Исследовательский проект Национальные праздники Югры

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 11»

Проектная работа

« Праздники коренных народов Югры»

Ученик 2 «Е» класса

Туктаров Марсель

Руководитель: Волик Наталья

Владимировна

Г.Ханты-Мансийск 2015 г.



Оглавление.

  1. Введение. Обоснование актуальности проекта………………………… 2стр.

  2. Цель, задачи, предполагаемый результат………………………………….4стр.

  3. Механизм реализации проекта……………………………………………….….5стр.

  4. Материально-техническое обеспечение……………………………………6стр.

  5. Заключение. Результат работы по проекту. Перспективы ….……7стр.

  6. Приложение………………………………………………..………………………………..8стр.

  7. Результаты опроса учащихся………………………………………………..……11стр.





Исследовательский проект Национальные праздники Югры Знакомство с бытом и традициями народов ханты и манси я начал с посещения музея «Природы и человека» в городе Ханты-Мансийске. Провёл анкетирование обучающихся и родителей в нашей школе. Задал только один вопрос: Знаете ли вы праздники народов ханты и манси, связанные с птицами и животными? Всего опрошено 79 респондентов. Обработав результаты , получил следующие данные:48 человека из опрошенных знают о праздниках достаточно, 31человек отвечали, что не знают многие из перечисленных праздников. Рассматривая получившуюся диаграмму, мы увидим , что…

  1. Медвежий
Отсюда следует вывод, что современный мир быстрым темпом наступает на традиционный уклад коренных народов Югры, забываются некогда любимые праздники угорских угров. И мне очень бы хотелось , чтобы наш округ и мы с вами возродили эти праздники.







Механизм реализации проекта. Этап реализации проекта Сроки реализации План действий Ответственные Результат Начальный Январь 2015г Анализ ситуации. Выявление проблем. Постановка цели и задачи проекта Туктаров Марсель, Волик Наталья Владимировна, Туктарова Сафия Рафиковна. Изучена литература, Просмотрены сайты в интернете
февраль Посещение музея
Накопление материала по теме.
март Посещение центра ремёсел, музея Туру -Маа. Туктаров Марсель, Туктарова Сафия рафиковна, Волик Наталья Владимировна Накопление материала по теме. Сбор , обработка и систематизация материала
Апрель Проведение социологического опроса с целью выявления актуальности проекта. Составление и обработка анкет Систематизация материала. Оформление в электронном виде. ЗАЩИТА ПРОЕКТА Туктаров Марсель, Волик Наталья Владимировна Сбор , обработка и систематизация материала. Выступление на школьной конференции.





Обеспечение проекта.

Материально - техническое обеспечение проекта




Картриджи для цветного принтера

Есть

Компьютер

Есть

Канцелярские принадлежности

Есть

Цифровой фотоаппарат

Есть





Заключение.

Результаты работы по проекту. Перспективы. В 2011 году праздник « Вороний день» получил статус окружного праздника коренных малочисленных народов Севера. Ханты и Манси считают, что от доброго отношения к природе зависят их здоровье и материальное благополучие. У них немало святых озёр, рек, участков Оби, на которых не вёлся промысел. Вся деятельность человека ограничивается определёнными рамками, не допускается насилие над природой. Отсутствует жадность, обман, всё согласовывается с совестью, с верой, всё рассчитывается на вечность, чего, к сожалению, не хватает современным цивилизованным людям. Мой проект перспективный. Я узнал, что у народов ханты и манси очень много священных животных. Работая над проектом, я исследовал только тех животных и птиц, в честь кого проводятся праздники коренными жителями нашего округа.

Основные результаты работы, проведенной по реализации проекта:

  1. Изучена литература о древних традициях народов ханты и манси;

  2. Организовано посещение музея « Природы и человека», музея под открытым небом Торум Маа;

  3. Организовано посещение «Центра народных ремёсел»

  4. Составление календаря народных праздников ханты и манси.





Приложение

Праздники коренных народов Югры. Обрядовая деятельность - важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают посвященные различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся. В календаре ханты и манси, или как их раньше называли - обских угров, год состоит из четырех сезонов: лета (лун), осени (сус), зимы (таль) и весны (тови). Однако календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. Каждый месяц у северных народов обозначен природными изменениями и деятельностью человека в этот период, поэтому и носит соответствующее название. Например, ноябрь носит название Месяца застывания Оби, а февраль называется Месяцем ленивого орла. Это название основывается на поговорке «Ленивый орел - один день летает, другой день - нет», что значит то тепло, то холодно, один день длинный - другой коротки. Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день.

Вороний день. Исследовательский проект Национальные праздники Югры Чёрный ворон - мудрая и гордая птица. Живёт эта птица очень долго - 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко-далеко к болотам. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.

Исследовательский проект Национальные праздники Югры Исследовательский проект Национальные праздники Югры На вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне. В мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье. Один из священных ритуалов - обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений. Неотъемлемая часть праздника - обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать цветную ленточку на ветку берёзы. Одаривая берёзку( священное дерево) ханты и манси просят об исполнении желаний Бога Торума. Напоследок гостям предлагаются традиционные угощения - горячая уха, жареная рыба. Вороний день празднуется 7 апреля. Этот день в России, считается днём пробуждения природы.



























Праздник Трясогузки Исследовательский проект Национальные праздники Югры Трясогузка - это птичка-невеличка нашего края, размером с воробья. Бегая по земле, она беспрерывно потряхивает своим длинным хвостом, за что и получила такое прозвище. «Трясогузка - одна из самых распространенных птиц в Югре. Обитает она по берегам водоемов, и появляется именно ко времени ледокола. Вот и говорят в народе, будто «трясогузка хвостом лед разбивают». За то и кличут «ледоломкой»: «Трясогузка-ледоломка песенку поет нам звонко!»
Обрядами и культовыми танцами обские угры проводили весну. В Югре прошел традиционный праздник Трясогузки, сообщает ОТРК «Югра». Эту птицу кондинские манси считают священной, и верят, что своим хвостом она разбивает лед и приносит лето. Для древних народов Югры маленькая птичка трясогузка считается священной. К примеру, кондинские манси уже много веков верят, что своим маленьким хвостиком она разбивает лед, а на крылышках приносит в Югру лето. Прилета трясогузки в Югре особенно ждут дети, поэтому свой главный праздник лета кондинские манси отмечают в День защиты детей. Специально для этого приглашают актёров. По легенде, в своем клюве птица несёт стихи и загадки. Считается, что ярким это лето будет для тех, кто расскажет больше стихов и отгадает больше загадок о птицах. Иван Барбакадзе, житель г. Ханты-Мансийска: «Мне очень нравятся такие праздники. Мы развлекаемся, играем, стихи читаем, это очень прикольно». Раньше представители коренных народов Севера праздник Трясогузки отмечали только в кругу своих семей. 60 лет назад он стал окружным. В этом году только в Музее под открытым небом «Торум Маа» собралось почти пол тысячи югорчан. На праздник пригласили деятелей культуры из других регионов России. Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области: «Я на самом деле не знал о существовании такого праздника, хотя народная обрядовость у нас на южном Урале распространена и широко приветствуется. Праздник Трясогузки - это для меня впервые. И погода красивая, и люди светлые, так что замечательный праздник». Хотя популяция трясогузок в Югре неизвестна, организаторы праздника уверяют, что именно в этнопарке «Торум Маа» обитают и гнездятся трясогузки. Для тех, кому не посчастливилось встретить живую птицу, устроили мастер-класс. Всего за несколько минут гостей научили мастерить трясогузок из разноцветных лоскутков - на счастье.

Лосиный праздник

В прошлом у северных народов был также известен Лосиный праздник. По рассказам очевидцев, выглядел он так: все мужчины-охотники накануне уходили на охоту и добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево. Это был сугубо мужской праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки.

ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА

Исследовательский проект Национальные праздники ЮгрыИсследовательский проект Национальные праздники ЮгрыИсследовательский проект Национальные праздники ЮгрыИсследовательский проект Национальные праздники Югры

День оленевода - традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.
Гонки на оленьих упряжках - красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
Все эти виды соревнований - мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.
Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры - в жмурки, колечко, - имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).









ПРОВОДЫ ЛЕБЕДЯ

Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня "Ворна хатла" - "Вороньего дня", еще один праздник - Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы - лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом.
Вот что рассказал И.С. Посохов, пожилой человек, по национальности ханты о ритуале такого праздника Проводов Лебедя, свидетелем которого он был однажды осенью.
Накануне жители юрт договорились о времени выезда на праздник.
В день праздника подъехали к священному месту, и мужчины-охотники оповестили о своем приезде тремя залпами из охотничьих ружей. Попечитель святого места, услышав стрельбу, вышел на берег встречать нарядно одетых гостей. Приехавшие, причалив лодки к дощатому мостику, шли вереницей в деревню по тропе, выстланной ветками и сеном.
Затем женщины поджигали сложенные дрова, на доску у костра ставили съестное. Спиртным окропляли огонь, бросали по монетке в костер и после этого выстраивались в ряд и, посылая поклоны, нашептывали:
"Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей".
Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал, и начинали трапезу.
В стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили лебедя принять их подарки.
Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место было основано с незапамятных времен далекими предками.
Мужчины привели жертвенное животное, привязали его под кряжистый краснотал, а на другом дереве уже был сделан примитивный стол, под ним пропущены жерди между ветками дерева. Попечитель святого места расставил угощение, развязал узелки с подарками, каждую вещь, обволакивая дымом тлеющей чаги. развешивал на жерди. Присутствующие бросали на стол по монетке, вставали напротив стола, кланялись. Затем попечитель вывел животное и начинал водить его по ходу солнца.
- Ац! - раздавался призывный клич после каждого оборота - и семь раз эхо разносило этот клич...
В заключение праздника один из организаторов нанес на четырехгранной палочке количество людей от каждой семьи, чтобы потом разделить поровну расходы, связанные с обрядовым ритуалом, потом достал из котла кусок шеи, сердца и глаз принесенного в жертву животного, наколол их на отростки шеста, приставил его к столу, приделанному к дереву.
На этом праздник закончился.Исследовательский проект Национальные праздники Югры

Исследовательский проект Национальные праздники Югры

«Праздник Водяного царя - ВИТКУЛЯ» В календаре ханты и манси май - месяц нереста рыбы, месяц икры. После вскрытия рек отмечается праздник Водяного царя - Виткуля, почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем, который выливают в реку или озеро. Рукой, набрав воду, смачивают волосы на голове. Только после такого ритуала можно спускать лодки на воду.

Медвежий праздник

Исследовательский проект Национальные праздники Югры Нередко каждый из нас мог слышать такие выражения, как «Неуклюжий, как медведь», «Медведь косолапый», «Медведь на ухо наступил».

Но очень часто можно услышать про него и ласковое - «Медведь Батюшка», уважительное - «Михаил Потапыч», «Лесной старик», «Гость», «Старик Князь». У многих народов мира к медведю особое отношение. Ведь это красивое, ловкое животное.

Похожий на медведя представитель животного мира появился 5-6 миллионов лет назад. Считают, что медведи, в современном виде, появились на Земле два миллиона лет назад. Первым представителем считают этрусского медведя. А самым молодым - является белый медведь с родословной 200 000 лет.

В настоящее время этот род млекопитающих отряда хищных делится на 4 вида. Более известны людям бурый, гималайский, белогрудый или белый медведи. Рост у животного огромный от 1,2 метра до трех. Крупные экземпляры достигают весом до одной тонны. Мало кто из животных посмеет напасть на него. Соперником для этого вида может быть только человек.



По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Люди почитают его и даже справляют Медвежий праздник.



© 2010-2022