- Преподавателю
- Начальные классы
- Классныйчас на тему: Правильное питание
Классныйчас на тему: Правильное питание
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Томилина О.С. |
Дата | 10.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка классного часа (4 класс)
по теме: «Здоровое питание»
Автор методической разработки
учитель начальных классов
МАОУ СШ № 55 «Лингвист»
О.С.Томилина
Цели урока:
-
ознакомить с понятиями: "правильное питание", "полезные продукты", "меню", "аппетит", "витамины";
-
учить различать полезные и вкусные продукты;
-
познакомить с правилами правильного питания;
-
развивать внимание, память, мышление;
-
воспитывать культуру питания;
-
прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: выставка книг "О вкусной и здоровой пище", презентация "Здоровое питание" (прилагается к методической разработке), пословицы, поговорки, загадки, картинки с изображением продуктов питания, корзина с фруктами, корзина с «плохими продуктами» (чипсы, сухарики, кола, фанта и т.д.), магнитофон, ноутбук, диски.
Ход урока
1.Релаксация.
Положите голову на парту. Закройте глаза. Доверяйте своей интуиции, и смело смотрите в будущее. Вы всегда на правильной дороге, которая ведёт в счастливое настоящее и с каждым днём крепнет ваше здоровье. А сейчас вы откроете глаза, бодрые, отдохнувшие, получите новые знания легко и свободно. Учитесь, стремитесь к лучшему, идите вслед за радостью и удача станет вашей постоянной и приятной спутницей. - Тема нашего урока «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»
- Изучая эту тему, что мы должны к концу урока знать и уметь:
Знать:
А) Что такое правильное питание?
Б) Правила питания.
Уметь:
А) Выбирать полезные продукты.
-
Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни?
2.Сюжетно- ролевая игра « Мы идём в магазин».
Стучится в дверь почтальон Печкин.
П.Печкин: Я принёс письмо от Кроша.
« Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, сухарики, варенье и пепси - кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Крош.
-
Учитель: Ребята, верно ли Крош составил Меню? Сейчас мы пойдём в магазин и выберем продукты для него. (Первый и третий ряд покупатели. Второй ряд контролёры).
Покупатели складывают в корзины продукты питания.
Мы выбрали самые полезные продукты. А сейчас разложим остальные продукты на две тарелки: На жёлтую - полезные продукты, используемые достаточно часто, на красную - продукты, присутствующие на столе редко. (Работает второй ряд. Остальные контролёры).
2.Это интересно.
Учитель: Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребёнка регулярно. Основные группы витаминов: водорастворимые (С, В1, В2, В3) и жирорастворимые (А, Д, Е).
Итак, знакомьтесь - витамины. Они бывают очень разные, но функция у этих препаратов одна - помочь нормальной работе организма. Многие считают, что синтетические витамины бесполезны и толку от них гораздо меньше, чем в натуральных продуктах. Но на самом деле витаминные препараты для детей, выпускаемые медицинской промышленностью, по химическому составу и по биологической активности полностью соответствуют полезным элементам, которые содержатся в пище (овощах, фруктах, ягодах и пр.)
Ведь витамины не создают из воздуха, их получают из природного сырья за счет синтеза микроорганизмами ( например витамин Р выделяют из черноплодной рябины, кожуры цитрусовых и пр.). Кстати, витамин С, который получают из природного сахара - глюкозы в таблетках, сохраняется гораздо лучше, нежели в зимних овощах и фруктах, а также варёных, тушёных, жареных и консервированных продуктах. Но это не значит, что натуральную пищу есть не нужно, напротив, витаминами, которые дарит нам природа, пренебрегать не стоит. Лучше всего, если ребёнок будет получать витаминчики с фруктами, овощами и ягодами, а при необходимости подкреплять организм синтетическими витаминами для детей.
Краткая характеристика витаминов.
1 ученик. Витамин А- это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранять зрение.
Витамин А - сложное органическое соединение, хорошо растворимое в жирах. Этот витамин крайне важен для нормализации обменных процессов в коже и внутренних оболочках дыхательной, кишечной и мочевыводящей систем. Он участвует в образовании зрительных пигментов, повышает сопротивляемость организма.
Потребность в нем у детей от рождения до года составляет 400 мкг в сутки, а в дальнейшем возрастает: от года до 3 лет - 450 мкг, от 4 до 6 лет - 500 мкг.
Наиболее содержание витамина А. в сливочном масле, сыре, яйце, печени, моркови, цитрусовых. В некоторых растительных продуктах содержится каротин, который в организме превращается в витамин А. . К таким продуктам относятся петрушка, шпинат, весенняя зелень, дыня, помидоры, спаржа, капуста брокколи, абрикосы.
2 ученик. Витамин С. - аскорбиновая кислота - повышает сопротивляемость организма простудными заболеваниями, способствует росту зубов и костей, укрепляет кровеносные сосуды, играет важную роль в клеточном обмене.
Недостаточность витамина проявляется в воспалении дёсен, повышенной ломкости и кровоточивости сосудов. Источниками аскорбиновой кислоты являются многие продукты. К ним относится красный (как сладкий, так и горький), зелёный лук, все виды капусты, зелёный горошек, баклажаны, кабачки, картофель, огурцы, морковь, редька, помидоры, шпинат, щавель, красная и чёрная смородина, крыжовник, клюква, брусника, яблоки, лимоны, мандарины, персики.
При обработке овощей и фруктов витамин С. сравнительно быстро разрушается, поэтому вам нужно знать правильные приёмы кулинарной обработки пищи. Витамин С. легко растворяется в воде, по отношению к кислороду воздуха и нагреванию малоустойчив. Следовательно, при кулинарной обработке продукты, богатые витамином С., не следует оставлять на воздухе очищенными или разрезанными, а также не рекомендуется длительно замачивать их в воде. Овощи ложатся в кипящую воду только после очистки и разрезания, и варить их до готовности с закрытой крышкой, максимально сокращая тёплой обработки.
Во саду ли, в огороде
Вы меня всегда найдете.
А кто летом в лес пойдет,
Тот нас в корзине принесёт!
3 ученик. Витамин Д. нужен в большом количестве для роста организма, в особенности зубов и костей. Его наличие способствует усвоению организмом кальция и фосфора, которые попадают в кровь и затем откладываются в растущих костях.
Недостаток Витамина Д. вызывает заболевание, называемое рахитом. Оно проявляется размягчением и деформацией костей, плохими зубами, ослабленными мускулами и связками. Вырабатывается Витамин Д. в организме под воздействием солнечных лучей и в период интенсивного роста должны получать этот витамин дополнительно. Он содержится в молоке, яйцах, сливочном масле, рыбьем жире, печени трески, жирных сортах рыбы, свежей зелени. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.
Работа по вопросам.
- Какой витамин содержится в моркови и для чего она полезна?
- Какие продукты необходимы для роста и делают кости крепкими?
- В каких продуктах содержится витамин С и для чего он нужен?
3.Отгадывание загадок.
Щеки розовы
Нос белый,
В темноте сижу день белый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)
Маленький, горький,
Луку брат. (Чеснок)
Вверху зелено.
Внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
Латка на латке, а игла не была. (Капуста)
Без счёту одёжек и все без застёжек. (Лук)
Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец)
Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картошка)
Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. ( Арбуз)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
Красна, девица сидит в теплице, а коса на улице. (Морковь)
Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.
На солнце почернела я и вот теперь я спелая. (Вишня).
4. Физкультминутка.
Я с горы на лыжах еду,
Мишка кубарем летит.
Прибежали мы к обеду
И пришёл к нам Аппетит.
Вместе с ним за стол мы сели,
С Аппетитом всё мы съели.
Приходи к нам, Аппетит!
Наша мама говорит,
Что хороший Аппетит
Никому не повредит.
5. Игра « Какие овощи выросли в огороде».
Дети перечисляют известные им овощи. Побеждает тот, кто назвал больше.
6. Стихотворение Натальи Кончаловской « Про овощи ».
Жил один садовод, Он развёл огород, Приготовил старательно грядки Он принёс чемодан Полный разных семян Но смешались они в беспорядке Наступила весна И взошли семена, Садовод любовался на всходы, Утром их поливал, На ночь их укрывал На ночь их укрывал И берег от прохладной погоды. Но когда садовод Нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали, Никогда и нигде, Ни в земле, ни в воде, Мы таких овощей не встречали. Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, засеянных густо, Огорбузы росли, Помидыни росли, Редисвёкла, чеснок, и репуста.
- Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбуз, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста.
7. Составьте зимнее меню.
- Что такое меню? (меню- подбор кушаний, а также листок с их перечнем)
1 ряд- завтрак;
2 ряд- обед;
3 ряд- ужин.
- Защитите меню.
Проблемная ситуация.
- Подумайте в парах, можно ли приготовить обед из трёх блюд, если у вас есть только свёкла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника. (борщ, картофельное пюре с фасолью и напиток из шиповника).
Формулировка правил питания.
- Вспомните все известные вам правила питания. Посовещайтесь в парах друг с другом, обсудите ваши предложения.
8.Составление коллективной памятки "Золотые правила питания"
1. Перед едой всегда тщательно мойте руки.
2. Главное - не переедайте.
3. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и
соответствует потребностям организма.
4. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
5. Не разговаривайте и не читайте во время еды, Это мешает хорошему пережёвыванию пищи.
6. Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений, мысленно поблагодарив всех, кто
принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
7. Никогда не забывайте о правилах культурного поведения за столом.
Самооценка.
- Справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока?
- Узнали, что такое правильное питание и правила питания? Как вы это усвоили: хорошо, не очень хорошо, плохо, сделайте отметку на шкале самооценки "знаю".
- Сумеете выбрать для себя полезные продукты? Если сумеете, то отметьте на шкале самооценки "умею".
Рефлексия.
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- Какое задание было самым трудным?
9. Домашнее задание (по выбору)
-
Подобрать пословицы и поговорки о правильном питании, здоровой пище.
-
Составить меню на день для своей семьи.
-
Подготовить сообщение на тему "Правильное питание".
10.Итог занятия. Экскурсия в поликлинику. Доктор Айболит даёт советы.
-
При простуде надо пить чай с малиной.
-
От насморка полезен свекольный сок.
-
При кашле пьют настой редьки на меду.
-
От головной боли помогает избавиться капустный лист.
-
Не заболеть гриппом помогают лук и чеснок.
7