Воспитание личности ребёнка через коллективное творческое дело

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание личности ребёнка через коллективное творческое дело.

С методикой творческого дела я познакомилась ещё школьницей. В то время с этой идеей выступил кандидат педагогических наук Олег Лишин, а я была в числе тех детей, которые откатывали программу. В прошлом году мы слышали об этом из лекции для классных руководителей. Но, взяв идею Лишина, автор выступления ничего не сказал о методике её воплощения. Идея творческого подхода к процессу воспитания и легла в основу моей работы.

Ребёнок приходит в школу с определённым опытом жизни в коллективе. Он знаком с коллективом семьи и его образом жизни, где встречается с любовью или ненавистью родителей и других членов семьи, отношением к нему, со своими первыми обязанностями: самостоятельно одеться, умыться, убрать за собой игрушки и т.д. Ребёнок знаком и с коллективом группы детского сада, где учился общаться со сверстниками.

Учителю же необходимо не только узнать особенности каждого, увидеть, какие личностные качества в нём развиты, но и выстроить линию поведения в работе с каждым. Вот почему на учителя начальных классов ложится тяжёлая коррекционная работа. Ребёнок уже многое понимает, умеет анализировать, знает, что хорошо, а что плохо, надо теперь, чтобы он стремился стать лучше.

Уже в первом классе учитель видит, как в детях проявляется злость, зависть (качества, разрушающие личность), жадность, детская жестокость. Все эти черты прекрасно корректируются, если дети растут в творческой среде, где у них формируются понятия добра, душевной щедрости, уважения к окружающим и другие духовные качества. Творческая среда - основа воспитания личности.

Этот процесс начинается с интуиции и оканчивается сознательным осмыслением ребёнком самого себя. Видя других ребят, он задумывается о своём месте в коллективе, о желании стать лучше. Для этого необходимо найти коллективное творческое дело, чтобы через коллектив влиять на личность и через личность на коллектив.

Постепенно в классе создаётся общественное мнение, где любой негатив встречается в штыки. В творческом деле ребята работают командой, и каждый очень не хочет и боится подвести других, и очень старается сделать то, что ему поручили, как можно лучше. Развивается чувство ответственности, которое распространяется и на учебный процесс, а потом становится чертой характера. «Что я хуже других?» - говорит ребёнок. Он хочет занять достойное место в коллективе, быть заметным, уважаемым человеком. Исчезает заниженная самооценка, ребёнок начинает больше требовать с себя, учится отстаивать своё мнение, публично выступать, что я часто наблюдаю на экскурсиях во время беседы удивлённого

экскурсовода с детьми.

Когда меня нет в школе, я уверена, что ребята помогут заменяющему меня коллеге приготовить всё необходимое к уроку: пособия, раздаточный материал, включат технику, если нужно, найдут необходимый материал в компьютере, отпечатают его, да и вести себя будут достойно, чтобы не подвести учителя.

Во время спектакля ни меня, ни режиссёра на сцене нет, а ведь там работает коллектив детей в 15 человек - никаких накладок и полная тишина за сценой в течение всего спектакля. Всё это воспитывает уважение друг к другу, чувство локтя, стремление сделать качественно, умело, желание помочь - разве это не личностные качества?

Виды творческой деятельности, которые я практикую в классе, самые разнообразные: все дети пишут стихи, мы выпускаем альманах, читаем эти стихи, обсуждаем их. Каждый чувствует себя членом коллектива и горд собой.

Творческая работа на сцене не ограничивается театром. Мы принимаем участие и в концертной деятельности: неоднократно выступали на встречах с ветеранами, на праздник «День матери» прошла литературно - музыкальная композиция «Мамино сердце». Стремление к самоутверждению - необходимое личностное качество. Дети хотят выступать публично, потому что ребёнку необходимо доказать себе, что он всё может. А ведь это большой труд и нервная нагрузка. Надо выучить тексты, пройти репетиции, заставить себя. Ребёнок начинает верить в себя, в свои возможности.

Хорошо нам всем знакомый вид творческой деятельности - участие в «Совятах». Здесь творческое дело чаще объединяет коллектив семьи, который готовит публичное выступление ребёнка.

Творческих дел много, в классе есть свой аккомпаниатор, свои художники, спортсмены, танцоры, певцы, ребята, обслуживающие технику: компьютер, проектор, усилитель, колонки, МНУ и др. Главное - дать выход детским интересам, их умению. Все виды деятельности основаны на интересе и позитивно воспитывают детей. Исчезает дефицит общения, которого часто недостаёт ребятам.

Такие качества, как социальная пассивность, неспособность самовыражения, бесконтрольность поведения и деятельности ребёнка, дефицит общения, слабая умственная активность - постепенно исчезают.

Принимая участие в творческом деле, ребёнок становится социально полезен, что приносит ему моральное удовлетворение.

Иногда кто-то из ребят устойчиво не хочет заниматься полезным делом. Любимые его слова: «не знаю», «не умею», «не хочу», «не буду». Но потребность утвердиться у него есть, и он утверждается в негативе. Оставив его, не вовлекая в творческий процесс, мы помогаем ему в этом.

У меня в классе от всего отказывался Шлыков. Долго думала, как увлечь ребёнка, пока в личной беседе не подсчитала (благо в классе есть предмет экономика), какую пользу приносит театр и сколько это стоит, если брать уроки дикции, развития памяти, движения и пр. индивидуально. И ребёнок начал работать активно, творчески, умело, что очень понравилось в первую очередь ему самому, и учиться, и вести себя стал лучше. Исчезла куда-то замкнутость, желание отсидеться, сделать пакость другому. Дети при таком подходе становятся более открытыми, легко идут на контакт, в личной беседе рассказывают о том, что их волнует, тревожит. При таком подходе у учителя возникает возможность тонко, деликатно помочь каждому ребёнку: уметь выслушать, понять, подсказать выход из положения, только делать это так, чтобы ребёнок сам пришёл к нужному решению.

Так через коллективное творческое дело можно осуществлять индивидуальный подход к детям. Творческое дело воспитывает духовность, стремление к прекрасному, желание сделать лучше и стать лучше. Постепенно создаётся общественное мнение, дети не хотят мириться с негативными проявлениями в коллективе, жизнь в классе становится интересней, каждый способен оценить себя как человека самодостаточного, правильного. Не всё получается сразу, но заниматься этим необходимо.

© 2010-2022