- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по теме Употребление в речи прилагательных – синонимов и прилагательных – антонимов
Урок по теме Употребление в речи прилагательных – синонимов и прилагательных – антонимов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковальчук Л.Н. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Ковальчук Л.Н. | Дата: | Урок |
Тема урока: | Употребление в речи прилагательных - синонимов и прилагательных - антонимов. | |
Ссылка:(учебная программа, учебник, методическое пособие и т.д. ) | 1.Учебная программа по предметам образовательной области «Язык и литература» для 1-4 классов общеобразовательной школы. - Астана, 2013. | |
Цель: | Показать роль синонимов и антонимов в речи; обогащать лексический запас прилагательными с близким и противоположным значением; развивать речь учащихся при составлении предложений. | |
Задачи: | Закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном; обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи; расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов; развивать память; воспитывать интерес к русскому языку. | |
Критерии успеха: | Научатся подбирать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению, составлять предложения со словами-антонимами и словами - синонимами. Ориентироваться в разных способах выполнения задания. | |
Ключевые идеи: | Интеграция новых подходов в преподавании и обучении; создание образовательной среды, диалогическое обучение, оценивание для обучения и оценивание обучения, критическое мышление. | |
Задания: | Коллективные, индивидуальные, парные и групповые. | |
Ресурсы: | Учебник, карточки, нетбуки, ноутбук учителя, листы наблюдений, презентация к уроку, тест, Интернет . |
Ход урока
I. Вводный этап урока.
1. Создание коллаборативной среды. Приветствие. Стратегия «Обмен настроениями»
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)
Все наши результаты деятельности мы будем отображать в листе наблюдений (Приложение1.): красный - это я знаю, справился без ошибок и синий - есть проблемы, допустил ошибку, но смогу справиться, чёрный - тёмный лес, ничего не понятно, одному не справиться)
- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие в страну русского языка. Удачи вам и новых открытий!
Эпиграф нашего урока:
С русским языком можно творить чудеса,
нет ничего в нашей жизни и в нашем сознании,
что нельзя было бы передать русским словом.
Звучание музыки, блеск красок, силу света,
шум и тень садов…Нет таких звуков,
образов и мыслей, для которых не нашлось бы
в нашем языке точного выражения…
Многие русские слова сами по себе
излучают поэзию, подобно тому,
как драгоценные камни излучают
таинственный блеск.
К.Г.Паустовский
Сегодня у нас не просто урок, а урок - исследование
- Как вы думаете, что мы будем исследовать? (Слова)
2. Оформление тетрадей: дата, вид работы.
3. Минутка чистописания.
Д Т / / д т
Дт Тд
Добрый человек придёт - словно свет принесёт.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы? Найдите здесь имя прилагательное (добрый).
- Рассмотрим лексическое значение данного слова: «Добрый - это отзывчивый, душевно расположенный к людям, стремящийся делать добро другим» С.И. Ожегов
- Что вы знаете об имени прилагательном?
По мере ответов детей выстраивается кластер:
(Самостоятельная часть речи, вопросы какая, признак предмета, изменяются по родам и числам. Согласуются с существительными, склоняются по падежам, в предложении второстепенный член - определение). Самооценивание знаний об имени прилагательном.
- Рассмотрим морфологические признаки данного слова: добрый - прилаг., ед.ч., муж.рода
- А зачем нам нужны прилагательные? (уточняют существит, украшают нашу речь, делают более понятным предмет, показывая его форму, размер, цвет, состояние, чувства, настроение).
4. Словарная работа.
- Запишем слова под диктовку.
Апре'ль, ноя'брь, теа'тр, обезья'на, наюрмо'рт, инжене'р, молоко'.
Проверка (слайд ) Самооценивание.
5. Ввод в тему урока.
- Составьте и прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним).
- Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением, относящиеся к одной и той же части речи. Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.)
-Для чего нужны в русском языке слова-антонимы? (противопоставлять слова друг другу)
Оцените свои знания об антонимах (самооценивание)
- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
- Что такое синонимы? (Синонимы - это слова одной части речи, которые близки по смыслу, но разные по написанию. Синонимы составляют синонимический ряд)
- А как вы думаете, для чего используют синонимы в речи? (Речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов) Оцените свои знания о синонимах (самооценивание)
а
е
г
м
с
т
р
в
ё
й
с
ц
ю
ж
э
ч
ш
и
щ
у
э
ф
ц
и
й
ж
я
т
ы
ъ
н
т
щ
ф
ч
ш
у
ж
ц
ъ
ы
э
я
н
й
я
ф
ы
о
ъ
у
щ
о
э
ч
ш
ц
т
ю
ь
ч
н
т
ъ
э
ж
н
ф
ы
ш
я
щ
у
ц
ю
й
ф
у
и
ч
т
ы
и
ц
ш
э
ж
щ
я
ь
щ
м
я
ж
э
ф
т
ы
ъ
у
ч
ш
ц
й
м
-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (Употребление в речи прилагательных - синонимов и прилагательных - антонимов. )
II. Основной этап урока.
-
Наблюдение за взаимосвязью существительных и прилагательных.
Без какой части речи не могут употребляться имена прилагательные?
- Давайте подберем к прилагательному «добрый» имена существительные и составим словосочетания. (добрый человек, добрый поступок, добрая весть, добрая вещь, добрая душа ) Определим род и число прилагательных.
-
Работа в группах.
Объединение в две группы. Стратегия «Атомы и молекулы»
Участники группы разбредаются по кабинету (комнате) под негромкую «космическую» музыку (можно и без музыки). Ведущий: «Каждый из Вас одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете броуновское движение, встречаетесь с другими атомами и даже совершаете легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будите делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека
- Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой. [Учитель демонстрирует словарь]
- Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд )
- В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.
- Есть онлайн - словари.
- Сейчас задание такое: первой группе надо выйти в интернет и подобрать синонимы к слову ДОБРЫЙ, а вторая группа - подбирает антонимы к слову ДОБРЫЙ
synonymonline.ru/ (добрый, отзывчивый, благородный, добродушный)
antonymonline.ru/ (злой, плохой, худой, дурной, больной)
Работа над правилом на стр учебника.
Физминутка.
3. Работа в группах.
Вам дан текст. Прочитайте. (Слайд)
Сегодня день. Стоит погода. По небу плывут облака. Сеет дождик. Под ногами земля.
- Что вы можете сказать про данный текст? (Он серый, невзрачный, набросок простым карандашом) Чего в нём не хватает? (прилагательных)
Задание: Ввести в текст прилагательные, превратив "карандашный набросок" в "цветной рисунок", при помощи которых мы можем описать изменчивую погоду. (Отправляется слайд детям)
1-я группа должна вставить имена прилагательные, которые рисуют хорошую, солнечную, т.е. добрую погоду.
2-я группа должна вставить в текст имена прилагательные, которые рисуют плохую, недобрую погоду.
-
Сегодня _________ день. Стоит ___________ погода. Дует ____________ ветер. По небу плывут _________ облака. Сеет _________ дождик.
Сегодня солнечный погожий день. Стоит ясная погода. Дует лёгкий нежный ветер. По небу плывут лёгкие белые облака. Сеет тёплый дождик.
- Какое настроение возникает после прочтения текста? (весёлое, радостное, ясное)
- С помощью каких слов передается это настроение?
-
Сегодня ___________ день. Стоит ___________погода. Дует ____________ ветер. По небу плывут ______________ облака. Сеет ___________ дождик.
Сегодня пасмурный хмурый день. Стоит ненастная погода. Дует пронзительный холодный ветер По небу плывут тяжёлые чёрные облака. Сеет холодный дождик.
- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое, унылое)
- С помощью, каких слов передается это настроение?
каждом тексте - синонимы, а прилагательные по отношению ко 2 тексту - антонимы).
Самооценивание
4. Работа в парах с синонимами и антонимами.
Задание: - Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы. (Слайд высылается)
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше …безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,
Проверка. (слайд ) Взаимооценивание.
Устно. Задание: Подберите антонимы, учитывая многозначность слов.
Что такое многозначные слова? (Слова, у которых есть несколько лексических значений: два и более. Например: шишка у ели, набил шишку) Слайд
Оценивание: если верно - большой палец вверх, неверно - вниз.
Открытое окно -
Открытый человек -
Открытая вражда -
Мягкий свет -
Мягкий воск -
Мягкая зима -
Резкий звук -
Резкое слово -
Острая пила -
Острое зрение -
Задание: Выберите слова, близкие по смыслу к выделенным:
Студёный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый).
Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное)
Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный)
Проверка. (Слайд ) Взаимооценивание.
Устно
- Ребята, я буду читать ряды слов. Вы должны определить, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Синонимический ряд - хлопаем в ладоши, несинонимический ряда - топаем ногами.
-
Смелый, храбрый, мужественный.
-
Глупый, неумный, недалёкий.
-
Добрый, жадный, щедрый.
-
Вечный, бессмертный, временный.
-
Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
-
Самостоятельная работа.
Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 17)
Слово
Синоним
Антоним
знойный
быстрый
скрытный
древний
тяжёлый
пустой
Проверка и самооценивание.
7. Закрепление.
Задание: Выполните тест.
Отсылается тест. Выставляется оценка. Результат в лист наблюдений.
III. Заключительный этап урока
- Что такое синонимы и антонимы?
- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Рефлексия.
- Предлагаю обратиться к «Словарю настроений» и выбрать, какое у вас настроение в конце урока. Объясните свой выбор.
- Посмотрите на лист наблюдений: какого цвета у вас больше?
- Закончить наш урок я хочу одной притчей:
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:
- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: "Я принимаю радость в свою жизнь", но радости в моей жизни нет.
Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
Ложку, ответил юноша.
- Произнеси это пять раз
- Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз, она не станет твоей. Надо…
Что же надо? ( Надо протянуть руку и взять ложку.)
Напутствие: вот и вам сегодня надо "взять" полученные знания и применить их на практике. Совершить действие. Слово - одежда ваших мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли - добрыми и разумными.
Домашнее задание:
-
Правило на стр учебника.
-
Обязательное: стр упр
-
Творческое: придумать задания с антонимами - прилагательными и синонимами - прилагательными.
Приложение1.
Лист наблюдений за достижениями на уроке
Ф.И. ученика:
Этапы урока
Цветовое оценивание
Настроение в начале урока
Знания об имени прилагательном
Словарная работа
Мои знания об антонимах
Мои знания о синонимах
Работа в группе с онлайн - словарём
Работа в группе с текстом
Работа в парах с антонимами
Работа в парах с синонимами
Самостоятельная работа
Тест
Настроение в конце урока