятку.

  1. Выполнение репродуктивных упражнений на отработку отдельных шагов алгоритма или всей памятки с учетом возможных затруднений детей

Работа с предложениями.
  1. Найдите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в именительном падеже.
  2. Найдите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в винительном падеже.
  3. Найдите главные члены предложения.
  4. Найдите второстепенные члены предложения.
Вокзал находится на окраине города. На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда. Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал. Этот вокзал был построен до войны.


  1. Выполнение продуктивных упражнений


  1. Разделите предложения на 2 группы:
Море размывает берег. На опушку выбежал олень. Птицы вьют гнёзда. На дерево вспорхнула птица.
  1. Сгруппируйте на две группы слова:
Журавль, в окно, мальчик, кофе, на небо, сосна. Учитель -А теперь ребята, проверьте себя . (слайд с правильными ответами)
  1. Составить предложение по картинке с именем существительным в И.п. и В.п.

Имена существительные в форме И.п. и В.п.



  1. Для того чтобы определить падеж имен существительных, необходимо, прежде всего, задать два падежных вопроса к слову.

  2. Слова в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном - имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.

  3. Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в…(И.п)

Если существительное в предложении является второстепенным членом предложения, то существительное стоит в (В.п.)

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети приводят свои примеры с объяснением


Найти слово, которое зависит от имени существительного.

Два

Нет

Да

Подлежащее

Дополнение

  1. Итог урока

Учитель - Какая была тема урока?

- - В чем сходство этих падежей?

- В чем их различие?



- Кто теперь знает, как отличить именительный и винительный падежи? - Кто умеет самостоятельно различать именительный и винительный падеж? - Кому еще трудно? Какие возникли трудности? - Кто может помочь товарищу? - Вы довольны своей работой? Почему?

Имена существительные в форме И.п. и В.п.

Одинаковый вопрос Что?

Синтаксическая роль в предложении. И.п. употребляется без предлогов, а В.п. с предлогами и т.д.

  1. Оценка учителем учебной деятельности

Учитель - Сегодня на уроке активно работали …(перечисляет по именам) А вам …(имена) нужно быть активнее.



© 2010-2022