Урок по теме Употребление в речи прилагательных – синонимов и прилагательных – антонимов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Ковальчук Л.Н. Дата: Урок
Тема урока: Употребление в речи прилагательных - синонимов и прилагательных - антонимов.
Ссылка:(учебная программа, учебник, методическое пособие и т.д. )

1.Учебная программа по предметам образовательной области «Язык и литература» для 1-4 классов общеобразовательной школы. - Астана, 2013.
2.Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. - Астана: Национальная академия образования
им. И. Алтынсарина, 2014
3.Учебник для 3 класса общеобразовательной школы «Русский язык» Алматы «Атамура» 2014

Цель:

Показать роль синонимов и антонимов в речи; обогащать лексический запас прилагательными с близким и противоположным значением; развивать речь учащихся при составлении предложений.

Задачи:

Закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном; обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи; расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов; развивать память; воспитывать интерес к русскому языку.

Критерии успеха:

Научатся подбирать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению, составлять предложения со словами-антонимами и словами - синонимами. Ориентироваться в разных способах выполнения задания.
Использовать приобретенные знания для представления результата. Осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе.

Ключевые идеи:

Интеграция новых подходов в преподавании и обучении; создание образовательной среды, диалогическое обучение, оценивание для обучения и оценивание обучения, критическое мышление.

Задания:

Коллективные, индивидуальные, парные и групповые.

Ресурсы:

Учебник, карточки, нетбуки, ноутбук учителя, листы наблюдений, презентация к уроку, тест, Интернет .

Ход урока

I. Вводный этап урока.

1. Создание коллаборативной среды. Приветствие. Стратегия «Обмен настроениями»

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)
Все наши результаты деятельности мы будем отображать в листе наблюдений (Приложение1.): красный - это я знаю, справился без ошибок и синий - есть проблемы, допустил ошибку, но смогу справиться, чёрный - тёмный лес, ничего не понятно, одному не справиться)

- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие в страну русского языка. Удачи вам и новых открытий!

Эпиграф нашего урока:

С русским языком можно творить чудеса,
нет ничего в нашей жизни и в нашем сознании,
что нельзя было бы передать русским словом.
Звучание музыки, блеск красок, силу света,
шум и тень садов…Нет таких звуков,
образов и мыслей, для которых не нашлось бы
в нашем языке точного выражения…
Многие русские слова сами по себе
излучают поэзию, подобно тому,
как драгоценные камни излучают
таинственный блеск.

К.Г.Паустовский

Сегодня у нас не просто урок, а урок - исследование
- Как вы думаете, что мы будем исследовать? (Слова)

2. Оформление тетрадей: дата, вид работы.

3. Минутка чистописания.

Д Т / / д т
Дт Тд

Добрый человек придёт - словно свет принесёт.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы? Найдите здесь имя прилагательное (добрый).
- Рассмотрим лексическое значение данного слова: «Добрый - это отзывчивый, душевно расположенный к людям, стремящийся делать добро другим» С.И. Ожегов
- Что вы знаете об имени прилагательном?

По мере ответов детей выстраивается кластер:

Урок по теме Употребление в речи прилагательных – синонимов и прилагательных – антонимов.(Самостоятельная часть речи, вопросы какая, признак предмета, изменяются по родам и числам. Согласуются с существительными, склоняются по падежам, в предложении второстепенный член - определение). Самооценивание знаний об имени прилагательном.

- Рассмотрим морфологические признаки данного слова: добрый - прилаг., ед.ч., муж.рода

- А зачем нам нужны прилагательные? (уточняют существит, украшают нашу речь, делают более понятным предмет, показывая его форму, размер, цвет, состояние, чувства, настроение).


4. Словарная работа.

- Запишем слова под диктовку.

Апре'ль, ноя'брь, теа'тр, обезья'на, наюрмо'рт, инжене'р, молоко'.

Проверка (слайд ) Самооценивание.

5. Ввод в тему урока.

- Составьте и прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним).
- Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением, относящиеся к одной и той же части речи. Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.)
-Для чего нужны в русском языке слова-антонимы? (противопоставлять слова друг другу)
Оцените свои знания об антонимах (самооценивание)

- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
- Что такое синонимы? (Синонимы - это слова одной части речи, которые близки по смыслу, но разные по написанию. Синонимы составляют синонимический ряд)
- А как вы думаете, для чего используют синонимы в речи? (Речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов) Оцените свои знания о синонимах (самооценивание)



а

е

г

м

с

т

р

в

ё

й

с

ц

ю

ж

э

ч

ш

и

щ

у

э

ф

ц

и

й

ж

я

т

ы

ъ

н

т

щ

ф

ч

ш

у

ж

ц

ъ

ы

э

я

н

й

я

ф

ы

о

ъ

у

щ

о

э

ч

ш

ц

т

ю

ь

ч

н

т

ъ

э

ж

н

ф

ы

ш

я

щ

у

ц

ю

й

ф

у

и

ч

т

ы

и

ц

ш

э

ж

щ

я

ь

щ

м

я

ж

э

ф

т

ы

ъ

у

ч

ш

ц

й

м

-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (Употребление в речи прилагательных - синонимов и прилагательных - антонимов. )

II. Основной этап урока.

  1. Наблюдение за взаимосвязью существительных и прилагательных.

Без какой части речи не могут употребляться имена прилагательные?

- Давайте подберем к прилагательному «добрый» имена существительные и составим словосочетания. (добрый человек, добрый поступок, добрая весть, добрая вещь, добрая душа ) Определим род и число прилагательных.

  1. Работа в группах.

Объединение в две группы. Стратегия «Атомы и молекулы»

Участники группы разбредаются по кабинету (комнате) под негромкую «космическую» музыку (можно и без музыки). Ведущий: «Каждый из Вас одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете броуновское движение, встречаетесь с другими атомами и даже совершаете легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будите делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека

- Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой. [Учитель демонстрирует словарь]
- Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд )
- В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.
- Есть онлайн - словари.

- Сейчас задание такое: первой группе надо выйти в интернет и подобрать синонимы к слову ДОБРЫЙ, а вторая группа - подбирает антонимы к слову ДОБРЫЙ

synonymonline.ru/ (добрый, отзывчивый, благородный, добродушный)

antonymonline.ru/ (злой, плохой, худой, дурной, больной)

Работа над правилом на стр учебника.

Физминутка.

3. Работа в группах.

Вам дан текст. Прочитайте. (Слайд)

Сегодня день. Стоит погода. По небу плывут облака. Сеет дождик. Под ногами земля.

- Что вы можете сказать про данный текст? (Он серый, невзрачный, набросок простым карандашом) Чего в нём не хватает? (прилагательных)

Задание: Ввести в текст прилагательные, превратив "карандашный набросок" в "цветной рисунок", при помощи которых мы можем описать изменчивую погоду. (Отправляется слайд детям)

1-я группа должна вставить имена прилагательные, которые рисуют хорошую, солнечную, т.е. добрую погоду.

2-я группа должна вставить в текст имена прилагательные, которые рисуют плохую, недобрую погоду.

  1. Сегодня _________ день. Стоит ___________ погода. Дует ____________ ветер. По небу плывут _________ облака. Сеет _________ дождик.

Сегодня солнечный погожий день. Стоит ясная погода. Дует лёгкий нежный ветер. По небу плывут лёгкие белые облака. Сеет тёплый дождик.

- Какое настроение возникает после прочтения текста? (весёлое, радостное, ясное)
- С помощью каких слов передается это настроение?

  1. Сегодня ___________ день. Стоит ___________погода. Дует ____________ ветер. По небу плывут ______________ облака. Сеет ___________ дождик.

Сегодня пасмурный хмурый день. Стоит ненастная погода. Дует пронзительный холодный ветер По небу плывут тяжёлые чёрные облака. Сеет холодный дождик.

- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое, унылое)

- С помощью, каких слов передается это настроение?

каждом тексте - синонимы, а прилагательные по отношению ко 2 тексту - антонимы).
Самооценивание

4. Работа в парах с синонимами и антонимами.

Задание: - Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы. (Слайд высылается)

слава лежит, а … бежит.
… дело лучше …безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка. (слайд ) Взаимооценивание.

Устно. Задание: Подберите антонимы, учитывая многозначность слов.
Что такое многозначные слова? (Слова, у которых есть несколько лексических значений: два и более. Например: шишка у ели, набил шишку) Слайд
Оценивание: если верно - большой палец вверх, неверно - вниз.

Открытое окно -
Открытый человек -
Открытая вражда -
Мягкий свет -
Мягкий воск -
Мягкая зима -
Резкий звук -
Резкое слово -
Острая пила -
Острое зрение -

Задание: Выберите слова, близкие по смыслу к выделенным:

Студёный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый).
Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное)
Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный)
Проверка. (Слайд ) Взаимооценивание.

Устно

- Ребята, я буду читать ряды слов. Вы должны определить, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Синонимический ряд - хлопаем в ладоши, несинонимический ряда - топаем ногами.

  1. Смелый, храбрый, мужественный.

  2. Глупый, неумный, недалёкий.

  3. Добрый, жадный, щедрый.

  4. Вечный, бессмертный, временный.

  5. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.



  1. Самостоятельная работа.

Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 17)

Слово

Синоним

Антоним

знойный

быстрый

скрытный

древний

тяжёлый

пустой

Проверка и самооценивание.

7. Закрепление.

Задание: Выполните тест.

Отсылается тест. Выставляется оценка. Результат в лист наблюдений.

III. Заключительный этап урока

- Что такое синонимы и антонимы?
- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

Рефлексия.
- Предлагаю обратиться к «Словарю настроений» и выбрать, какое у вас настроение в конце урока. Объясните свой выбор.
- Посмотрите на лист наблюдений: какого цвета у вас больше?

- Закончить наш урок я хочу одной притчей:
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:
- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: "Я принимаю радость в свою жизнь", но радости в моей жизни нет.
Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
Ложку, ответил юноша.
- Произнеси это пять раз
- Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз, она не станет твоей. Надо…
Что же надо? ( Надо протянуть руку и взять ложку.)
Напутствие: вот и вам сегодня надо "взять" полученные знания и применить их на практике. Совершить действие. Слово - одежда ваших мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли - добрыми и разумными.

Домашнее задание:

  1. Правило на стр учебника.

  2. Обязательное: стр упр

  3. Творческое: придумать задания с антонимами - прилагательными и синонимами - прилагательными.

Приложение1.

Лист наблюдений за достижениями на уроке

Ф.И. ученика:

Этапы урока

Цветовое оценивание

Настроение в начале урока

Знания об имени прилагательном

Словарная работа

Мои знания об антонимах

Мои знания о синонимах

Работа в группе с онлайн - словарём

Работа в группе с текстом

Работа в парах с антонимами

Работа в парах с синонимами

Самостоятельная работа

Тест

Настроение в конце урока



© 2010-2022