Урок «Определение глагола как части речи»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

по программе «Школа 2100»

1 урок в разделе «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Урок 106 . Тема: Определение глагола как части речи - Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

- Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе. П - повышенный уровень М - максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Орг. момент

Введение в тему


- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Валерьевна. Сегодня мы проведём урок русского языка.

- Как вы думаете, почему в начале урока показала вам видеоролик, посвящённый Олимпийским чемпионам? (Четыре дня назад закончились зимние Олимпийские игры, проводимые в нашей стране.)

- Почему наша страна боролась за право принимать у себя столько гостей?

(Спортсмены и их болельщики приедут в нашу страну, смогут лучше её узнать. Весь мир следит за ходом Олимпийских игр по телевидению и интернету. Люди, приехавшие в другую страну, стремятся узнать и её язык.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Ι. Актуализация знаний.


- Сегодня мы с вами посмотрим, какие части речи русского языка помогали нашим спортсменам. Какие части речи вы уже знаете? (сущ, прил, мест)

- Назовите из этого ролика только имена существительные. На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают? (флаг, медаль, небо, фигуристка, лыжи, небо…)

- Назовите из этого ролика только имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что они обозначают? (флаг - российский, медаль - золотая, небо - чистое, фигуристка - красивая, лыжи - новые…)зачем прилагательные нужны в речи? (уточняют и украшают нашу речь)

- Почему я называла вам сначала имена существительные? (Потому прилагательные зависят от существительных)

- Какими местоимениями можно заменить существительные? (личными) Зачем нужны в речи местоимения? (Избавят от ненужного повторения, указывая на предмет)

II. Формулирование проблемы.






1 3 3 1. Мотивирующее введение в тему урока. От участников Олимпиады вам пришло письмо. Кто сможет его прочитать вслух? Урок «Определение глагола как части речи»
- Поняли, о чём это письмо? А чего здесь не хватает? Работая в группе, дружно, обсуждая возможные варианты, попробуйте восстановить нужные слова. Варианты учеников. - А вот полный текст письма. Урок «Определение глагола как части речи» - Какие же слова сделали по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.) - Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол как часть речи.) - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает? - Зачем глаголы нужны в речи? Учитель фиксирует вопросы на доске.

2. - Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103.

Рефлексия. Определение затруднений.

- Попробуйте ответить на эти вопросы самостоятельно уже сейчас. Вот в таком мини паспорте. Поработайте специалистом миграционной службы. У вас одна минутка.(…) - Теперь вы знаете, что вы уже знаете о глаголе, а что вам предстоит за этот урок узнать.
- Рассмотрите рисунок на с. 103. Что делает Афанасий? (Плывёт.) - Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами? А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. - Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов. - Давайте составим план сегодняшнего урока. Учитель вместе с детьми составляет план.

  1. Находим глаголы.
  2. Задаём к ним вопрос.
  3. Наблюдаем за ролью глаголов в речи.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний. 1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы. а) Упр. 344 (устно). - Прочитайте про себя и сравните два текста. Чем они отличаются? - Что называют слова, которые добавились во 2-й части? - Как они называются? (Глаголы.) - Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)
б) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием. - Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.) Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.) - По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного. в) Упр. 346. - Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке? Связные ответы детей.

2. Обобщение наблюдений Сравните со своими выводами. Ключевые слова: глаголы. После упр. 344: оживляют картину, обозначают действия предметов. После упр. 345: многообразие глаголов, частота употребления в речи. Упр. 346 (устно): старославянские слова «слово», «речь» важны при построении предложений, для передачи сообщения.
3. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.
Упр. 347. - Что общего у слов в каждой группе? - Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.) - Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы? - Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали. Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)... - Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.) 4. Рассказ о глаголе по плану (с. 105). 5. Работа с определением (с. 105). - Прочитайте текст про себя. - Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.) - Приведите свои примеры глаголов.

IV. Развитие умений. 3 4 6 1 3 1. Слуховой диктант.

Послушайте куплет песни «Герои спорта» Николая Добронравова на музыку Александры Пахмутовой. Постарайтесь услышать все глаголы и записать без ошибок - Как вы будете их искать? (зададим вопрос, определим: что слово обозначает.

Замерли, светятся, верьте, будет, знайте. Какое настроение у песни? Зачем написали эти люди такую песню? Сложно ли написать стихотворение?
2. Пишем стихотворение -Давайте попробуем это сделать, написав ответ нашим Олимпийским чемпионам

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.


4 4 - Что такое глагол? - Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи.)
- Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?

VI. Домашнее задание.



1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105.

2. Нарисовать портрет Глагола.

Деятельность учеников:

  • Наблюдать за ролью глаголов в речи.



© 2010-2022