Интегрированный урок окр. мир+русский язык по темам

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (русский язык + природоведение) по теме "Закрепление знаний об именах прилагательных. Жизнь древних славян (закрепление)"

(4-й класс)

Тимофеева О.Т. учитель начальных классов

Интегрированный урок окр. мир+русский язык по темамИнтегрированный урок окр. мир+русский язык по темамИнтегрированный урок окр. мир+русский язык по темамИнтегрированный урок окр. мир+русский язык по темамИнтегрированный урок окр. мир+русский язык по темамИнтегрированный урок окр. мир+русский язык по темамИнтегрированный урок окр. мир+русский язык по темамЦель: Обобщить знания по изученным темам

Задачи: 1. Закрепить знания об именах прилагательных, расширить знания о жизни наших предков-славян;

2. Развивать умения в определении числа, рода, падежа прилагательных, знания о значении прилагательных в нашей речи и его роли в предложении; развивать речь учащихся;

3. Воспитывать интерес к истории своей Родины.

Зрительный ряд: презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент

1.Долгожданный дан звонок

Значит, начался урок

2.Психологический тренинг (протяните друг другу руки, пожмите их и пожелайте удачи, уверенности на уроке)

2. Введение в тему урока:

- Каким вы хотите, чтобы был наш урок?

- Слова, какой части речи вы сейчас назвали?
- Так вот на уроке русского языка мы вспомним и обобщим все наши знания об этой части речи.

- На доске написаны слова, вставьте пропущенные орфограммы.

Грус_ный-

Сла_кая-

М_л_дые-

-Подберите к этим словам антонимы( весёлый, горькая, старые)

-К слову старые подберите синоним (древние)

Слово «древние» является ключевым словом в теме нашего урока по окружающему миру. Тема: Жизнь древних славян. На этом уроке мы узнаем больше о жизни наших предков.

3. Работа по темам урока.

а) - Посмотрите на карту и ответьте на вопросы: (слайд 2)

- Какие большие племенные объединения были у славян?

-Какое из племён занимало наибольшее пространство?

- Предками, каких народов стали восточные славяне?

б) - Ну, а сейчас вспомним, как выглядело жилище древних славян (слайд 3).
Перед вами тексты, в которых идет описание жилища славян, воспроизведите, как вы запомнили описание славянского жилья, данного в учебнике.
Задание: вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.
Убранство дома было… .Жилище заставлено … лавками. …печь была без трубы. Дым выходил наружу через … и … окошки. От холода их прикрывали досками, соломой, … ветками. Входом служила … дверь. Горшки и сковородки были ……… .

- Проверка. Какую роль выполняет имя прилагательное в русском языке? Для чего они нужны? (они помогают точно описать предмет, делают нашу речь более точной, выразительной).
В) Жизнь древних славян полностью зависела от природы. По мнению славян, кто повелевал явлениями природы? (слайд 4) Назовите богов, которым поклонялись древние славяне. Спишите предложение.(1 ученик работает у доски) Подчеркните главные члены предложения и определите части речи.

-Каким членом предложения является имя прилагательное?

Г) Чтобы боги были добрее к людям, славяне в их честь устраивали праздники.

- А теперь послушайте текст и скажите, о каком славянском празднике идет речь? (читаю)
Это самый большой и весёлый праздник, проходивший летом. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры- славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали венки в воду, с песнями входили в речку и купались.
( Иванов день или Иван Купала) Посмотрите как отмечали этот праздник древние славяне и составьте 2 словосочетания по картинкам (слайд 5)

Проверка. С какой частью речи имя прилагательное согласуется?


д)- один из праздников древних славян дошел и до наших дней (слайд 6,7,8). Это праздник- масленица (седмица сырная). Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года.

Масленица празднуется целую неделю . На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча Масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Заканчивается Сырная седмица прощеным воскресеньем, когда верующие просят друг у друга прощения. Поэтому масленичной традицией считается посещение родственников, друзей - чтобы попросить прощения за возможные нанесенные обиды, примириться. А потом без обид и с миром вступить в Великий пост. Физминутка.

Древние славяне любили отмечать этот праздник, с удовольствием играли в различные игры. С одной игрой, в которую играли наши предки, я вас сейчас познакомлю. Игра называется «Колодец». Для этого нужно встать парами в проход между рядами, взяться за руки и поднять их вверх. И как вода в колодце льётся, так и вы парами друг за другом должны убегать в конец строя. Скажите, а играем ли мы во что-то похожее? Как называется наша игра? Так же как и игра дошла до наших времён, так и праздник Масленица мы тоже празднуем и в нашей школе.

Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно "на горке" - на какой-нибудь возвышенности.

Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.

А главным угощением на Масленице считается блин. На что похож блин? Составьте словосочетания со словом «блин» Просклоняйте это прилагательное (1 ученик на доске). Проверка.

Е) Если явлениями природы повелевали боги, так славяне объясняли жару, наводнения, то объяснить другие события, которые происходили в быту, они не могли, поэтому и выдумывали фантастические божества. Об одном нам расскажет…………………(слайд 9).

Ж) А о другом фантастическом божестве вы узнаете сами (слайд 10).Прочтите текст. Что вы узнали о нём? Выпишите словосочетания с именем прилагательным. Комментированное письмо. Определите падеж имён прилагательных.

4. Подведение итогов урока по окружающему миру.
- А теперь подведем итоги по теме « ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН» Предлагаю выполнить небольшой тест.
( раздаются листы с тестом)

Самопроверка. Самооценка (слайд 11-12).

5. Подведение итогов по русскому языку.
- Ну, а теперь обобщим все. Что мы знаем об имени прилагательном. (слайд 13) Посмотрите на план в вопросах и подготовьте рассказ:
1. Что это?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. С какой частью речи согласуется?
5. Как изменяется?
6. Каким членом предложения является?
7. Как можно определить падеж имён прилагательных?


-Урок окончен, выставляются оценки.

6. Домашнее задание: Напишите мини-сочинения по плану (карточки)


© 2010-2022