- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по ОРКСЭ. Тема: «Любовь к Родине и патриотизм многонационального народа России»
Конспект открытого урока по ОРКСЭ. Тема: «Любовь к Родине и патриотизм многонационального народа России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гульченко Е.Ю. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока по ОРКСЭ
Тема: Любовь к Родине и патриотизм многонационального народа России. Цель: воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Отечеству, к людям всех национальных и религиозных культур. Образовательные задачи: углубить и расширить понятие слова «Родина». Развитие познавательного интереса к различному образу жизни. Развивающие задачи: развитие внимания, воображения, памяти, мышления, логики. Развитие языковых, индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.
Воспитательные задачи: Повысить интерес к истории и культуре своей страны. Тип урока: комбинированный. Формы работы: фронтальная, парная. Оснащение урока: доска, компьютер, экран, проектор, книги.
Основные понятия: Отечество, Родина, Россия, патриот, государственная символы, патриот
Ход урока
-
Орг. Момент
Приветствие учителя.
Деление детей на пары и группы . Дети выбирают фишки соответствующего цвета - зеленые и желтые. Затем за парты по одному садятся «желтые», к ним подсаживаются «зеленые».
-
Сообщение темы урока.
На доске таблички со словами: патриотизм, народа, любовь, многонационального, Росии, к…
Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Дети составляют тему урока.
- Как вы думаете, какое слово пропущено в названии темы урока?
- Послушайте подсказку: стихотворение С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» (слайд 1)
- О чем говорит поэт в своем стихотворении?
- Давайте сформулируем тему нашего урока полностью.
Тема: Любовь к Родине и патриотизм многонационального народа России. (слайд 2)
Слово Родина пишется в разных случаях и с маленькой буквы, и с большой.
-
Актуализация знаний.
Когда мы говорим о родине, как о месте, где мы родились, тогда будем писать с маленькой буквы, а если мы под словом Родина подразумеваем всю нашу необъятную страну или нашу планету, то и напишем с большой буквы.
Работа в парах.
Вставьте слова «Родина», «родина» в пропущенные места. (слайд 3)
-
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское приволье,
Это … моя.
-
Моя … - (город, поселок) .
-
Планета Земля - это … всех жителей нашей планеты.
Дети записывают слова в пропуски и объясняют свои записи.
Вывод: Родина - это то место где мы родились и живём, это родной двор и дом. Родина нас объединяет. (слайд 4)
У нашей Родины, как и у любой другой страны есть свои символы. Послушай стихотворение и определите о каком символе государства идет речь в этом стихотворении? (слайд 5)
Везде орел, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди -
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…
(ответы детей)
(Слайд 6)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п. Часто является составной частью государственного флага. Герб Российской Федерации представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом. Над ним три короны: две малые и одна большая. В лапах орла - скипетр и держава. А на груди орла на красном щите - серебряный всадник Георгий Победоносец в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем дракона.
Свой герб есть и у каждого города России. Он является его отличительным знаком. Герб рассказывает о героическом прошлом города, о том, чем занимались его жители.
Гимн также является символом государства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН - главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.
Он исполняется в особых случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов-победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.
Звучит гимн РФ. Сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова.
- Садитесь, ребята. А какого ещё символа не хватает на экране? (ответы детей, деление класса на группы).
У вас на столах лежат полоски цветной бумаги. Соберите флаг Российской Федерации и прикрепите его на доску. Расскажите, что символизирует каждый цвет.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ - официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг России имеет три одинаковые горизонтальные полосы: верхняя полоса - белого цвета, средняя - синего, нижняя - красного.
Белый цвет означает благородство, синий - верность, честность, красный - отвагу.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств РФ за рубежом, судах плавающих в открытом море, а также во время спортивных состязаний в честь российского победителя.
- Ответьте мне на вопрос: кто такой гражданин и являетесь ли вы гражданами? ( слайд 7) Гражданин это человек, проживающий в определенной стране, обладающий правами и обязанностями. ( слайд 8) У каждого человека, проживающего в нашей стране, есть определенный набор прав и обязанностей, которые он должен выполнять обязательно, т.к. они прописаны в законах нашей страны. Но каждый человек по-разному понимает свой моральный долг перед своей страной. Давайте вспомним, что такое мораль. Моралью можно назвать совесть человека, это неписанные правила поведения в обществе или по-другому что такое хорошо и что такое плохо. Мораль - система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. Назовите синоним к слову нравственность
(Слайд 9) - Объясните значение слова ПАТРИОТ. Человек, который любит свою Родину и делает все, чтобы сохранить её красоту и богатство называют патриотом. Ребята, скажите, а кого бы вы могли назвать патриотом нашей страны. (почему людей, которых вы видите на слайде можно назвать патриотами своей страны?)
Ребята, посмотрите друг на друга, вспомните ваших друзей, соседей и вы увидите, что все мы не похожи друг на друга, все мы разные. (Слайд 10) В нашей стране проживают различные народы, назовите какие? Эти народы имеют свою культуру, традиции и обычаи, с которыми вы знакомились ранее на уроках. - Что между нами общего? (все мы - россияне, т.е. люди, проживающие в России), а что нас отличает? (история, культура, традиции обычаи) - Нужно ли нам знать культурные традиции других национальностей, проживающих в России? Зачем? Если мы будем знать и любить свою историю и культуру, то мы будем с уважением относится к культуре других народов.
Физкультминутка
(слайд 11)
Давайте сейчас встанем и поприветствуем друг друга на разных языках народов России. Работаем в парах: один здоровается, другой отвечает. Найдите себе пару. По хлопку пары меняются.
На экране: Якуты произносят: "Норуон норгуй" (привет). Хлопок
Татары произносят: "Исэнмесез" (Здоровы ли вы) Хлопок
Приветствие чувашей "Ыра кун" переводится как "добрый день" Хлопк Башкиры при встрече говорят "Хаумыгыгыз?" (здоровы ли вы?). Хлопок Калмыки спрашивают: "Ямаран Бяана?" (как дела) Хлопок Армяне приветствуют так: "Барев дзез" (добро вам)
- Спасибо, займите свои места.
Любовь каждого человека должна проявляться не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь - это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.
- Закрепление пройденного материала.
У ребят на столах конверты с посланием из прошлого. Послание зачитывается в группах. (Слайд 13)
- Как вы понимаете слова В. Шукшина «Будь человеком…?»
Высказывание ребят.
Д/з
Напишите ответ на это письмо из прошлого. Ответьте на два вопроса: в чем выражается патриотизм ваших сверстников? Приходилось ли вам защищать честь класса, школы. Что вы при этом чувствовали, испытывали?
-
Итог урока.
Рефлексия.
На доске оценочные листы(индивидуальные и групповые). Учитель просит сначала оценить работу групп и на их листе выставить им оценочный балл. Группы совещаются и ставят друг другу оценки. Учитель просит обосновать свой выбор.
Затем проводится индивидуальная самооценка. Учитель просит свой стикер прикрепить к листу соответствующего цвета (красный - 5, синий - 4, зеленый - 3, желтый - 2)