Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Общеобразовательная школа - детский сад с. Хрустовая»







Конкурс



Исследовательское Общество Учащихся



Тема исследования:


«Мастера живущие рядом»











Выполнила:

Ученица 2 «а» класса

Опря Лада

Руководитель :

Думназева К.Ю.






2014г.

Содержание:


Введение.

Глава 1. Село Хрустовая. Общие сведения.

1.1 История с. Хрустовая

  1. Народные ремёсла села Хрустовая.

Глава 2. Мастера живущие рядом (практические исследования).

2.1 У истоков ремёсел.

  1. Мастера, живущие рядом.

Заключение.

Список используемых источников и литературы.




Введение.

« Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной. Я родилась в Приднестровской Молдавской Республики , и это моя малая родина - чудесный, благодатный край. Край гор и золотистых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди. «Работа сама за сэбэ скаже.» «Умилый чоловик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся.» О ком все эти пословицы? Конечно, о мастерах своего дела, умельцах - золотые руки! На уроках окружающего мира и на уроках трудового обучения мы познакомились с ремёслами, которыми занимались наши предки. И чего только не умели наши мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело… При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев - это значит лучше понимать свой народ. Это и определило выбранную тему моего проекта. Тема: Мастера, живущие рядом Цель работы: отыскать в нашем селе мастеров-умельцев народного ремесла, чтобы идти в ногу со временем, и в то же время сохранить то наследие, которое досталось нам от наших предков. Задачи:

  • изучить литературу по теме;
  • познакомиться с основными видами народного ремесла.
  • раскрыть значимость народного ремесла;
  • узнать о народных умельцах нашего села.
Методы исследования:
  • чтение различной литературы; работа в интернете;
  • наблюдение;
  • опрос; интервью;
  • сравнение полученных результатов.

Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы «Живут ли в наше время ремёсла, или они уже давно забыты?» Чтобы ответить на этот вопрос, я провела наблюдения, изучила различную литературу, посетила музей, встретилась с интересными людьми. Я выдвинула гипотезу: если в моем селе есть люди, которые владеют секретами традиционных ремёсел, значит возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире. В ходе своего исследования я хотела бы убедиться в том, что народное ремесло не забыто.

Глава 1. Село Хрустовая. Общие сведения.


Приднестровье , в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры. Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

1.1 История с. Хрустовая Историю творит народ. Люди ведут летопись. Не всегда, быть может, все явления запечатляются письменно. Многие события, более или менее значительные, словно эстафета передаются из поколения в поколение - от прадеда к деду, от отца к сыну, и, естественно, могут претерпевать какие-то изменения, обретать некую окраску, акценты и иное звучание. Но суть все равно остается неприкосновенной. А в этой исторической сути непременно есть какие-то обстоятельства и тонкие штрихи, без которых трудно понять и оценить логику, особенности и значимость происходившего. Относится это ко всему, что определяется житейской формулой землячества: «Мы - хрустовчане». Примечательно, например, что наше село называют по-разному. Старожилы в обиходе, да и в некоторых молдавских изданиях говорят и пишут «Христовая», а в архивных документах XVIII столетия название села значится «Хрустовая». Как правильно? Старейший житель села, бывший учитель молдавской школы Степан Лукьянович Гандрабура, родившийся в конце XIX в., считает, что название села произошло от слова «хруст». Так повелось с тех пор, когда люди начали заселять долину у подножия скалистых гор, на склонах которых росли кустарники. Вероятно, название села восходит к ассоциациям с сухими опавшими ветками - хворостом, издававшим хрустящий звук. Восьмидесятилетний пенсионер Василий Гаврилович Кузьмук вспоминал: «Мой дед рассказывал, что изначально село так и называлось - Хворостовая». Позднее оно было переименовано в Хрустовая. Житель села Евстратий Ефрем Дмитриевич (1973 г. р.), выдвигает свою версию рождения названия села. Он считает, что долины, а их в селе несколько, пересекаются и образуют кресты, вот, мол, от слова «крест» и произошло название. Все эти воспоминания и предположения, бесспорно, играют очень важную роль в исследовании.


  1. Народные ремёсла села Хрустовая.

Ремесло - это изготовление каких- либо изделий ручным способом.















Ткачество и вышивка. Вышивка - основной вид народного изобразительного искусства . Мастерицы нашего села вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, салфетки. Уже в 7 - 9 лет в хрустовской семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Обязательными предметами в хрустовских домах были ткацкие станки, прялки, гребни, бочки для отбеливания холста. Холсты ткали не только для себя, но и для продажи. Наши предки были земледельцами, поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. Наиболее древнее сочетание цветов - белый и красный. Красный цвет - символ плодородия. Красители делали из природного материала. Нити для вышивки красили соком красных ягод. В народной вышивке преобладает орнамент с пышными цветами, ягодами. Характерной чертой является симметричное построение узора. На ритуальных полотенцах встречается орнамент с текстом пословиц, поговорок, молитв. Большинство вышитых изделий вышито крестом, реже - гладью. В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастерицы нашего села . Лозоплетение. Одним из древнейших народных промыслов нашего села является лозоплетение. Значительную часть домашней утвари - от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители села Хрустовая делали из лозы. Из прутьев ивы, камыша, тальника, тростника плели различные вещи для быта: колыбели, столы, стулья, корзины, лукошки, плетни. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы - брыль (шляпы с широкими полями). На рынках можно было купить изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративное панно. В наши дни мастера лесного хозяйства достойно продолжают традиции лозоплетения. Лоскутное творчество. Лоскутное творчество существует столько же, сколько шитье и работа с тканью. Главной причиной зарождения и существования шитья из лоскутов, было экономное отношение к имеющемуся материалу. Женщины бережно сохраняли все, даже самые мелкие обрезки ситца и других тканей, оставшиеся после кроя и шитья одежды, и, собрав достаточное количество, шили из них лоскутные одеяла. Искусная мастерица тщательно подбирает лоскутки по цвету, создавая мозаичный узор. Лоскутки ткани имеют существенную выразительную особенность - это рисунок на цветном фоне ткани. Внутренний рисунок каждого лоскутка придает ему глубину, выразительность. Сочетание цветов позволяет добиться художественного эффекта. Резьба по дереву. Искусство художественной обработки дерева имеет в селе Хрустовая глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства нашего села издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда - бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы были самыми необходимыми предметами в быту у хрустовчан. Из дерева любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью. Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей - фигурки различных животных, музыкальные инструменты - дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры. В те далёкие времена в селе было широко развито гончарное производство. Крестьяне изготавливали из глины различные изделия: кухонную утварь, посуду для вина, молока , мёда, воды. В Хрустовую приезжали жители других селений, чтобы поучиться у мастеров, а также приобрести производимые здесь глиняные покрышки к пчелиным ульям-дуплянкам. На территории нашего села был черепичный завод, там трудились наши односельчане. В журнале под названием « Хрустовая и Хрустовчане» мы нашли фотографию рабочих черепичного завода. (рис. 1) Со временем это ремесло было забыто хрустовчанами.








Глава 2. Мастера, живущие рядом (практические исследования). Изучив литературу, мы задалась целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев. 2.1 У истоков ремёсел. Для того, чтобы заглянуть вглубь веков и побывать у истоков ремёсел нашего села мы посетила наш сельский дом-музей имени Я. А. Кучерова. Заведующая музеем Верлан Алла Николаевна (рис.2) рассказала нам о том, что в музее собрана коллекция предметов глубокой старины в экспозициях «Культура и быт нашего села » и «Творчество наших земляков» (рис.3). Каждый экспонат имеет свою историю и бытовал в семьях нашего села. В ходе поисковой работы в дар музею передавались семейные реликвии. Музей ведёт постоянную исследовательскую работу по определению истории возникновения экспонатов. Рассказы о давно минувших днях незримо живут в каждой вещи. В каждую вещь вложена частица доброй, любящей удалой души. Каждый предмет таит в себе историю и может рассказать о быте, традициях, обычаях того далёкого времени. Но, к сожалению, имена мастеров неизвестны. Многие люди, находя предметы старины, приносят их в музей. Но авторов этих работ они не знают. Побывав в музее и поговорив с заведующей музея, мы сделали вывод. Каждый из нас должен знать историю своей семьи, своих предков, чем они занимались, какими были людьми. Иначе мы не сможем понять свой народ и сохранить традиции своего народа. 2.2 Мастера, живущие рядом. Задавшись целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев, я расспросила своих родителей, дедушку и бабушку, одноклассников, соседей и узнала о некоторых умельцах, жителях нашего села. Это Заболотная Мария Ивановна - мастерица знаменитого сельского рукоделия ковроткачества (рис.4). Для изготовления своих прекрасных молдавских ковров она использует вертикальный станок, которое носит название «рэзбой». Весь дом она украсила коврами , сделанными своими собственными руками, она любит заниматься этим ремеслом и передаёт опыт своей дочери Татьяне. Среди наиболее замечательных произведений молдавского , декоративно- прикладного искусства одно из первых мест принадлежит коврам. Работая над проектом , я узнала , что у нас в школьной мастерской проходит кружок декоративно- прикладного искусства «резьба по дереву», который ведет учитель технологии Лукащук Геннадий Иванович. У него на занятиях мальчики занимаются резьбой по дереву, своими руками они выполняют различные изделия : ложки, качалки, досочки, шкатулки и многое другое. Он показал мне свои работы, и работы которые были выполнены учениками. Этим прекрасным вещам , сделанным своими руками- нет цены. Геннадий Иванович участвовал на республиканской выставке « Мештер Фаур», которая проходила в селе Гояны, на такую выставку приглашают всех мастеров нашей республики. (рис.5). Гавриленко Валентина Васильевна - бабушка моей одноклассницы , мастерица традиционной вышивки «крестом». В её коллекции более двадцати работ с живописными сюжетами (рис.6) . Я часто бываю в гостях у Валентины Васильевны , она часто рассказала мне что в нашем селе раньше многие девушки занимались вышивкой крестом так как крест всегда рассматривался как оберег, который способен защитить человека и жилище от нечистой силы и дурного глаза. Мне очень понравились её работы, и я решила взять у неё несколько уроков вышивки крестом. Для того чтобы сделать свою первую работу мне понадобились разноцветные нити, иголки и специальный материал. Когда я решила вышить картину в подарок маме , я обратилась к списку значений вышиваемых сюжетов: Аист - долголетие, умиротворенная и счастливая старость. Ваза- символ спокойствие. Ваза, наполненная чем-либо, притягивает богатство. Веер- символ защиты. Помогает охранять человека и его жилище от неприятностей и напастей. Виноград -символ изобилия, радости и веселья. Вода - источник здоровья и благополучия. Голубь - символ чистоты и кротости, прощения . Пара голубей символизирует супружескую верность и любовь. Дерево- долголетие. Денежное дерево к богатству и денежной прибыли. Дом - улучшение жилищных условий. Жаба - сила и крепость. Трехногая жаба с монеткой во рту - символ удачи, богатства и улучшения финансового состояния. Звезды - вечное счастье. Золотая рыбка - символ успеха в финансовых делах. Колос - благосостояние, богатство и уют в доме. Конь - победа, радость и власть. Конь - является (как и олень) символом солнца, приносит в дом счастье и благополучие. Корзина наполненная чем-либо - знак достатка, процветания и успеха. Кот или кошка- символ ясновидения, внимательности, сообразительности, чувственную красоту. Хороший подарок к новоселью. Ласточка - символ успеха и изобилия. Лебедь -это верность и чистота, красота и изящество. Летучая мышь - символизирует счастье. Пять летучих мышей означают пять благ: добродетель, долголетие, здоровье, счастливую жизнь, богатство. Лошадь - покровительница детей. Приумножает упорство, дает силы и выносливость, детям - раннее развитие. Мак - символизирует мужскую силу. Медведь - символизирует силу и мужество. Мельница ветряная - помощник в исполнении желаний. Обезьяна - оригинальность мышления, сообразительность и хитроумие. Олень - поможет в карьерным росте. Олень так же как и конь является символом солнца, счастья и благополучия. Орел - символ власти, смелости, успеха и острого ума. Павлин - символ красоты и благородства. Распущенный хвост павлина к получению почетных наград и званий. Парусник - для привлечения успеха в делах. Петух - символизирует бодрость, бдение и неусыпность. Защита дома от пожара. Подкова - к удаче и благоденствию. Подсолнух - для благоприятной атмосферы в доме. Птицы - олицетворяют счастье, радость, красоту. Рыбы - принесут успех в финансовых делах. Сова - символ мудрости, ума, эрудиции, безупречной репутации. Солнце - символ истины и изобилия. Цветы - символизируют жизнь, создают позитивную энергию, которая помогает жить в радости и спокойствии. Я решила вышить цветы, которые символизируют жизнь, создают позитивную энергию, которая помогает жить в радости и спокойствии. Теперь у меня есть своя коллекция работ, которые я вышиваю в свободное от школы время.( рис.7)
Проделав эту работу, мы сделали вывод: «Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере ремесло, можно стать носителем традиции».



Заключение.



Сегодня наша Хрустовая - это современное процветающее село, устремлённое в будущее. Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что традиционное сельское ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Я сумела заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, я познакомилась с хрустовскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. Гипотеза подтвердилась. Существуют все предпосылки для возрождения ремёсел.







































Используемая литература.


  1. Архивные документы дом-музея Я.А. Кучерова с. Хрустовая .

  2. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс] Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%BB%D0%B8

  3. Детский портал bebi.lv [электронный ресурс] Режим доступа:

bebi.lv/otdih-i-dosug-s-detjmi/podelki-iz-plastikovih-butilok.html

  1. Наука, известия. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. [электронный ресурс] Режим доступа: inauka.ru/technology/article40009

  2. Ответы mail.ru [электронный ресурс] Режим доступа: otvet.mail.ru/question/26708805/

  3. . EcoVoise [электронный ресурс] Режим доступа: ecovoice.ru/blog/eco/37.html

  4. Журнал « Хрустовая и Хрустовчане», автор Евстратий Г. Н.



Рис.2

Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)


Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)
Рис.3 Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)
Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)
Рис.4 Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)

Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)
Рис.5 Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)

Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс) Рис.6 Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)

Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)
















Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс) Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс) Исследовательская работа по окружающему миру на тему Мастера живущие рядом ( 2 класс)

© 2010-2022