Конспект на тему «Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.

Цель экологического воспитания- формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Цели экологического воспитания можно достигнуть только в единстве решения следующих задач:

А) образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Б)воспитательных-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

В) развивающих- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды: интеллектуального, эмоционального и нравственного.

«…Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей приро-

ды, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.» М.М. Пришвин.

Эти слова Михаила Михайловича Пришвина я взяла в качестве основной цели экологического воспитания и обучения учащихся начальной школы.

  1. Формы и методы экологического воспитания.

Экологическое воспитание в основном носит запретительную направленность и проводится на уровне призывов: «Не топчи!», «Не рви!», «Не разоряй!» Но дети часто видят, что взрослые ломают, рвут и топчут, и поэтому данные призывы не получают отклика и становятся не- эффективными.

Перед учителем должна стоять точная цель: воспитать высокую экологическую культуру школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание. Следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания- это современный урок, имеющий четко поставленную цель и оснащенный современным мультимедийным оборудованием, внеурочная деятельность, включающая экскурсии, путешествия, исследования, разгадывание экологических и фенологических загадок, чтение сказок, составление текстов, экологических проектов, используя в том числе и игровые методы обучения. Включаю в работу с детьми и театральную деятельность. Мы разучиваем сценарии мероприятий на экологическую тему и показываем данные представления учащимся других классов. Например, это урок-путешествие «Экологисекая прогулка» и экологическая сказка «Как ежик Митрофан бабушку искал», включающая в себя путешествие по родному краю.

Фенологические рассказы и загадки приурочены к какому-то определенному сезону, месяцу года, к определенной теме, изучаемой на уроке. В них намеренно включены 8-12 фенологических ошибок. Задача детей-найти эти ошибки во время чтения рассказа.

Мало отметить ошибки, надо еще объяснить, почему так бывает. В некоторых рассказах упоминаются виды растений и животных, занесенных в Красную книгу. Дети должны их знать.

2.Актуальность (проблема) экологического воспитания:

В последние годы значительно активизируется экспериментальные исследования различных сторон экологического сознания. Т.В. Иванова изучала экологические ценности в общественном сознании и выявила любопытный факт: для молодых людей ,17-19-летних , природа обладает самостоятельной ценностью независимо от ее возможного использования.

Взрослыми людьми окружающая среда воспринимается прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического роста и развития общества.

К аналогичным результатам пришла и И.В. Кряж, которая провела психосемантическое исследование обыденных экологических представлений в структуре сознания. Ею были выявлены два разных полюса отношения к природе. С одной стороны, « равнодушие-экологическая безграмотность-безответственность-жестокость-эгоизм», с другой- «альтруизм-стремление к внутренней гармонии-переоценка жизненных ценностей-ответственность-поиск духовной основы- экологическая озабоченность- любовь к природе- потребность в общении с ней».

Поэтому в настоящее время наиболее остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения , которая в полной мере учитывала бы современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.

3. Роль учителя в воспитании и развитии ребенка.

Особую роль в жизни младшего школьника играет учитель. Именно от него во многом зависит эмоциональное самочувствие ребенка. Оценка учителя является для него главным мотивом и мерилом его усилий, стремлений к успеху.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю , прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодную для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что окружает их. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе, гордиться красотой родной природы, ее несметными богатствами, иметь элементарные представления об экологических связях в жизни растений и животных, на примере растений и животных, обитающих в крае, составлять цепи питания, знать, что растения выполняют космическую роль и являются основными поставщиками кислорода в атмосферу. Познакомить детей с Красной книгой Кубани. Воспитать в детях такое мировоззрение, чтобы не разрушать и не разорять д богатства природы, а охранять и преумножать. Но как это сделать?

Изучая природу своего края, дети научаться не только ценить все, что их окружает, но и более бережно относиться к объектам природы. Эпиграфом к изучению некоторых тем я беру стихотворение Бориса Заходера

«Про всех на свете»:

Все-все, все на свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны…

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны всем на свете! Нужны все подряд-

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки и мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

4. Экологическая направленность учебника «Окружающий мир»,А.Плешакова.

Я, работая учителем начальных классов, обучаю детей по учебнику академика А.А.Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России», много лет.

В центре внимания основных разделов этого учебника является взаимодействие человека и природы. В данном учебнике раскрываются следующие идеи: идея многообразия природы, идея экологической целостности природы (реализуется через многообразие экологических связей между живой и неживой природой, внутри живой природы); идея единства природы и человека (рассматривается значение каждого изучаемого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на все эти компоненты, а также рассматриваются вопросы здорового образа жизни).

В курсе 4 класса в I части учебника экологическая направленность остается ведущей. Она связана с задачей формирования бережного, ответственного отношения младших школьников к природе. Здесь очень четко прослеживается хрупкость и уязвимость природы, ее незащищенности перед неразумной варварской эксплуатацией со стороны человека. В учебник включены разделы: «Земля и человечество», « Природа России», «Родной край-часть большой страны». Так как материал учебника рассчитан на разные регионы России, и раздел «Родной край-часть большой страны» не имеет конкретной информации по Краснодарскому краю, мы совместно с учащимися сделали коллективный проект. Мною разработаны конспекты уроков, которые вошли в данный раздел, отражающие природные особенности нашего края-это «Водоемы нашего края», «Местный водоем и его особенности», «Почвы нашего края», «Полезные ископаемые нашего края», «Растения нашего края», « Животные нашего края». В конце изучения раздела провожу обобщающий урок по теме «Что дает наш край стране?». Учащиеся самостоятельно и под руководством учителя находят дополнительный интересный материал к уроку- легенды, сказки, загадки, выполняют рисунки и приносят фотографии и на уроках обмениваются полученными знаниями.

Хочу поделиться опытом работы по теме «Родной край-часть большой страны».

5. Основные экологические проблемы, изучаемые на уроках .

Открытие новых знаний по теме «Водоемы нашего края» начинается с отгадывания загадок, которые позволяют сформулировать тему урока. Дети узнают об огромном разнообразии водоемов края- это и реки, и многочисленные озера, плавни и богатые рыбой лиманы. Но самые главные водоемы нашего края-это Черное и Азовское моря.

Далее следует демонстрация опыта. Воду пропускаем через слой глины, почвы и песка. Делаем вывод: песок и почва хорошо пропускают воду, а глина плохо. Вода дошла до глины и остановилась. Решаем проблему: «Может ли она беспредельно накапливаться здесь?» Вода начинает искать выход. Она стекает по слою глины в ту сторону, куда он наклонен. Если слой глины имеет выход на поверхность земли, вода выходит на поверхность. Образуется родник, или его еще называют ключом или источником.

Мы отправляемся в путешествие по реке Кубань к ее устью. Так мы попадем в Азовское море.

5.1.Проблемы Азовского моря:

Азовское море издавна славилось своими рыбными богатствами. Здесь обитают осетровые, рыбец, судак, тарань, хамса и многие другие виды рыб. Но уловы наиболее ценных рыб уменьшаются, и море взывает о помощи, т.к. осолоняется, что подрывает его кормовую базу и рыбопродуктивность. Кроме того, море постепенно мелеет, загрязняется сточными и балластными водами судов, часть берегов его быстро разрушается. Поэтому основными проблемами Азовского моря являются сохранение и увеличение его промыслового значения, охрана вод от загрязнения и защита его берегов от быстрого разрушения.

Далее, через Керченский пролив, мы попадаем в Черное море.

4.2.Богатства Черного моря:

Откуда взялось название моря? Ответы детей.

Существует несколько гипотез. Металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием содержащегося сероводорода. Море таит в себе большие богатства. Морская вода содержит все химические элементы-йод, бром, серебро, золото. Если бы все серебро, имеющееся в море, извлечь, то это составило бы 537 000тонн.

Золота содержится еще меньше. Но ученые подсчитали, что если бы добыть все золото из вод всех морей и океанов земли, то на каждого жителя пришлось бы 1 500 000 рублей золотом. Уже нашли способ добывать золото из морской воды. Из морской воды также добывают магний, поваренную соль, серу, йод.

К богатствам моря относятся также населяющие его растения и животные. В расщелинах прибрежных скал и под камнями ютятся многочисленные крабы. Водится много медуз.

Известно примерно 180 видов рыб. Акул в Черном море два вида. Но они не опасны для человека, но по отношению к рыбе ведут себя как злые и жестокие хищники.

Экологические проблемы Черного моря:

  • физическая деградация уникальных экосистем курортных районов вследствие урбанизации; разрушение природных ландшафтов прибрежных зон;

  • загрязнение морской среды вредными веществами в результате сброса городских и промышленных сточных вод;

  • эрозия берегов, оползни;

  • возникновение аварийных, чрезвычайных ситуаций естественного и антропогенного происхождения, наносящих огромный ущерб природной среде и экономике прибрежных зон;

  • дефицит питьевой воды в курортной зоне Азово-Черноморского побережья;

  • сокращение биоразнообразия.
4.3.Урок-экскурсия « Местный водоем и его особенности» знакомит детей с главной рекой нашего края-Кубанью. Дети получают задание с помощью компаса определить направление течения реки, уточняют, что восточные берега крутые, покрытые лесом, западные-пологие и также покрытые лесом. Кубань, как и многие другие реки нашего края-великая труженица. Она проделывает постоянную громадную работу. Река трудится с большой пользой для хозяйства края. Она судоходна от Усть-Лабинска до устья. Кубань регулярно несет свои воды в сады и на поля, орошая посевы риса, овощей, кукурузы и других сельскохозяйственных культур. Использование воды местным населением: в водоеме купаются, берут воду для полива, идет забор воды на Краснодарскую ТЭЦ. Охранные мероприятия: запрещен сброс технической воды, распашка берегов, уничтожение береговой растительности, строительство складов хранения ядохимикатов, ферм. 4.4. При изучении темы «Полезные ископаемые нашего края» дети узнают, на сколько богат наш край подземными сокровищами. Их более 50 наименований. Это большие залежи нефти и природного газа, каменная соль, цементный мергель, гипс, серпентиниты, апатиты, каменный уголь, медь, золото,йод,бром. Многочисленные минеральные источники, большие запасы пресных и термальных вод. 4.5. Изучая темы «Растения и животные нашего края» дети узнают, что в составе степных, луговых, болотных и лесных сообществ произрастает 2880 растений. Среди них мхи, папоротники, много водорослей, грибы, лишайники. Для сравнения можно отметить, что в средней полосе европейской части России, на территории, значительно превышающей площадь края, произрастает только 2182 вида растений. В нашей стране принят закон об охране и использовании растительного и животного мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих ограничена. Под особой охраной животные находятся в заповедниках и заказниках. Многие редкие и исчезающие виды растений и животных занесены в Красную книгу. 4.6. Заканчивается раздел «Родной край-часть большой страны» обобщающим уроком «Что дает наш край стране?» Дети подводят итоги своих исследований и наблюдений. Они представляют свои проекты-исследования, в которых есть отчет о природе нашего края, его богатом растительном и животном мире, полезных ископаемых и водных ресурсах. Кроме того , они представляют ,какие отрасли растениеводства, животноводства развиты в нашем крае, как человек использует плодородие кубанской земли. Список литературы: А.А.Плешаков. «Окружающий мир», учебник для 4 класса, УМК «Школа Росии» М., «Просвещение»,2009 Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. М., «ВАКО»,2004 «Литературное чтение», учебник для 3 класса, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, М., Просвещение, 2007 УМК «Школа России».

Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М., Просвещение,1993г. Боровская Л.А. Экологическая напрвленность экскурсии в условиях города.М., «Просвещение», 1991 Гришева Е.А. Задания экологического содержания»,М., Просвещение, 1993 Салеева Л.П. О содержании экологического воспитания в начальной школе. М., Правда, 1983 Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М., Просвещение, 1993 Белавина И.Г., Найденская Н. Планета-наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. М., «Лайда», 1995



© 2010-2022