Рабочая программа по литературному чтению (Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Давликеевская основная общеобразовательная школа"

Апастовского муниципального района Республики Татарстан


Рассмотрено

на заседании ШМО учителей начальных классов
Руководитель МО ____________ /Хусаинова В.Ф./

« 27 » августа , 2013 г.
Протокол № 1

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР __________/ Гарифуллина Л.И./
« » __________ 2013 г.

« 31 » августа 2013 г.

«Утверждаю»

Директор

___________ /Хисамова З.С./

« 31 » августа 2013 г.

Приказ № 32



Рабочая программа

по литературному чтению

в 4 классе

Составитель:

Валиева Г.Х.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Рассмотрено на заседании педсовета


протокол №1 от «29» августа 2013г

с.Давликеево,2013 г.


Пояснительная записка Настоящая программа по литературному чтению в 4 классе в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения создана на основании следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, №273-ФЗ; -Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции); -Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089); - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»; - Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; - Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196); - Программы начального общего образования. 1-4 классы школ с татарским языком обучения. Казань, «Магариф», 2010 г; - Закона РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004г.; - приказа МОиН РТ от 09.07.2012г. №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 зарегистрированным в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993); - Учебного плана МБОУ - «Давликеевская основная общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2013 - 2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2013 года).

Литературное чтение в начальной школе является органическим звеном единой и непрерывной системы литературного образования школьников. Особенность обучения литературному чтению заключается в том, что младшие школьники, социальный опыт которых ограничен, осваивают художественную литературу как искусство слова. На начальном этапе у детей формируется навык чтения, являющийся важным условием успешного обучения и развития учащихся. В связи с этим различается несколько направлений в подготовке ребёнка - читателя: становление и совершенствование навыка чтения художественного текста на русском языке; практических умений, связанных с освоением содержания произведения; знакомство с кругом чтения, элементарными литературоведческими понятиями; формирование представлений об окружающем мире, нравственных и эстетических ценностях.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей между всеми видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного произведения, выдвигает на первый план художественный образ, как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что он охватывает все литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни и драматические произведения.

Имея много общего с русской школой в реализации единых образовательных и воспитательных задач, уроки литературного чтения в школах с родным (нерусским) языком обучения обладают своими специфическими особенностями, заключающимися в том, что языковая направленность занятий имеет место на каждом уроке чтения, независимо от жанра произведения и его содержания: всякий текст используется для разговорной практики учащихся.

В ходе обучения реализуются межпредметные связи с содержанием курсов русского языка, родного языка и чтения, окружающего мира, искусства и труда.

Изучение литературного чтения в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- развитие эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, опыта читательской деятельности на русском языке; формирование всех видов речевой деятельности на русском языке, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать;

- овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения на неродном (русском) языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке;

- воспитание уважения к русской культуре и культуре других народов России, интереса к чтению на русском языке, расширение нравственно - эстетического опыта учащихся.

Задачи:

- интенсивное развитие навыка чтения как вида речевой деятельности: от развёрнутой формы чтения вслух до чтения про себя, протекающего как умственное действие во внутреннем плане;

- наращивание скорости чтения;

-развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-обучение детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развитие образного мышления учащихся;

-формирование потребности в постоянном чтении книг, развивать интереса к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

-обогащение чувственного опыта ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.


Программа курса «Литературное чтение» (Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова) в 4 классе составляет 102 часа (3часа в неделю). Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение литературного чтения в объёме 2 часов в неделю (всего70 часов). В связи с этим происходит сокращение часов на изучение русского языка. Таким образом, содержание курса «Литературное чтение» реализуется за счёт уплотнения материала. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Учебных недель за год -35 .

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Литературное чтение: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной татарской школы . В 2-х частях./ Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова - Москва,»Просвещение,2011

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературного чтения 4 класса.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать / понимать

- изученные литературные произведения и их авторов;

- жанры детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен, рассказов);

- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

-знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6-7 сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

уметь

- читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

- читать выразительно художественный текст (заранее подготовленный);

- приводить примеры фольклорных произведений (пословиц, загадок, сказок);

- определять тему и главную мысль произведения;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные описания;

- делить текст на смысловые части, составлять план (полный, краткий, картинный) ;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг на русском языке;

- расширение словарного запаса, самостоятельного поиска значения неизвестных русских слов в словаре.

Содержание курса

Летописи. Былины. Жития. - 4часа;

Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки», «Житие Сергея Радонежского»

Чудесный мир классики - 12 часов;

Произведения русских классиков Н. Ершова «Конек-горбунок», А. С. Пушкина «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстого «Детство», «Как мужик убрал камень», А. П. Чехова «Мальчики».

Поэтическая тетрадь 1 - 7 часов;

Стихотворения Ф. И. Тютчева «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко», А. Фета «Весенний дождь», «Бабочка», Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист», «Где сладкий шепот», А. Н. Плещеева «Дети и птичка», И. С. Никитина «В синем небе плывут под полями», Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки», И. А. Бунина «Листопад».

Литературные сказки - 7 часов

Сказки В. Д. Одоевского «Городок на табакерке», В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажова «Серебреное копытце», С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Делу время - потехе час - 6 часов;

Сказки и рассказы Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Ю. Драгунского «Главные реки», «Что любит Мишка», В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Страна детства - 6 часов;

Произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Ёлка».

Поэтическая тетрадь - 3 часа;

Тема детства в стихах В. Я. Брюсова «Опять сон», Детская», С. А. Есенина «Бабушкины сказки». Тема природы и Родины в стихах М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Природа и мы - 7 часов;

Отношения человека и природы в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», А. И. Куприна «Барбос и Жулька», М. М. Пришвина «Выскочка», Е И. Чарушина «Кабан», А. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь - 4 часа;

Стихи оприроде В. Л. Пастернака «Золотая осень», С. А. Клычкова «Весна в лесу», Т. Б. Кедрина «Бабье лето», Н. М. Рубцова «Сентябрь», С. А. Есенина «Лебёдушка».

Родина - 1 часов;

Тема любви к Родине в произведениях И. С. Никитина «Русь», С. Д. Дрожжина «Родине», А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске», тема войны в стихотворении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».

Страна Фантазия - 10 часа;

Произведения Е. С. Велтисова «Приключения Электроника», К. Булычева «Путешествие Алисы»

Зарубежная литература - 6 часов;

Произведения Д. Свифта «Путешествие Гулливера», Г. Х. Андерсена «Русалочка», М. Твенга «Приключения Тома Сойера», С Лагерлёфа «»Святая ночь» «В Назарете»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературного чтения

№ п/п

Наиме-нование раздела

программы

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

учащихся

Дата проведения

план

факт


1

2

3

4

5

6

7

9

1


Лето-

писи.

Были-

ны.

Жития

4(ч)

Летописи. «И по-весил Олег щит свой на вратах Царьграда»


1

Комби-

ниро-

ванный

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений

Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; чи-тать осознанно текст художественного произведения; выска-зывать оценочные суждения о прочи-танном произведений

05.09.

2

Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездоч-ки»

1

Комби-

ниро-

ванный

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приоб-ретенные умения для самостоятельного чтения книг

07.09.

3


4

«Житие Сергия

Радонежского» -

памятник древне-

русской литера-

туры

Ообщение по разделу «Летописи, былины,жития»

1











1

Комби-

ниро-

ванный









Комби-

ниро-

ванный

Образные языковые

средства


Различение жанров

произведений

Знать произведение

«Житие Сергия Ра-

донежского».

Уметь анализировать

язык произведения, оценивать мотивы

поведения героев,

пересказывать до-

ступный по объему текст, делить текст " на смысловые части, составлять его про-стой план.

Уметь: читать осознанно вслух тексты

художественных

произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические

нормы русского литературного языка.

12.09.


14.09.

6

Характеры глав-

ных героев в

сказке П. Ершова

«Конёк-

Горбунок»

1

Комби-

ниро-

ванный


Герой произведения,

иллюстрация и ее роль

в понимании произве-

дения. Участие в диа-

логе при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержа-нию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество

П. Ершова.

Уметь составлять

небольшое моноло-

гическое высказыва-ние с опорой на ав-торский текст, оце-нивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

21.09.

5

Чудес-

ный

.чир

клас-

сики

12(ч)

Чудесный мир

классики. П. Ершов «Конёк-

Горбунок» (отры-

вок)

1

Комби-

ниро-

ванный

Различные виды чте-

ния. Выразительное

чтение, использование

интонаций, соответст-

вующих смыслу текста

Знать название и

основное содержание

изученного произве-

дения.

Уметь читать осо-

знанно вслух тексты художественных произведений целы-ми словами, соблю-дая орфоэпические нормы русского ли-тературного языка

19.09

7

А. Пушкин. Стихи

«Няне», «Туча»,

«Унылая пора!..»

1

Комби-

ниро-

ванный

Герой произведения,

восприятие и пони-

мание их эмоциональ-но-нравственных пе-реживаний

Уметь читать стихо-

творные произведе-

ния наизусть (по вы-бору), отвечать на вопросы по тексту

21.09.

8



А. Пушкин.

«Сказка о мертвой

царевне и о семи

богатырях»

1

Комби-

ниро-

ванный

Герой произведения,

восприятие и пони-

мание их эмоциональ-

но-нравственных пе-реживаний

Знать название и

основное содержание

изученного произве-

дения.

Уметь анализировать

поведение героев

28.09.

9


А. Пушкин.

«Сказка о мертвой

царевне и о семи

богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей


Комби-

нированный

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей

Уметь составлять небольшое монологическое ввысказывание, оценивать события, героев произв, отвечать на вопросы

03.10.

10


М. Ю. Лермонтов. Олицетворение- прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

1

Комбинированный-

Восприятие и понимание эмоциональнонравственных переживаний героя

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество

М. Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений

05.10.

11

М. Ю. Лермонтов. «Ашик- Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

1

Комбинированный

Чтение по ролям

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

10.10.

12


Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого « Детство»

1

Комбинированный

Произведениея классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

12.10.

13


Л. Толстой « Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

17.10

14


Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова « Мальчики»

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного

Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

19.10

15

А. П. Чехов

1

Комби-

Понимание основного

Уметь делить текст

24.10

«Мальчики».

ниро-

содержания услышан-

Составление

ванный

ного. Участие в диало-

составлять его про-

плана

ге при обсуждении прослушанного (про-читанного) произведе-ния. Умение ставить вопросы по содержа-нию прочитанного, отвечать на них

стой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целы-ми словами, соблю-дая орфоэпические нормы русского литературного языка

16

Обобщение по

1

Комби-

Безошибочное чтение

Знать/понимать:

26.10

разделу «Чудес-

ниро-

незнакомого текста с

изученные литера-

ныи мир класси-

ванный

соблюдением норм

турные произведения

ки»

литературного произ-ношения

и их авторов, основ-ное содержание изу-ченных литератур-ных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целы-ми словами, соблю-дая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную

_

мысль произведения

17

Поэти-

Тоска по родине и

1

Комби-

Различение жанров

Уметь читать стихо-

ческая

красоте родной

ниро-

произведении на осно-

творные произведе-

31.10

тетрадь 7(ч)

природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печа-лен вид...»

ванный

ве сравнения персона-

жей.

Связь литературы с

музыкой и живописью

ния наизусть (по вы-бору), рисовать сло-весные карганы


Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета,

02.11.

18

А. Фет. Своеобра-

1

Комби

Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина.

зие ритма и по-

ниро-

средства. Выразитель-

строения строк в

ванный

ное чтение, использо-

Уметь выразительно

стихотворении

«Бабочка»,

«Весенний

дождь»

вание интонаций, со-ответствующих смыс-лу текста

читать, участвовать в обсуждении текста

19

Картаны весенней

1

Комби-

Связь произведений

Знать лирические

14.11.


природы и на-

ниро-

литературы с другими

произведения о вес-

строение в стихах

ванный

видами искусств. Вы-

не.

Е. А. Баратынско-

разительное чтение,

Уметь выделять об-

го «Весна, весна!

использование инто-

разные языковые

Как воздух

наций, соответствую-

средства

чист!..», «Где

щих смыслу текста

сладкий шепот...»

20

Картина сельского

1

Комби-

Осознанность и выра-

Уметь читать, со-

16.11.

быта. А. Н. Пле-

ниро-

зительность чтения

блюдая логическое

щеев «Дети и

ванный

ударение, отвечать

птичка»

на вопросы

21

Тема любви к Ро-

1

Комби-

Осознанность и выра-

Знать произведения

21.11.

дине в стихотво-

ниро-

зительность чтения

о Родине.

рениях И. С. Ники-

ванный

Уметь высказывать

тина «В синем

оценочные суждения

небе плывут над

«.

о прочитанном про-

полями...», И. А. Бунина «Листопад»

изведений, отвечать на вопросы

22

Тема детства в

1

Комби-

Образные языковые

Уметь читать стихо-

23.11.

стихах Н. А. Не-

ниро-

средства

творные произведе-

красова «Школь-

ванный

ния наизусть (по вы-

ник», «В зимние

бору), анализировать

сумерки нянины

образные языковые

сказки...»

средства

23



Обобщение по

1

Комби-

Осознанность и выра-

Знать/понимать:

28.11.


разделу «Поэти-

ниро-

зительность чтения

изученные литера-



24



Литера-турные сказки

ч

ческая тетрадь»



Научно-познавательная сказка В. Ф. Одоевского «Городок на табакерке»



1

ванный



Комбин.



Участие в диалоге, умение ставить вопросв по содержанию прочитанного, отвечать на них.

турные произведения и их авторов, основ-ное содержание изу-ченных литератур-ных произведений. Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целы-ми словами, соблю-дая орфоэпические нормы русского ли-тературного языка; читать выразительно

художественный


Знать названия, осн.

содержание произв.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту.



30.11.

25

26


27

28


29


30

31

32

33

34

35

36


37

38

39

40

41

42

43

44

45






Делу время - потехе час.






Страна детства






Поэтическая тетрадь

Особенности поведения,речи героев сказки «Городок на табакерке»

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение реальной жизни.

Народные волшебные и литературные сказки. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке «Аленький цветочек»

Обобщение по разделу: «Литературнык сказки»

Сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени»

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

В, Ю, Драгунский «Что любит Мишка»

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час»


Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Средства худ. выразительности, используемые в рассказе «Корзина с еловыми шишками»

М. М. Зощенко «Ёлка». Комическое в рассказе, средства его создания

Обобщение по разделу «Страна детства»

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

Комбин.

Комбин.

Комбин.

Комбин.

Комбин.


Комбин

Комбин

Комбин.

Комбин.

Комбин.

Комбин.

Комбин.


Комбин

Комбин..

Комбин.

Комбин

Комбин.

Комбин.

Комбин.

Комбин.

Комбин

Герои произв., восприятие и понимание их переживаний

Работа с иллюстрацией

Участие в диалоге

Работа с иллюстрацией

Герои произв., восприятие и понимание их переживаний

Выражение личного отношения к прочитанному

Участие в диалоге

Герои произв., восприятие и понимание их переживаний

Рассказ. Осознанность и выразительность чтения

Письменный ответ на поставленные вопросы, выразительное чтение

Самостоятельно находить в тексте отрывки, эпизоды, выражения, слова

Умение составлять простые задания для викторины


Понимание содержания

Герои произв., восприятие и понимание их переживаний

Герои произв., восприятие и понимание их переживаний

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Участие в диалоге, умение ставить вопросы по содержанию и ответить на них

Создание небольших письменных ответов

Декламация произведений. Выразительное чтение.

Умение выразительно читать

Умение выразительно читать

Уметь делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст

Знать творчество Гаршина

Уметь работать с иллюстрацией анализировать поведения героев.

Знать творчество Бажова.

Уметь выразительно читать, ответить на вопросы.

Уметь сравнивать народные волшебные сказки и литературные сказки

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев, выделять фантастические события.

Уметь создавать небольшой текст на заданную тему.

Уметь различать

народные волшебные сказки и литературные сказки, отвечать на вопросы

уметь составлять небольшое высказывание с опорой на текст, оценивать события и героев.

Уметь высказывать оценочные суждения

Уметь создавать небольшой устный текст

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Знать/понимать изученные произведенич и их авторов, основное содержание изученных произведений

Уметь выразительно читать, определять тему и главную мысль, пересказывать текст

Уметь высказать оценочные суждения о прочитанном произв.

Уметь пересказывать текст, различать жанры, отвечать на вопросы

Уметь определять главную мысль, составлять вопросы по тексту

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на текст, оценивать события и героев.

Уметь высказать оценочные суждения о прочитанном, анализировать образные языковые средства

Знать/понимать изученные произведенич и их авторов, основное содержание изученных произведений

Уметь читать осознанно текст худ произв, определчть тему и главную мысль

Уметь определять главную мысль, отвечать на вопросы

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литер произв.

05.12.

07.12.

12.12

14.12.


19.12.


21.12.

11.01.

16.01.

18.01.

23.01

25.01.


30.01.


01.02.

06.02.

08.02.

13.02

15.02.

20.02


22.02

27.02

01.03

46

Обобщение по

1

Комби-

Умение выразительно

Уметь Читать стихо-

разделу «Поэти-

ниро-

читать по книге стихи

творные произведе-

06.03

• ■

ческая тетрадь»

ванный

перед аудиторией

ния наизусть

47

Приро-

Отношения чело-

1

Комби-

Выражение личного

Знать творчество

08.03

да и мы

века и птицы в

ниро-

отношения к прочи-

Д. Н. Мамина-

(ч)

рассказе

ванный

танному, аргументация

Сибиряка.

Д. Н. Мамина-

своей позиции с при-

Уметь определять

"

Сибиряка

влечением текста про-

тему и главную

«Приемыш»

'

изведения

мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

48

Роль рассуждений

1

Комби-

Умение последова-

Уметь составлять

13.03

и диалогов в рас-

ниро-

тельно воспроизводить

небольшое моноло-

Й

сказе Д. Н. Мами-

ванный

содержание рассказа.

гическое высказыва-

на-Сибиряка

Участие в диалоге при

ние с опорой на ав-

«Приемыш»

обсуждении прослу-шанного(прочитанно-

торский текст, оце-нивать события, ге-

го) произведения. Умение ставить во-

49


А. И. Куприн

1

Комби-

Понимание содержа-

Знать творчество

15.03

«Барбос и Жуль-

ниро-

ния литературного

А. И. Куприна.

ка». Характери-

ванный

произведения

Уметь определять

стики и портреты

тему и главную

животных в рас-

мысль произведения,

сказе

работать с иллюстра-циями

50

Писательская на-

1

Комби-

Понимание содержа-

Знать творчество

20.03

блюдательность

ниро-

ния литературного

М. М. Пришвина.

М. М. Пришвина в

ванный

произведения

Уметь определять

рассказе «Вы-

тему и главную

скочка»

мысль произведения

51

Рассказ о живот-

1

Комби-

Рассказ о своих впеча-

Знать творчество

22.03

ных Е. И. Чару-

ниро-

тлениях о произведе-

Е. И. Чарушина.

шина «Кабан».

ванный

нии (героях, собы-

Уметь составлять

Юмор в произве-

тиях). Участие в диа-

небольшое высказы-

дении

логе при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержа-нию прочитанного, отвечать на них

вание с опорой на авторский текст, оце-нивать события, ге-роев произведения

52

Тема природы в

1

Комби-

Понимание содер-

Уметь создавать не-

03.04.

рассказе В. П. Ас-

ниро-

жания литературного

болыпой устный

тафьева «Стрижо-

ванныи

произведения

текст на заданную

нок Скрип»

тему, отвечать на во-просы, различать жанры произведений

53

Обобщение по

1

Комби-

Выражение личного

Знать изученные ли-

05.04.

разделу «Природа

ниро-

отношения к прочи-

тературные произве-

и мы»

ванныи

танному, аргументация своей позиции с при-влечением текста произведения

дения и их авторов, основное содержание изученных литера-турных произведений о природе

54

Поэти-

Настроение, вы-

1

Комби-

Связь произведений

Уметь определять

10.04

ческая

раженное в стихах

ниро-

литературы с другими

тему и главную

тетрадь

Б. Л. Пастернака

ванный

видами искусства. Вы-

мысль произведения,

(7ч)

«Золотая осень», С. А. Клычкова «Весна в лесу»

разительное чтение, использование инто-наций, соответствую-

анализировать об-разные языковые средства

щих смыслу текста

55



Тема природы и

1

Комби-

Умение выразительно

Уметь определять"

12.04

Родины в стихах

ниро-

читать наизусть стихи

тему и главную

Н. М. Рубцова

ванный

перед аудиторией

мысль произведения,

«Сентябрь», Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

читать выразительно и осознанно стихо-творения



56

Иносказательный

1

Комби-

Выражение личного

Уметь определять

17.04


смысл произведе-

ниро-

отношения к прочи-

тему и главную



ния С. А. Есенина

ванный

танному, аргументация

мысль произведения,

«Лебедушка»

своей позиции с при-влечением текста про-

пересказывать содержание-







изведения. Вырази-

ния по иллюстраци-

тельное чтение, ис-


пользование интона-

ям, анализировать

ций, соответствующих

образные языковые

смыслу текста

средства

57

Обобщение по

1

Комби-

Выражение личного

Знать/понимать:

19.04

разделу «Поэти-

ниро-

отношения к прочи-

изученные литера-

ческая тетрадь»

ванный

танному, аргументация своей позиции с при-влечением текста произведения

турные произведения и их авторов, основ-ное содержание изу-ченных литератур-ных произведений

58

Родина

Тема любви к Ро-

1

Комби-

Перёдача при помощи

Уметь определять

24.04

(5ч)

дине и ее героиче-

ниро-

интонации своего от-

тему и главную

скому прошлому

ванныи

ношения к персонажам

мысль произведения,

в стихах И. С. Ни-китина «Русь», С. Д. Дрожжина «Родине», А. В. Жи

гулина «О, Родина! В неярком блеске»

и событиям

участвовать в диало-ге при обсуждении прочитанного

59

Страна

Внеклассное чте-

1

Комби-

Система событий, со-

Уметь использовать

26.04

Фантазия

ние: в мире фан-

ниро-

ставляющих основу

полученные знания

(Зч)

тастики

ванный

художественного произведения

для самостоятельно-го выбора книг

60

Е. С. Велтистов «Приключения

1

Комби

Ниров.

Различение жанров произведении. Участие

Уметь определять

01.05.


тему и главную

Электроника»

в диалоге при обсуж-дении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ста-вить вопросы по со-держанию прочитанного, отвечать на них

мысль произведения, различать жанры ли-тературных произведении; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

61

Кир Булычев

1

Комби-

Создание неболыпих

Уметь составлять

03.05

«Путешествие

ниро-

письменных ответов

небольшое высказы-

Алисы»

ванный

на поставленный во-прос по прочитанному произведению

вание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

62

Зару-

Фантастические

1

Комби-

Умение последова-

Уметь составлять

08.05

бежная

события, персо-

ниро-

тельно и сознательно

небольшое высказы-

лите-

нажи в произве-

ванный

перечитывать текст

вание с опорой на

ратура

дении Д. Свифта

с целью переосмысле-

авторский текст, оце-

(9ч)

«Путешествие

ния

нивать события, ге-

(

Гулливера»

роев произведения

63



Персонажи сказки

1

Комби-

Герой произведения -

Знать творчество

10.05

.

Г.-Х. Андерсена

ниро-

восприятие и пони-

Г.-Х. Андерсена.

«Русалочка»

ванный

мание их эмоциональ-но-нравственных пе-реживаний. Участие в диалоге при обсужде-нии_прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ста-вить вопросы по со-держанию прочитанного, отвечать на них

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра-циями, отвечать на вопросы

64



Поступки, дейст-

1

Комби-

Герой произведения,

Уметь составлять

15.05

вия как основное

ниро-

восприятие и пони-

небольшое высказы-

средство изобра-

ванныи

мание их эмоциональ-

вание с опорой на

жения персонажеи

но-нравственных пе-

авторский текст,

в сказке Г.-Х. Ан-

реживаний

оценивать события,

дерсена «Русалочка»

героев произведения

65

Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Комбин.

Взаимоотношения людей. Участие в диалоге.

танного) произведе-ния. Умение ставить вопросы по содержа-нию прочитанного, отвечать на них

Уметь пересказывать текст,анализировать моттивы поведения

героев, отвечать на вопросы

17.05

66



Характеристика

1

Комби-

Герой произведения,

Уметь составлять

22.05

персонажеи в со-

ниро-

восприятие и пони-

небольшое высказы-

ответствии с ав-

ванный

мание их эмоциональ-

вание с опорои на

торским замыс-лом. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

но-нравственных пе-реживаний

авторскии текст, оце-нивать события, героев произведения

67



Библейские сказа-

1

Комби-

Умение последова-

Уметь определять

24.05

ния. С. Лагерлеф

ниро-

тельно и сознательно

тему и главную

«Святая ночь»

ванный

перечитывать текст с целью переосмысле-ния

мысль произведения, работать с иллюстра-циями

68



Сказания о Хри-

1

Комби-

Умение последова-

Уметь определять

26.05

сте. С. Лагерлеф

ниро-

тельно и сознательно

тему и главную

«В Назарете»


ванный

перечитывать текст с целью переосмысле-ния

мысль произведения, делить текст на час-ти, составлять план

69



Внеклассное чте-

1

Комби-

Рассказ о своих впе-

Уметь использовать

29.05

ние. В стране ли-

ниро-

чатлениях о произве-

полученнйе знания

тературных героев

ванныи

дении

для самостоятельно-го чтения книг

70



Урок-отчет за год.

1

Комби-

Знать изученные ли-

31.05

Книги, рекомен-

ниро-

1

тературные произве-

дуемые для про-

ванныи

дения и их авторов,

чтения летом

основное содержание изученных литера-турных произведе-ний


Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник

Литературное чтение: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной татарской школы . В 2-х частях. Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова-Москва,»Просвещение,2011

Список литературы:

-С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»

-Ф.А.Ганиев, Ф.Ф.Гаффарова «Русско-татарский словарь».

-А.А.Михеева, М.Г.Ахметзянов «Росинка»



© 2010-2022