Конспект урока по литературному чтению на тему: Н. Н. Носов «Федина задача» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока литературного чтения,

проведенного в 3 классе для учителей школы и родителей учеников.


Тема: Н.Н.Носов «Федина задача».
Цель: Ознакомление с рассказом Н.Н.Носова «Федина задача» Задачи урока: 1. Предметные: -развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст; - развивать умение определять тему, главную мысль произведения; 2. Метапредметные: а) познавательные УУД: - развивать творческое мышление; б) коммуникативные УУД: - формировать умение работать в парах, группе; - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; в) регулятивные УУД: - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; - формировать умения выполнять свои действия по образцу. 3. Личностные: - формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия. - формирование умения адекватно оценивать свою работу. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания (тест по рассказу М. М. Зощенко «Великие путешественники») . Взаимопроверка. 3.Знакомство с темой и целью урока. О чём будет рассказ? Запишите своё предположение? На доске -Ребята, прочитайте пословицу на доске: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы? 4. Изучение нового материала. а). Знакомство с творчеством Н.Н. Носова. Слайд 3. Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке Ирпень.

Отец был актёром эстрады, певцом. Мама была рукодельницей и певуньей. Они воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису. Когда подошло время учиться старшим детям, семья продала свой домик в Ирпене и переехала на съёмную квартиру в Киеве. Николай стал учиться в гимназии Стельмашенко. Слайд 4. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс". Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве. Много лет Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был награждён орденом Красной Звезды. В 1976 году Н. Носова не стало, но память о нём жива в его весёлых рассказах. Слайд 6 По сценариям Н. Носова были сняты фильмы: 1. Дружок - 1958 2. Приключения Толи Клюквина - 1964 3. Фантазеры - 1965 Слайд 7. К 100 летию со дня рождения в ноябре 2008 года выпустили монету с изображением Н.Н.Носова. - А сколько лет бы исполнилось писателю в этом году? Слайд 8. Выставка книг. Слайд. 9. Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так - для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. Слайд 10. Самая знаменитая книга - это конечно про Незнайку и его друзей. Слайд 11. Из какого рассказа эти диалоги? - Она жи-жи-живая! - Кто живая? - Шля-шля-шля-па. - Что ты! Разве шляпы бывают живые? (Живая шляпа) Слайд 12. - Давай веревку. - А ее нет, веревки. - Где же она? - Там. - Где - там? - Ну… В колодце. - Так ты, значит, с веревкой ведро упустил? - Ну да. (Мишкина каша) Слайд 13. А я раньше летать умел! - А ну, полети! - Сейчас не могу: разучился. (Фантазёры) Угадай рассказ, отгадав загадку. Слайд 14. Не летает, не жужжит. Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль) Слайд 15. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. (Бобик в гостях у Барбоса) Слайд 16. На малину налетели, Поклевать ее хотели, Но увидели урода - И скорей из огорода! А урод стоит на палке

С бородою из мочалки. (Огородники)

Слайд 17.

Поверну волшебный круг,

И меня услышит друг.

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам -

Скажешь здесь, А слышно там. (Телефон) Слайд 18. Литературная викторина.

  • Авт… Автомобиль.
  • Дру… Дружок.
  • Зап… Заплатка.
  • Зат… Затейники.
  • Огу… Огурцы.
  • Сту… Ступеньки.
  • Жив… Живая шляпа.
  • Тел… Телефон.
  • Фан… Фантазёры.
Слайд 19. Словарная работа.
  • Рокочущим басом -
низким мужским голосом.
  • Титулярный советник -
высокий служебный чин в дореволюционной России.
  • Кафтан -
старинная мужская долгополая верхняя одежда.
  • Борзая -
быстрая. Слайд 20. Текст читает заслуженный артист Лев Дуров.

Проблемный вопрос:

-Почему Федя не мог решить задачу? (Федя имел плохую привычку - одновременно с выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор)

- Нет ли среди вас таких детей? 5. Физкультминутка.(включается песня «В траве сидел кузнечик» из мультфильма «Приключения Незнайки», муз. В. Шаинского, слова Н. Носова.) 6. Осмысление. (чтение текста с остановками) 1)Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол … ") -Откуда пришёл Федя? (с катка) - Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат) - А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку). 2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…"). -Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел, не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки)
3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста ) -Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио) - Почему Федя не смог решить задачу? (предположения детей) -Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу) 7. Восстановление деформированного плана. Слайд 21. План: (восстанови последовательность смысловых частей) □ Из телевизора послышались звуки рояля. □ Дома никого не было. □ Федя отрегулировал телевизор. □ Пойду лучше к Юре Сорокину. □ Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала. -Что увидели? (цитатный план) -Соответствует ли план последовательности событий? (нет) -Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план) -Поработайте в группах. Слайд 22. План (который должен получиться): 1.Дома никого не было. 2.Федя отрегулировал телевизор. 3. Из телевизора послышались звуки рояля. 4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала. 5. Пойду лучше к Юре Сорокину. -Проверим по доске (на интерактивной доске появляется план) 8.Работа над текстом. Слайд 23. А). Выбери пословицу, которая подходит к рассказу: 1). Ум хорошо, а два лучше. 2). Делу время, потехе час. 3). Сделал дело, гуляй смело. 4). Какие труды, такие и плоды.

Б). Выборочное чтение. -А сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? (2)

- Найдите и прочитайте строчки со словом «колокольчик». Кто автор этих строк?

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

утомительно гремит… (А.Пушкин «Зимняя дорога»)

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые? (А.Толстой «Колокольчики мои») В). Работа по иллюстрации. - Можно ли догадаться по иллюстрации учебника, какую песню поёт певец? - А можно подобрать к этому рисунку отрывок из рассказа? - Внимательно посмотрите на рисунок и скажите, какие ещё ошибки допускает ученик. Слайд 24. Выбери отрывок к иллюстрации. Г). Чтение по ролям. -автор -Федя -диктор -певец 9. Проверка восприятия. Определение главной мысли рассказа. -Кому понравился рассказ? Чем? -Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны? -Вернемся к пословице. Что можете сказать? -Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею? - О чем вы задумались, прочитав рассказ? 10.Тест « Проверь себя» 1. Как звали главного героя? А) Слава Б) Костя В) Федя 2. Откуда пришёл главный герой? А) из школы Б) с катка В) из магазина 3. Сколько раз прочитал Федя задачу? А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза 4. Сколько концертных номеров прослушал Федя? А) 6 Б) 7 В) 5 5. Какая фамилия была у друга? А) Воронин Б) Рыбкин Сорокин Ответы на тест 1.В 2.Б 3.Б 4.Б
5.В

11.Рефлексия.

- Чему нас учит это произведение?

- Как вы выполняете домашние задания? Есть у вас свой уголок, где можно спокойно готовить домашние задания?

- Итак, какую главную мысль рассказа мы с вами сегодня узнали, и какой вывод из этого можем сделать?

Вывод: делать два дела сразу - трудно, практически невозможно!

- Что должен научиться делать мальчик? Вы догадались?(научить себя создавать условия для выполнения домашнего задания)

- Что полезного для себя вы узнали из рассказа?( делая домашнее задание не надо включать телевизор, чтобы он нас не отвлекал, уроки надо готовить при полной тишине)

- А как автор относится к своему герою? Можно сказать, что он смеется над ним?(ответы детей: нет, он любит своего героя, а смеётся над чертами характера, особенностями: ленью, неумением… )

-А вам жалко главного героя рассказа?

- А когда нам музыка не мешает? ( На уроках физической культуры, технологии, во время спортивных соревнований).

- А какие большие спортивные мероприятия скоро пройдут в России? (27 универсиада состоится в Казани с 6 по 17 июля 2013 года, зимняя олимпиада в Сочи с 8. 02 по 22. 02 2014г.)

- Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех - дело серьезное. Очень плохо, если ребенок смеется над попавшими в беду товарищами.

Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.

- Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории, читайте книги Н.Н.Носова.

Слайд 25 . Уходя с урока, выбери подходящий для своего настроения шарик.

Слайд 26. Поблагодарить детей за хорошую работу и пожелать хорошего настроения(подарить им весеннее солнышко).

12. Задание на дом: подготовить пересказ.


© 2010-2022