- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Староверова Е.В. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1 Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; • сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.; • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь); • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход) • е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек-замочка). • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); • безударные падежные окончания имён прилагательных; • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • раздельное написание частицы не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки; • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; • запятая при обращении в предложениях; • запятая между частями в сложном предложении. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает: Тематическое планирование по обучению грамоте:
- к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);
- к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 1.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 2.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 1.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 2.
Календарно - тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся
Дата
Примечание
Обучение письму
I четверть (45 ч.)
Добуквенный период (10 ч.)
1 Знакомство с прописью
1 - ориентироваться в учебной тетради, принимать учебную задачу, обводить предметы по контуру, называть предметы; - классифицировать предметы по группам; - моделировать слова при помощи схем; - выполнять слого - звуковой анализ; - писать наклонные линии и прямые, работать в паре.
01.09
ИКТ
2 Гигиенические правила письма.
1
02.09
ИКТ
3 Обведение по контуру. Гигиенические правила письма.
1
03.09
ИКТ
4 Рабочая строка. Письмо наклонных прямых с закруглением внизу.
1
04.09
ИКТ
5 Письмо наклонных прямых с закруглением внизу.
1
05.09
ИКТ
6 Письмо наклонных прямых с закруглением внизу.
1
08.09
ИКТ
7 Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и вверху.
1
09.09
ИКТ
8 -10 Письмо овалов больших и маленьких. Письмо коротких и длинных наклонных линий
3
10.09
11.09
12.09
ИКТ
Букварный период (35 ч.)
11-12 Строчная буква а. Заглавная буква А.
2 - принимать учебную задачу; - писать букву в соответствии с образцом .
15.09
16.09
ИКТ
13 -14 Строчная и заглавная буквы о,О. Закрепление изученного.
2 - принимать учебную задачу; -писать букву в соответствии с образцом; - называть элементы буквы.
17.09
18.09
ИКТ
15-16 Строчная буква и. Заглавная буква И.
2 - принимать учебную задачу; - писать буквы: и,ы, н,с,к, т. л, р,в в соответствии с образцами; - выполнять слого - звуковой анализ слов; - приводить примеры слов с данными звуками; - осваивать приёмы комментированного письма; - воспроизводить правила работы в группе; - повторить изученные буквы. - повторит изученные буквы; - устанавливать количество звуков в слове. - принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя; - правильно называть и записывать изученные буквы; - писать слоги , слова и предложения с изученными буквами; - выполнять слого - звуковой анализ слов; - обозначать начало и конец предложений; - толковать смысл пословиц; - списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.
19.09
22.09
ИКТ
17 - 18 Строчная буква ы. Буквы и,ы.
2
23.09
24.09
ИКТ
19 - 21 Строчная буква у .Заглавная буква У. Закрепление изученного
3
25.09
26.09
29.09
ИКТ
22 23 Строчная и заглавная буквы н, Н.
2
30.09
01.10
ИКТ
24 Строчная и заглавная буквы с, С.
1
02.10
ИКТ
25 Заглавная буква С..
1
03.10
ИКТ
26 Строчная буква к.
1
06.10
ИКТ
27 Заглавная буква К.
1
07.10
ИКТ
28 - 29 Строчная и заглавная буквы т, Т.
2
08.10
09.10
ИКТ
30 Закрепление изученного.
1
10.10
ИКТ
31 Строчная буква л.
1
13.10
ИКТ
32 Заглавная буква Л.
1
14.10
ИКТ
33 Входная диагностика.
1
15.10
34 Строчная буква р
1
16.10
ИКТ
35 Заглавная буква Р.
1
17.10
ИКТ
36 -38 Строчная буква в. Заглавная буква В. Закрепление пройденного.
3
20.10
21.10
22.10
ИКТ
39 - 40 Строчная буква е. Заглавная буква Е.
2
23.10
24.10
ИКТ
41 - 42 Строчная буква е. Заглавная буква Е.
2
27.10
28.10
ИКТ
43 - 44 Строчная буква п. Заглавная буква П.
2
29.10
30.10
ИКТ
45 Строчная и заглавная буквы м, М.
1
31.10
ИКТ
II четверть (35 ч.)
Букварный период (35 ч.)
46 - 47 Строчная и заглавная буквы м, М.
2 - выполнять слого - звуковой анализ слов; - приводить примеры слов с данными звуками; - осваивать приёмы комментированного письма; - воспроизводить правила работы в группе; - повторить изученные буквы. - повторит изученные буквы; - устанавливать количество звуков в слове. - принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя; - правильно называть и записывать изученные буквы; - писать слоги , слова и предложения с изученными буквами; - выполнять слого - звуковой анализ слов; - обозначать начало и конец предложений; - толковать смысл пословиц; - списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.
10.11
11.11
ИКТ
48 - 50 Строчная и заглавная буквы з, З.
3
12.11
13.11
14.11
ИКТ
51 - 54 Строчная и заглавная буквы б, Б.
4
17.11
18.11
19.11
20.11
ИКТ
55 -59 Строчная и заглавная буквы д, Д.
5
21.11
24.11
25.11
26.11
27.11
ИКТ
60 - 63 Строчная и заглавная буквы я.Я.
4
28.11
01.12
02.12
03.12
ИКТ
64 - 66 Строчная и заглавная буквы г,Г.
3
04.12
05.12
08.12
ИКТ
67 - 68 Строчная буква ч
2
09.12
10.12
ИКТ
69 Заглавная буква Ч.
1
11.12
ИКТ
70-72 Буква мягкий знак.
3 - принимать учебную задачу; - писать букву в соответствии с образцом, выполнять звуковой анализ слов с ь. -писать слова с ь.
12.12
15.12
16.12
ИКТ
73 Промежуточная диагностика.
1
17.12
74-76 Строчная буква ш. Заглавная буква Ш. Сочетание ши.
3 - принимать учебную задачу и выполнять её; -воспроизводить форму изучаемых букв; - писать грамотно слова с сочетаниями же, жи.
18.12
19.12
22.12
ИКТ
77-79 Строчная и заглавная буквы ж, Ж.
3
23.12
24.12
25.12
ИКТ
80 Написание слов с сочетаниями жи - ши.
1
26.12
ИКТ
III четверть (45 ч.)
Букварный период (31 ч.)
81-83 Строчная и заглавная буквы ё, Ё.
3 - принимать учебную задачу; - выполнять фонетический разбор слов; - писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием ; - подбирать проверочные слова к звукам в слабой позиции; - выполнять правила работы в группе.
12.01
13.01
14.01
ИКТ
84-85 Строчная и заглавная буквы й,Й.
2
15.01
16.01
ИКТ
86-87 Строчная и заглавная буквы х, Х.
2
19.01
20.01
ИКТ
88-89 Повторение изученных букв.
2
21.01
22.01
90-92 Строчная и заглавная буквы ю, Ю.
3
23.01
26.01
27.01
ИКТ
93-95 Строчная и заглавная буквы ц, Ц.
3
28.01
29.01
30.01
ИКТ
96-97 Строчная и заглавная буквы э, Э.
2
02.02
03.02
ИКТ
98-100 Строчная и заглавная буквы щ, Щ.
3
04.02
05.02
06.02
ИКТ
101-103 Строчная и заглавная буквы ф,Ф.
3
09.02
10.02
11.02
ИКТ
104-106 Разделительные ь и ъ.
3 - принимать и осуществлять решение учебной задачи; - воспроизводить форму изученных букв; - выполнять фонетический разбор слов с ъ и ь знаками; работать в группе.
12.02
13.02
16.02
ИКТ
107- 111 Повторение изученных букв. Комплексная диагностическая работа.
5
17.02
18.02
19.02
20.02
Русский язык (54 ч.)
Речь, текст, предложение, диалог (5 ч.)
112 Знакомство с учебником
1 - высказываться о значении языка и речи; - различать устную и письменную речь.
02.03
ИКТ
113 Язык и речь
1
03.03
ИКТ
114 Текст
1 - различать текст и предложение; -подбирать заголовок к тексту; - различать диалог.
04.03
ИКТ
115 Предложение.
1
05.03
ИКТ
116 Диалог.
1
06.03
ИКТ
Слово, слог, ударение (9 ч.)
117-119 Слово.
3 - определять количество слов в предложении; - различать слово и слог; -переносить слова по слогам; - различать ударные и безударные слоги.
10.03
11.03
12.03
ИКТ
120-121 Слово и слог.
2
13.03
16.03
ИКТ
122-124 Перенос слов.
3
17.3
18.03
19.03
ИКТ
125 Ударение (Общее представление)
1
20.03
ИКТ
IV четверть (40 ч.)
Слово, слог, ударение (1 ч.)
126 Ударение (Общее представление)
1 - определять количество слов в предложении; - различать слово и слог; -переносить слова по слогам; - различать ударные и безударные слоги.
01.04
ИКТ
Звуки и буквы (39 ч.)
127-128 Звуки и буквы.
2 - различать звуки и буквы; - различать гласные звуки; - соотносить количество букв и звуков; - оценивать свои результаты.
02.04
03.04
ИКТ
129-130 Русский алфавит или азбука.
2
06.04
07.04
ИКТ
131-133 Гласные звуки.
3
08.04
09.04
10.04
ИКТ
134-139 Ударные и безударные гласные звуки.
6
13.04
14.04
15.04
16.04
17.04
ИКТ
140-142 Согласные звуки.
3 - различать мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные; - соотносить количество букв и звуков в словах с ь; - обозначать мягкость согласного звука мягким знаком.
20.04
21.04
22.04
ИКТ
143-145 Твердые и мягкие согласные звуки.
3
23.04
24.04
27.04
ИКТ
146-147 Мягкий знак как показатель мягкости.
2
28.04
29.04
ИКТ
148 Итоговая комплексная диагностическая работа.
1
30.04
ИКТ
149-153 Согласные звонкие и глухие.
5
05.05
06.05
07.05
08.05
ИКТ
154-159 Шипящие согласные звуки.
6 - различать шипящие согласные в слове; - работать со страничкой для любознательных.
12.05
13.05
14.05
15.05
18.05
ИКТ
160-162 Заглавная буква в словах.
3 - писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.
19.05
20.05
ИКТ
163-165 Повторение. Сказочная страничка.
3 - создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о сказке.
21.05
22.05
ИКТ
Материально - техническое обеспечение
№ п/п
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания
1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)
К
2.
Стандарт начального образования по русскому языку.
Д
3.
Примерная программа начального образования по русскому языку.
Д
2. Печатные пособия
1.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
Д
2.
Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
Д
3.
Словари всех типов по русскому языку.
Ф+Д
4.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
Д
3. Экранно - звуковые пособия
1.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Д
2.
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку
Д
3.
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку
Д
4.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения
Д
4. Технические средства обучения (средства икт)
1.
Телевизор
Д
2.
Видеомагнитофон/ видеоплейер
Д
3.
CD / DVD-проигрыватели
Д
4.
Музыкальный центр
Д
5.
Мультимедийный компьютер
Д
6.
Принтер струйный цветной А4
Д
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д
-
демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К
-
полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф
-
комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
П
- комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
Литература
1. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. - М.: ВАКО, 2013.
2. КИМы. Русский язык: 1 класс/ Сост. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. - 2-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2014
3. Контрольные диктанты для 1 - 4 классов с правилами и объяснениями. - М.: ЛадКом., 2011.
4. Русский язык. 1-4 классы. Речевые уроки/ Э.И. Полякова. - Волгоград: Учитель, 2015.
5. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеоразоват. учреждений с приложением на электронном носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
6. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя/ Авт. - сост. Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева.- М.: Дрофа, 1999.
7. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. - М.: ВАКО, 2013.
8. Предметные олимпиады. 1 класс. Русский язык, математика, окружающий мир/ авт.-сост. Н.В.Осадчая, Н.А.Байрамова. - Волгоград: Учитель, 2014.
9. Проверочные работы по русскому языку. 1 класс/ Сост. Т.Н. Максимова. - М.: ВАКО, 2014
10. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей начального образования. - М., «Просвещение», 2011.
11. Узорова О.В. Большой сборник диктантов по русскому языку: с правилами и объяснениями всех тем курса начальной школы: 1 - 4 кл. / О.В. Узорова, А. Нефедова. - М.: Астрель, 2012.
12. Узорова О.В. Диктанты по русскому языку: 1 - 4-й кл. / Узорова О.В. - М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012.
13. Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: 1 - 4 -й кл. / О.В. Узорова, А. Нефедова. - М.: Астрель, 2012.
14. 350 правил и упражнений по русскому языку: 1 - 5 -й кл./ Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
15. 555 изложений, диктантов и текстов для контрольного списывания: с методическими рекомендациями, критериями оценки, словами для справок: 1- 4-й кл./ О.В. Узорова,
Е.А. Нефедова. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.
16. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-3-klass-shkola-rossii
17. uchportal.ru/load/50-1-0-29930
18. horewa-vera.ucoz.ru/index/rabochie_programmy/0-20
19. pedsovet.su/load/142-1-0-14790
20. musafirova.ucoz.ru/load/v_pomoshh_uchitelju/programmy_quot_shkola_rossii_quot/rabochaja_programma_po_russkomu_jazyku_dlja_3_klassa/8-1-0-63
21. uchmet.ru/library/material/137029/
Учитель Е.В. Староверова
1 На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч). 1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
1 Изучается во всех разделах курса.