Рабочая программа по математике 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по математике 3 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  2. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 г. Москва )

  3. Постановления главного государственного санитарного врача № 189 от 29.12.2010 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России от 03.03.2011 г.;

  4. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ. № 373 от 06.10.2009г.

  5. Основной общеобразовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово Зианчуринского района РБ;

  6. Примерной программы по окружающему миру, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  7. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования от 31.03.2014 г. № 253;

  8. Авторской программы «Окружающий мир», 3 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  9. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

  10. Устав МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово утвержденный постановлением Главы Администрации №1232 от 06.10.11 г.

  11. Учебного плана МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово, утвержденного приказом № 108 от « 26 » августа 2015 г.

  12. Положение «О рабочей программе» МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово приказ № 88 от 13.08.2015 г.



Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Задачи курса:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

- формирование ценностного отношения к своему здоровью и понимания важности оздоровительного влияния природы на человека. В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Общая характеристика предмета учебного плана общеобразовательного учреждения


Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность. Идеал, что позволяет представить такое явление, как мир. Системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Постепенно с позиций культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимосвязи:
  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана общеобразовательного учреждения Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Место данного предмета в учебном плане общеобразовательного учреждения

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.

Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Результаты изучения предмета учебного плана общеобразовательного учреждения (личностные, метапредметные, предметные) Программа обеспечивает достижение третьеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование следующих умений: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: -самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - учиться планировать учебную деятельность на уроке; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные универсальные учебные действия: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные универсальные учебные действия: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; -договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); -учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Предметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных умений. Часть 1. «Обитатели Земли» Первая линия развития «Умение объяснять мир»: - приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии; - приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; - объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; - приводить примеры живых организмов разных «профессий»; - перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»: - доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. Часть 2. «Моё Отечество» Первая линия развития «Умение объяснять мир»: - узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; - отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; - объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; - по году определять век, место события в прошлом; - отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России; - узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»: - учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Основное содержание предмета учебного плана общеобразовательного учреждения

Наименование раздела

По программе

По рабочей программе

Раздел 1 «Обитатели Земли»

34

34

Вещество и энергия

4

4

Оболочка планеты, охваченная жизнью

5

6

Экологическая система

9

9

Живые участники круговорота веществ

12

12

Повторение пройденного материала

2

3

Резервные часы

3

1

Раздел 2 «Мое Отечество»

34

34

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

4

4

Времена Древней Руси 9-13 в.

6

6

Времена Московского государства. 14-17века.

4

4

Времена Российской империи. 18-нач.20века

5

5

Времена Советской России и СССР. 1917- 1991 годы.

4

5

Современная Россия

6

6

Повторение пройденного материала

4

4

Резервные часы

2

1

68

68



Курс имеет ярко выраженный интегративный характер и соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета) Личностные результаты -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Метапредметные результаты Регулятивные: - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: - осуществлять запись об окружающем мире; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. Коммуникативные: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные результаты

  • различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);

  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

  • группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)

  • назвать признаки отличающие домашних животных от диких;

  • сравнивать характерные для животных способы питания;

  • характеризовать роль грибов в жизни человека;

  • ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;

  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;

  • наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • учиться работать со справочной литературой

  • определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;

  • понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;

  • характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

  • отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

  • называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

  • называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

  • иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;

  • иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

  • знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

  • знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

  • рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

  • знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

  • названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

  • принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.

  • название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

  • использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;

  • называть своих ближайших родственников;

  • знать профессии взрослых и важность каждой профессии;

  • описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

Обучающиеся получат возможность научиться:
  • знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

  • называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);

  • узнать правила безопасного поведения в природе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ В 3 Б КЛАССЕ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ


Дата

Вид работы

Темы


1

четверть


Проверочная работа

№ 1

Вещество и энергия


Контрольная работа

№ 1

Живая оболочка планеты

2

четверть


Проверочная работа

№ 2

Экологическая система живой оболочки Земли


Проверочная работа

№ 3

Живые участники круговорота веществ

3

четверть


Контрольная работа

№ 2

Обитатели Земли


Проверочная работа

№ 4

Твои родные и твоя Родина в потоке времени


Контрольная работа

№ 3

Времена Древней Руси

4

четверть


Проверочная работа

№ 5

Времена Российской Империи


Проверочная работа

№ 6

Времена Советской России и СССР


Контрольная работа

№ 4

Моё Отечество

Итого


Проверочные работы

Контрольные работы

6

4






























Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки Ошибки. • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; •отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; •ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты.

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («неудовлетворительно») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Тест Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

Тематическое планирование

№ п.п.

Тема урока

Дата

план.

Дата

факт.

Основные виды учебной деятельности учащихся

На необходимом уровне

На программном уровне

Часть 1 «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ»

Вещество и энергия (4 ч.)

1

Тела и вещества. Формирование умения приводить примеры веществ.

05.09

- приводить примеры веществ;

- сравнивать, различать и характеризовать твердые тела, жидкости, газы.

2

Формирование умения сравнивать, различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы

07.09

3

Знакомство с понятием энергия. Проверочная работа № 1.

12.09

- приведение примеров движения под действием энергии;

4

Превращение энергии.

14.09

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч.)

5

Формирование умения характеризовать место обитания живых организмов. Проверочная работа № 2.

19.09

- характеризовать место обитания живых организмов;

6

Формирование умения характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

21.09

- характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого;

7

Знакомство с живыми участниками круговорота веществ.

26.09

- характеризовать условия, необходимые для жизни растений;

- рассказывать о роли растений в природе и жизни людей;

- характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных;

- рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности);

- рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

8

Обмен веществ в организме. Проверочная работа № 3.

28.09

9

Определение роли Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов. Проверочная работа № 4.

03.10

10

Контрольная работа №1.

05.10

- применение полученных знаний и умений в жизни;

Экологическая система (9 ч.) Повторение (1 ч.)

11

Формирование умения характеризовать экосистемы и природные сообщества.

10.10

- характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

- характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);

- характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности);

- сравнивать и различать деревья, кустарники и травы;

- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности);

- характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы;

- рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы;

- характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме;

- исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения;

12

Почва - важнейшая часть экосистемы. Пр. раб. «Почва. Свойства почвы».

17.10

13

Знакомство с экосистемой озера. Проверочная работа № 5.

19.10

14

Знакомство с экосистемой болота.

24.10

15

Знакомство с экосистемой луга.

26.10

16

Формирование умения сравнивать и различать деревья, кустарники, травы. Проверочная работа № 6

31.10

17

Потребители разрушители экосистемы леса. Пр. раб. «Помоги птицам в лесу, парке и селе».

09.11

18

Знакомство с экосистемой поля. Практическая работа № 7.

14.11

19

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа № 8.

18.11

20

Повторение. Экскурсия в музей «Обитатели озера, луга, леса родного края».

21.11

Живые участники круговорота веществ (12 ч.) Повторение (2 ч.)

20

Формирование умения характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Пр. раб. « Как растут растения». Опыт «Испарение воды листьями».

25.11

- характеризовать условия, необходимые для жизни растений;

- рассказывать о роли растений в природе и жизни людей;

- определять части цветкового растения;

- приводить примеры хвойных и цветковых растений., выделять их отличия (на примере своей местности);

- сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения;

- выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа).

21

Формирование умения характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Проверочная работа № 9.

28.11

- характеризовать условия, необходимые для жизни животных;

- характеризовать роль животных в природе и жизни людей;

- описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности);

- сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности);

- перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными;

- сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей;

- сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона обсуждать полученные сведения;

- проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»);

22

Формирование умения характеризовать роль животных в природе жизни людей.

23

Знакомство с отрядом рыбы. Земноводные. Проверочная работа № 10

24

Знакомство с отрядом пресмыкающиеся.

25

Знакомство с отрядом птицы. Проверочная работа № 11

26

Знакомство с отрядом звери.

27

Осторожно : животные. Проверочная работа № 12.

28

Формирование умения различать съедобные и ядовитые грибы.

- рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей;

- различать и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности);

29

Роль грибов в природе и жизни растений. Проверочная работа № 13.

30

Экскурсия«Многообразие растений и животных родного края»

- приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально- эстетического характера;

- оценивать влияние современного человека на природу;

- оценивать свою личную роль в охране природы;

- приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей от природы;

- участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы;

- характеризовать работу людей по сохранению природы;

- подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края);

31

Формирование умения оценивать влияние современного человека на природу, свою личную роль в охране природы. Проверочная работа № 14.

32

Повторение. Подготовка к контрольной работе. Проверочная работа № 15.

33

Контрольная работа № 2.

Часть 2 «МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

34

Введение. Отправляемся в путешествие.

Твои родные и твоя родина (4 ч.)

35

Живая связь времен. Пр. раб «Моя родословная»

Практическая работа

- составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях,

- объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество»;

- находить на ленте времени века, годы, точку отсчета (эру);

- находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники);

Практическая работа

а также о судьбе представителей разных поколений;

- соотносить годы с конкретными веками;

- преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка;

- обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края;

36

Формирование умения находить на ленте времени века, годы, точку отсчета (эру) (практич. раб.)

37

Формирование умения объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество». Проверочная работа № 1.

38

История - наука о прошлом человечества. Проверочная работа № 2.

Времена Древней Руси (6 ч.), Московского государства (4 ч.), Российской империи (5 ч.), Советской России и СССР (5 ч.) Повторение (2 ч.)

39-40

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

- размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий,

- находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт- Петербург, города России, места известных исторических событий;

- отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени,

- оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда;

- описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города(села),городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции;

- собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры; принять посильное участие в их охране (П);

- обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах,родной страны, полученными из разных источников информации, и бесед со старшими родственниками;

- участвовать в обсуждениях , моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания;

- находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и др.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники);

а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры;

а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях;

- оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать свое обоснованное отношение к этим событиям и поступкам;

Практическая работа

- изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным);

- создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок - защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков », «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом»;

- о традициях и порядках

- высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом;

- преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устно или письменного текста, рисунка;

- выполнять в группе задания по осмыслению и оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его );

41

Знакомство с городами Древней Руси. Памятники культуры. Пр. раб с картой.

42

За землю Русскую!

43

«Слово о погибели русской земли». Пр. раб. с картой. Провер. раб. № 3.

44

От Древней Руси к единой России. Пров. раб. № 4.

45

Знакомство с землей и людьми Московского государства. Пр. раб. с картой.

46

Знакомство с Москвой Златоглавой. Памятники культуры.

47

Начало смутного времени. Народное ополчение.

48

Окончание смутного времени.

49

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

50

Повторение. Контрольная работа № 1.

51

Знакомство с «отцом Отечества» Петром Великим.

52

Власть и народ в Российской империи.

53

Знакомство с великим ученым, изобретателем, поэтом М.В. Ломоносовым. Золотой век русской культуры.

54

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

55

Знакомство с императором- освободителем Александром вторым. Отмена крепостного права.

Пров. раб № 5

56

Россия в начале 20 века. Революция 1917 года. Образование СССР.

57

Времена Советской России.

58

Великая Отечественная Война 1941-1945 г.г. Пров. раб.№ 6.

59

«Мой предок - защитник Родины в годы Великой Отечественной войны» (доклады учащихся)

60

Характеристика государства СССР после Великой Отечественной войны. Пров. раб. № 7.

Современная Россия (6 ч.) Повторение (2 ч.)

61

Знакомство с символами России. Практ. раб. с картой

- объяснять значение понятий «государство», «демократия»,

- узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран ;

- описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона,

Практическая работа

- демонстрировать свое уважение (вставать) при прослушивании гимна России;

- участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества , соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания;

Практическая работа

- изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.;

- подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация) о культурном богатстве одного или нескольких народов России;

- создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации;

- участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников;

- описывать свои эмоции от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников;

- находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники);

- применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни;

а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан;

- объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз);

- а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации;

- участвовать в коллективном исполнении гимна России;

- высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом;

- активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать свое мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками;

- самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников;

- описывать свои чувства, личные впечатления от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников;

- преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать вое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка;

- выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его );

- обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны;

62

Знакомство с понятием «демократия». Практ. раб. «Составляем рассказ о России».

63

Знакомство с органами власти государства. Конституция России.

64

Знакомство с народами России. Практ. раб. «Рассказываем о народах нашей страны».

65

Россия - наш общий дом. Практ. раб. с картой.

66

Повторение. Подготовка к контрольной работе.





67

Повторение. Контрольная работа № 2.

68

Мы гордимся своей страной (доклады учащихся)

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс: учебник. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли». 3 класс. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
  3. Вахрушев А.А., Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Тырин С.В. Окружающий мир. Моё Отечество: учебник для 3 класса. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
  4. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова О.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружаю щий мир. Моё Отечество». 3 класс. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Ноутбук;

  2. Таблицы и плакаты «Строение человека», «Природные зоны», «История России»;

  3. Исторические и географические карты;

  4. Термометры для измерения температуры воздуха, воды;

  5. Лупа;

  6. Компас;

  7. Микроскоп;

  8. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения :для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.;

  9. Предметы ухода за растениями;

  10. Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта;

  11. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения;

  12. Проектор;

  13. Экран.

Натуральные объекты:

  1. Коллекции плодов и семян растений

  2. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

  3. Живые объекты (комнатные растения).

Список литературы с указанием перечня учебно -методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов
  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс: учебник. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли». 3 класс. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
  3. Вахрушев А.А., Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Тырин С.В. Окружающий мир. Моё Отечество: учебник для 3 класса. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
  4. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова О.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружаю щий мир. Моё Отечество». 3 класс. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.

Интернет - ресурсы:

  1. school2100.ru

  2. school-collection.edu.ru

  3. vneuroka.ru

  4. km.ru/ed

33


© 2010-2022