Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


  1. Нормативные документы

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом N 273-«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на основании авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», для общеобразовательной школы, утверждённой МО РФ (Москва, «Просвещение» 2011 г.), рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя.


.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции е научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием , которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри природы, между природой и человеком. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.,

Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.


  1. УМК:


  • Оружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2015.

  • Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2015.
  • Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру. 1 класс. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012.


  1. Цели и задачи учебного предмета


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


  1. Ценностные ориентиры содержания обучения

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  1. Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в первом классе согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы отводится 2 ч в неделю, что составляет согласно календарному графику работы МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы 65 часов.


  1. Планируемые результаты освоения


В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
  • распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
  • характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
  • характеризовать признаки времён года;
  • объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
  • понимать правила поведения в природе;
  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  • называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественны
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться.
  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила говедения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими гюдьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
  • рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
  • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
  • осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение курса «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


  1. Технологии преподавания предмета


Технологии здоровьесбережения, развивающее обучение, групповые технологии, игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии


  1. Содержание программы

Тематическое планирование


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22


Итого

66


  1. Контроль уровня обученности

В первом классе ведется безотметочное обучение.


11. Календарно - тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе

на 66 часов (2 недельных часа по учебному плану)

на 2015-2016 учебный год



урока

п/п

урока

по разделу

Наименование

разделов и тем

Дата

план


факт

1-а

1-б

1-в

1-а

1-б

1-в

1

1

Знакомство с учебником и учебными пособиями

01.09

Раздел «Что и кто?» (20 часов)


2

1 Первоначальные сведения о народах России, её столице.

04.09

3

2

Многонациональный характер населения России.

08.09

4

3

Достопримечательности Москвы

11.09

5

4

Проект «Моя малая Родина».

15.09

6

5

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма.

18.09

7

6

Камни как природные объекты.

22.09

8

7 Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя).

25.09

9

8 Наиболее распространённые комнатные растения.

29.09

10

9

Наиболее распространённые растения цветника

02.10

11

10 Деревья возле школы. Листья деревьев

06.10

12

11

Лиственные и хвойные деревья. Распознавание

09.10

13

12

Насекомые как группа животных

13.10

14

13

Рыбы - водные животные. Морские и речные рыбы.

16.10

15

14

Знакомство с птицами как одной из групп животных

20.10

16

15

Внешнее строение и разнообразие зверей.

23.10

17

16

Группировка предметов по их назначению.

03.11

18

17

Роль компьютера в современной жизни.

06.11

19

18

Опасности, окружающие человека

10.11

20

19

Планета Земля

13.11

21

20

Проверочная работа по разделу «Что и кто?».

17.11

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов)


22

1

Проект «Моя семья».

20.11

23

2

Современный водопровод

24.11

24

3 Значение электроприборов

27.11

25

4 Разнообразие почтовых отправлений.

01.12

26

5

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях

04.12

27

6

Исследование свойств снега и льда.

08.12

28

7

Растение как живой организм. Условия, необходимые для жизни растений.

11.12

29

8

Животные как живые организмы

15.12

30

9

Птицы, зимующие в наших краях.

18.12

31

10 Источники мусора в быту.

22.12

32

11

Распространение загрязнений в окружающей среде.

25.12

33

12

Проверочная работа по разделу «Как, откуда и куда?».

29.12

Раздел «Где и когда?» (11 часов)


34

1

Условия интересной и успешной учебы

12.01

35

2

Проект «Мой класс и моя школа».

15.01

36

3

Последовательность дней недели.

19.01

37

4

Последовательность смены времён года и месяцев в нём.

22.01

38

5

Животный мир холодных районов.

26.01

39

6 Животный мир жарких районов.

29.01

40

7

Зимующие и перелётные птицы.

02.02

41

8

История появления одежды и развития моды

05.02

42

9

История появления и усовершенствования велосипеда.

09.02

43

10

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка.

12.02

44

11

Проверочная работа по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

26.02

Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)


45

1

Солнце - ближайшая к Земле звезда.

01.03

46

2

Луна - спутник Земли, её особенности.

04.03

47

3

Причины возникновения дождя и ветра.

11.03

48

4

Разнообразие звуков в окружающем мире.

15.03

49

5

Причины возникновения радуги.

18.03

50

6 Особенности ухода за кошкой и собакой.

29.03

51

7

Проект «Мои домашние питомцы».

01.04

52

8 Правила поведения на лугу.

05.04

53

9

Звуки леса, их разнообразие и красота.

08.04

54

10

Значение сна в жизни человека.

12.04

55

11

Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

15.04

56

12

Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

19.04

57

13

Почта, телеграф, телефон - средства связи

22.04

58

14

Знакомство с устройством автомобиля.

26.04

59

15

? Виды поездов в зависимости от назначения.

29.04

60

16

Корабли (суда) - водный транспорт

03.05

61

17

Самолёты - воздушный транспорт.

06.05

62

18

Правила безопасности в автомобиле и поезде

10.05

63

19

Правила безопасности на корабле и в самолёте

13.05

64

20

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года.

17.05

65

21

Взаимосвязи между человеком и природой.

20.05

66

22

Обобщение пройденного за год. Защита проектов «Мои домашние питомцы»

24.05

12.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

№ п/п

Наименование

1

Авторская программа:

1 А. А. Плешакова «Окружающий мир», для общеобразовательной школы, утверждённой МО РФ (Москва, «Просвещение» 2011 г.),….

2

Учебник:

1 Оружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2015.

3

УМК и дополнительная литература:

1 Оружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2015. 2. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2015. 3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру. 1 класс. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012.

4

Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР и ЭОР):

  1. 2 Интернет ресурсы сайта «Инфоурок»

  2. Интернет ресурсы сайта «Про.Школу»

  3. Интернет ресурсы сайта «NS-портал»

  4. Интернет ресурсы сайта «Завуч. Инфо»

  5. Интернет ресурсы сайта «1 сентября».

  6. «Поурочные планы 1-4 классы», издательство «Учитель»

5

Учебное и лабораторное оборудование:

13 Литература:

  1. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.

1.Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс / Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. - М.: Просвещение, 2012.

2.Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).

3.Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания школьного методического объединения учителей

от 28.08.2014г. № 01

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР _________________ И.В.Баранова

29.08. 2014г.

СОГЛАСОВАНО:

Протокол педагогического совета от 01.09.2015г. № 1


© 2010-2022