Календарно-тематическое планирование по математике для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


II. Пояснительная записка по математике Исходя из ФГОС, Примерных программ, ООП НОО, рекомендаций авторов УМК и особенностей обучающихся 3 классов вытекают следующие цели и задачи начального общего образования:

Цели Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач: - Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы. - Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д. - Освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Основание разработки программы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии: - с основной образовательной программой начального общего образования лицея; - с рекомендациями Примерной программы по «Математике» и на основе программы, разработанной Чекиным А.Л. (УМК «Перспективная начальная школа»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ; - с возможностями УМК " Перспективная начальная школа" учебник «Математика» /Чекин А.Л; под ред. Чураковой Р.Г-5-е изд..- Москва: Академкнига /Учебник 2011 г - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142.

Описание места и роли учебного предмета в учебном плане В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Примерной программой по математике в начальной школе отводится 642 ч., в 3 классе - 4 часа в неделю (136ч. за год) +1 час в неделю (35ч. в год) из части, формируемой участниками образовательного процесса (из них отводится: 20ч.- на раздел «Действия над числами»; 5ч.- на раздел «Решение задач»; 5ч.- «Геометрические фигуры»; 4ч.- «Величины и их измерение». Итого 170 часов за учебный год. Программа будет выполнена за 171 час. В начальной школе изучение математики имеет особую роль в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни. Основная дидактическая идея курса, раскрываемая в учебниках 3 класса, может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». Сравнительно новым содержательным компонентом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: -понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); -математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); -владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие в течение четырех лет пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

III . Содержание учебного предмета

Наименование разделов учебной программы

№п/п Название раздела Характеристика содержательных линий



Повторение за 2 класс (12ч)





Таблица умножения однозначных чисел. Устная и письменная нумерация трехзначных чисел. Числовое выражение и его значение. Распознавание геометрических фигур. Периметр многоугольника. Единицы длины, массы, времени. Умножение и деление, использование соответствующих терминов. Табличные случаи деления.



Величины и их измерение (15 ч)



Единицы длины. Метр и километр. Единицы массы. Килограмм и грамм. Единицы массы. Килограмм, центнер и тонна. Единицы площади. Квадратный сантиметр, дециметр, метр.

Решение задач (20 ч)


Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Арифметическая текстовая (сюжетная) задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки арифметической текстовой (сюжетной) задачи и ее обязательные компоненты: условие с наличием числовых данных (данных величин) и требование (вопрос) с наличием искомого числа (величины). Формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста. Краткая запись задачи. Графическое моделирование связей между данными и искомым. Составная задача. Преобразование составной задачи в простую и наоборот за счет изменения требования или условия. Разбивка составной задачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.

Геометрические фигуры (35 ч)
Расположение геометрических фигур, изображение их в тетради. Периметр многоугольника. Распознавание видов треугольников по величине углов и по длине сторон. Построение прямоугольника с заданной длиной сторон, заданного периметра, окружности заданного радиуса. Чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры. Измерять углы с помощью транспортира. Определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений). Выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади. Куб и его изображение на плоскости.

Нумерация и сравнение чисел

(14 ч) Название, последовательность и запись 4-значных чисел. Классы и разряды. Сравнение многозначных чисел. Устные вычисления с натуральными числами. Сравнение изученных чисел и запись результатов сравнения с помощью знаков ( >, <, =).

Действия над числами

(75ч)
Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Действия первой и второй ступени. Умножение « круглого» числа на однозначное. Умножение суммы на число. Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения в строчку и столбиком. Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение числа на сумму и произведение. Умножение на число 10, 100 и 1000. Умножение на «круглое» 2-значное число. Кратное сравнение чисел и величин. Нахождение неизвестного множителя, делителя, делимого. Деление на число 1. Деление числа на само себя. Деление числа на 0 на натуральное число. Делить на ноль нельзя! Деление суммы и разности на число.

IV Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.


Обучающиеся получат возможность для формирования:
  • Уважения к информационным результатам других людей.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 3-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
В области регулятивных УУД:
  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Обучающиеся получат возможность для формирования:
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Формировать умение ставить цель - для создания творческой работы, планировать достижение этой цели.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
В области познавательных УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Обучающиеся получат возможность для научиться:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения задач.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 3-ю линию развития - умение объяснять мир.
В области коммуникативных УУД:
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Обучающиеся получат возможность научиться:
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений:
Обучающиеся научатся: . читать и записывать все числа в пределах первых 2-х классов;
  • представлять изученные числа в виде разрядных слагаемых;
  • производить вычисления столбиком при сложении и вычитании многозначных чисел;
  • воспроизводить и применять сочетательное и распределительное свойства умножения;
  • сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);
воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей;
  • находить значения выражений в 2-4 действия;
  • решать уравнения с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым;
  • выполнять устно умножение и деление 2-значного числа на однозначное и деление 2-значного на 2-значное ;
  • использовать калькулятор для проведения вычислений;
  • чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры;
  • определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки ) и вычислением;
  • выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади;
  • решать простые задачи на умножение и деление;
  • записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;
  • измерять углы в градусах с помощью транспортира;
  • распознавать виды треугольников по величине углов и по длине сторон;
  • строить прямоугольник заданного периметра и окружность заданного радиуса;
  • определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16 дм или 160 см);
  • использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;
  • распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;
  • измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер);
  • измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); переходить от одних единиц времени к другим;
  • устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;
  • распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое);
  • строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;
  • решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …»;
  • разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
  • формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной;
  • читать и заполнять строки и столбцы таблицы.


Обучающиеся получат возможность научиться:
  • понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
  • пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
  • понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
  • понимать и использовать термин «числовая последовательность»;
  • понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;
  • понимать связь между компонентами и результатом действия (для умножения и деления);
  • записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
  • понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;
  • использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
  • оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;
  • понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью;
  • рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи, отличать их от других задач (логических, геометрических, комбинаторных);
  • моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;
  • использовать табличную форму формулировки задания.

Система оценки планируемых результатов: Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы: Формы реализации программы: - фронтальная; - парная; - групповая; - индивидуальная. Методы реализации программы: - практический; - объяснительно - иллюстративный; - частично - поисковый; - исследовательский; - наблюдение; - проблемно - поисковый; - информативный. Виды контроля: Текущий. Тематический. Итоговый.

Формами представления образовательных результатов являются:
-тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся ;
-устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
-Портфель достижений ;

Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используются следующие формы оценки:

(оценочно-отметочное )

«5»- (отлично) отсутствие ошибок ; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4»-(хорошо) -наличие -2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу.

«3»-(удовлетворительно)-не более 4 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу.

«2» -(плохо)- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного.

. По итогам четвертей, 1 и 2 полугодия в 3-м классе осуществляется мониторинг, где оценивается уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). Диагностика и оценка сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдений.



V. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Печатные пособия: Чекин А.Л. Математика. 3 класс: Учебник. В 2 ч.-М.: Академкнига/Учебник, -2011. Захарова О.В., Юдина Е.П. Математика. 3класс: Тетради для самостоятельной работы №1, 2 .-М.: Академкнига/Учебник, 2011. Захарова О.В., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетради для самостоятельной работы 3 класс -М.: Академкнига/Учебник, 2011. Захарова О.В. Математика в практических заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1,2 - 3 класс -М.: Академкнига/Учебник, 2010. Чекин. Математика: Методическое пособие для учителя. 3 класс- М.: Академкнига/Учебник, 2008-2010. Захарова О. А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1 - 4 классы). Методическоепособие - М.: Академкнига/Учебник, 2007 г. Примерная программа по учебным предметам. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2010 г. Программа «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.

Юдина Е.П. Методическое пособие для учителя. 3 класс (поурочные разработки).

Экранно-звуковые пособия: CD диск «Математика- 3 класс» Презентации по темам: -счёт десятками; -сантиметр и метр; -увеличение в несколько раз; -известное и неизвестное.
Технические средства обучения: - компьютер; - интерактивная доска; - сканер; принтер; проектор.
Цифровые образовательные ресурсы:

сайт nsportal.ru методическая работа;

k-yroky.ru/;

Началка.сом ;

Педсовет.су;

Про школу. ру:

Фактор роста Интеллектуальный турнир Разнобой;

45 минут Учительский портал;

Smotri (Видео, музыка).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

-набор геометрических инструментов: метр, транспортир, циркуль;

-набор геометрических фигур.

- счетный материал.
Натуральные объекты: -школьный двор -спортивно-игровой комплекс; -баскетбольная площадка;
Демонстрационные пособия: - таблица метрических мер; - таблица решение задач; - таблица компоненты при сложении, вычитании, умножении, делении; -таблица сложения однозначных чисел, -таблица умножения однозначных чисел.


© 2010-2022