Урок обучения грамоте Звук [ж], буква Ж

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Урок обучения грамоте в 1 классе


Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.


УМК «Школа России»


Учитель: Семилуцкая Наталья Анатольевна











декабрь 2012 год

Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока: образовательные:

  • познакомить с буквой Ж и звуком [ж];

  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно - логическое, наглядно - образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательная:


  • воспитывать интерес к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;

  • групповая;

  • парная;

  • индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, схемы для обозначения звуков, образцы печатных букв «Ж» и «ж».




Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД 1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали.

Дети выполняют указанные действия.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Ребята, кто же к нам пришёл в гости?

- Отгадайте по контуру.

- Снеговик у нас в гостях первый раз. Ему очень интересно узнать какие буквы мы изучили.

Игра «Живые буквы»

1) Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки.

2) Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие согласные звуки.

- Снеговик.

Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых написаны соответствующие буквы.

1) А, о, у, я, е ,ы, и

2) Б, п, г, к, д, т, ш, з, с.

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. 3. Постановка учебной задачи.





- Все ли здесь согласные, которые мы изучили?

- Каких букв нет?

- Согласные, разбейтесь по парам!

- Кто же остался без пары?

- Вот такая возникла проблема. Что же делать? Вы знаете, есть и для него пара. Сегодня мы её найдём. А как? - Снеговик пришёл к нам не один. С ним пришли разные животные. - Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте кто же пришёл со Снеговиком. Есть копытный великан, Шея как подъёмный кран, С рожками, пятнистый, Но не очень быстрый.
Нам нужны иголки для шитья, Кому нужны иголки для житья?
Два рога - не бык, Шесть ног без копыт. Летит - так воет, Сядет - землю роет.

- Назовите одинаковый звук слов - отгадок.

- С каким же звуком мы познакомимся на уроке? .

- Да, всё верно. Мы познакомимся со звуком [ж] и буквой, которая его обозначает. Будем учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

Знакомство с новой буквой

- А как же эта буква называется? Дети будут читать стихи, а вы услышите название буквы.

- Как же она называется?

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Снеговик прошептал мне, что звук, который обозначает эта буква - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

- Нет.

(перечисляют)


Отгадывают загадки.

жираф

ёжику

жук

Называют звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

Дети читают стихи.

Стала снежинка буквою Ж,

Солнце её не растопит уже.

Посмотри-ка, буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

-Буква Ж.


Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).




1. Составление плана решения проблемы

Исследуем этот звук. Для этого составим звуковые схемы.

2. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

- Ребята, посовещайтесь в группах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи», «живот» и «лужи», составьте звуковые схемы этих слов, подготовьте характеристику звука [ж] и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.

3. Представление результатов исследования.

А сейчас послушаем представителей от каждой группы, которые расскажут о результатах своих исследований.

- В чем особенность звука [ж]? - Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко?

- Смотрим на ленту букв и делаем вывод.

6. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

- Посмотрите, даже жаба вышла из зимней спячки, чтобы прийти к вам на урок. Она подружила букву Ж с другими буквами, получились слоги. Прочитаем их.

- Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

- Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему?

5. Физкультминутка

Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный - ему низкий поклон, а если нет - прячемся под парту.

Работа в группах.


Представитель от каждой группы представляет результат исследований:

звук [ж] согласный, звонкий,

твердый.

Подбирают слова со звуком

[ж].

- Нет, не удалось.

-Звук [ж] всегда твердый.


Читают слоги.(тихо, громко, с повышением голоса, с понижением голоса)

Участвуют в игре.

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.







Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.


Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

5. Первичное закрепление.

1 .Чтение слов, текста. Работа по учебнику.

- Дети, а что мы сейчас делали?

- Какие ещё подвижные игры вы знаете?

- Есть такая игра жмурки. Кто знает правила игры?

- Можем ли мы поиграть в неё в классе?

- А где в неё можно играть?

( чтение слов, рассказа в учебнике)

2. Чтение текста с доски.

- Вы очень хорошо читали. Ёжик ещё хочет вас послушать. Прочитаем рассказ про него.

3. Физкультминутка

3. Занимательные задания

Дифференцированная работа в группах по учебнику (с.123)

1 группа

- Составьте слова со слогом «жа».

2 группа

- Составьте новые слова, меняя одну букву.

3 группа

- Игра «Найди слово в слове».

4. Чтение рассказа «Жаба и жук».

- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

- Кто прочитает рассказ?

Вопросы по содержанию:

- Где жила жаба?

- Кто сел ей на голову?

- Каким был жук?

- Почему жаба прыгнула в воду?

- Какой была жаба?

- Вы можете предположить, что может произойти с жуком после прыжка жабы в воду?

- Вам понравилась Жаба? А Жук?


-Играли.

Чтение детьми цепочкой.


-Жало, жабо, жаба, жара, жалит, сажа, кожа, лужа, ложа.

- Жара, пара, парк, паук.

- Ежик, жеребенок, жаворонок, пожар, этажерка.

Выдвигают версии.

Чтение рассказа детьми вслух.

- У пруда.

- Жук.

-Жук был веселым.

- Чтобы избавится от жука.

- Умной.

- Жук может улететь или утонуть.

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.









Личностные:

установка на здоровый образ жизни.


























Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

-прогнозирование.

Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

6. Самостоятельная работа

Работа в рабочей тетради «Я учусь писать и читать»

- Закрасить те части рисунка, в которые вписана буква ж.

Самостоятельно выполняют задания в тетради.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания по карточкам.

Работа в парах.

-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.

Красные карточки:

1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

Зеленые карточки:

1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

2.Подчеркни все буквы Ж.

У Жоры - уж, у Розы - уж.

Жутко жуку жить на суку.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Желтые карточки:

1.Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж.

2. Обведи в кружок все буквы Ж.

Жи-вот, лу-жа, жа-во-ро-нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.

Выполняют задания в парах.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения.

8. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.

- Если у вас иногда возникали сомнения - солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно - тучку.







-Звук [ж], буква Ж..

-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

-Да.

-Да.

-Да

Показывают сигналы.

Регулятивные:

-оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.







Используемые источники:

  1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Букварь. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.

  2. М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать» М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.

  3. .Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам.

М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.

4. В.В.Волина. Праздник Букваря. М. «АСТ - ПРЕСС», 1996.

© 2010-2022