Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО

______/А.В.Кириченко/

«___»__________20___г.

СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР

______/А.В.Пикова/

«___»_________20___г.

УТВЕРЖДАЮ: Директор школы

______/Е.И.Тертыченко/

«___»__________20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Окружающему миру 3 класс

по________________________________________________________

(предмет, класс,)



Лось Ольги Александровны

(ФИО)

Учителя начальных классов высшей категории

__________________________________________________________________________

(должность, категория,)



2013- 2014 учебный год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования (2004 г.), программы по окружающему миру для второго класса Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова (система Л. В. Занкова) из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год). Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, наце­ленной на достижение оптимального общего развития школьников. Это интегрированный курс, который предусматри­вает обучение детей в четырехлетней начальной школе. Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в сис­теме общего развития учащихся следующие задачи: • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей меж­ду природой, обществом и человеком; • в ходе решения первой задачи развивать историческое мыш­ление, формировать экологическую грамотность; обучить безопас­ному поведению в природе и обществе; • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользовать­ся справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы; • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, мораль­но-нравственных качеств личности. Представление целостной широкой картины мира с ее внутрен­ними взаимосвязями между различными областями знания являет­ся ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы курсов «Естествознание» и «Обществознание», то есть знания о природе и человеке в их единстве и взаимопроникнове­нии. Это как раз та область познания, которая на данном этапе развития школьника и формирует его представление об окружаю­щем мире. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и посте­пенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматривае­мым явлениям. Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возник­новение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом от­бор содержания предмета осуществляется на основе сочетания ми­роведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет рас­крыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения дале­кого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, при­ближая его к опыту детей. Таким образом, с первого класса постоянно увеличивается ко­личество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более гус­тую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем чело­века, долгий и трудный процесс познания законов и явлений при­роды, методы исследования и формы выражения этих представле­ний. В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все есте­ственные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изуче­нии окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержа­нии следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа. Широкая содержательная область, которая представлена в учеб­никах «Мы и окружающий мир», дает возможность каждому ребен­ку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться пре­дусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников. Богатое содержание - не единственное условие общего разви­тия школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучеб­ные умения, которые предполагают возможность активно и твор­чески оперировать имеющимися знаниями. Погружение в широкую природную и общественную среду ак­тивизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что про­исходит в нашем общем доме. Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.



  1. СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«Природные условия Земли» Особенности планеты Земля. Ознакомление с масштабом карт. Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате. Почва. Состав почвы. Свойства почвы. Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы. Нахождение на физической карте материков, океанов, тепловых поясов: чтение масштаба разных карт; фиксация показателей погоды и её изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон

«Человек в далёком прошлом» Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

Лента времени (год, век, тысячелетие)

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-год

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы…) в жизни людей.

Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей.

«Земли восточных славян» Природа умеренного пояса. Единство почв, растительности и животного мира в степях. Сезонные изменения в природе степи. Единство почв, растительности и животного мира степи. Единство почв, растительности и животного мира в зоне лесов. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелётные и зимующие птицы. Сохранение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Земли восточных славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Экскурсии в краеведческий музей, музей народной культуры.

«Московское государство» Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоём, их значение. Сезонные изменения в растительном и животном мире сообществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоёмах. Объединение вокруг Москвы русских земель. Освобождение от ордынского ига. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности Москвы. Практические работы. Ориентирование на физической карте мира, на исторических картах; составление цепей питания; моделирование вариантов вмешательства человека в природное сообщество и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоёмов. Экскурсии в лес, к озеру, реке.

«Путь от Руси к России» Расширение пределов страны, дальнейшее освоение Сибири. Особенности природы Севера: тундра, Арктика. Коренное население Сибири. Краеведение. Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Экскурсии в художественный, краеведческий музеи.





  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата
(месяц, четверть)

Раздел, тема

Часы


Природные условия земли

10


Человек в далеком прошлом

6


Земли восточных славян

27


Московское государство

10


Путь от Руси к России

15



  1. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть Практическая работа

3

1

2

2 Экскурсия

1



1 Проверочная работа


2

1


Контрольная работа


1


1



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обучающиеся должны иметь представление: _ об истории человека в древние времена; _ об истории родного края; устанавливать связи: _ между неживой природой и живыми организмами; _ внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных; _ между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах; владеть общеучебными умениями (в рамках изученного): _ осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); _ подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.); _ проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); _ оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; _ оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности; _ выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями); _ пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой; _ оформлять результаты исследовательской работы; знать/понимать: _ наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России; _ характерные признаки сезонов года родного края; _ названия основных сообществ (лес, луг, водоем); _ названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных; _ названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных; _ правила поведения в природе; _ правила безопасности в лесу и на водоемах; _ имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский; уметь: _ определять местонахождение крупных объектов на физической карте России; _ узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые; _ приводить примеры растений и животных природных сообществ; _ узнавать особо охраняемые растения и животных родного края; _ называть характерные признаки сезонов года родного края; _ фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней; _ устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов на год: 68 , в неделю 2, всего____.

№ п/п

Наименование темы урока

Кол-во часов

Дата

Природные условия земли

Приглашение к путешествию.

1


    Масштаб.

    1


      Практическая работа «Нахождение на физической карте мира материков, океанов»

      1


      Лента времени. Что такое погода.

      1


      Народные приметы погоды.

      1


      Экскурсия в природу. Практическая работа по наблюдениям за погодой.

      1


      Климат.

      1


      Почва. Состав почвы.

      1


      Практическая работа по определению компонентов и свойств почвы.

      1


      Природные зоны суши Земли.

      1



      Человек в далёком прошлом



      Происхождение человечества.

      1


      Особенности Жизни древних людей.

      1


      Наследие древнего мира.

      1


      Наследие Древнего мира.

      1


      Наследие Древней Греции и Древнего Рима.

      1



      Земли восточных славян



      Первые люди на нашей земле.

      1


      Восточно-Европейская равнина.

      1


      Степи. Растительность.

      1


      Животный мир степей.

      1


      Люди в степи.

      1


      Проверочная работа по теме «Древние люди. Степи»

      1


      Лесная зона. Лесостепь

      1


      Смешанные леса.

      1


      Сезонные изменения в лесу. Осень и зима.

      1


      Сезонные изменения в лесу. Весна и лето.

      1


      Практическое наблюдение за сезонными изменениями в живой природе.

      1


      Проверочная работа по теме «Лесная зона»

      1


      Коррекция знаний по теме «Лесная зона»

      1


      Контрольная работа за 1 полугодие

      1


      Как жили далёкие предки.

      1


      Расселение славян в лесах.

      1


      Путь « из варяг в греки».

      1


      Обожествление природы.

      1


      Из истории родного края.



      Первые русские князья.

      1


      Принятие Русью христианства.

      1


      Древнерусская культура.

      1


      Устное народное творчество.

      1


      Ослабление Киевской Руси.

      1


      Ордынское нашествие.

      1


      Ледовое побоище.

      1


      Проверочная работа по теме «Образование Древнерусского государства»

      1


      Московское государство.



      Залеская земля.

      1


      Что такое природное сообщество.

      1


      Законы лесной жизни.

      1


      Природное сообщество - лес. Практическая работа по ориентированию на местности.

      1


      Природное сообщество - луг. Растения и животные луга.

      1


      Озеро. Правила поведения на воде.

      1


      Водоёмы Белгородской области.

      1


      Природное сообщество - поле.

      1



      Практическая работа по сравнительной характеристике природных сообществ.

      1


      Возвышение Москвы.

      1


      Освобождение Руси.

      1


      Путь от Руси к России



      Развитие Русской культуры.

      1


      Русские первопроходцы.

      1


      Практическая работа с контурной картой.

      1


      Сибирь. Природные условия Сибири.

      1


      Тайга.

      1


      Природное сообщество болото. Растения и животные болота.

      1


      Практическая работа по сравнительной характеристике природных сообществ.

      1


      Сквозь сибирские дебри.

      1


      Экскурсия в краеведческий музей.

      1


      Природа тундры. Растения и животные тундры.

      1


      Люди в тундре. Арктическая пустыня.

      1


      Итоговая контрольная работа за год

      1


      Животные Арктики и Антарктиды. Народы Сибири.

      1


      67-68

      Коррекция знаний по теме «Путь Руси к России»

      1






      6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

      1. Программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова. Сборник программ к системе Л. В. Занкова, изд-во «Учебная литература» Самара, 2006г.
      2. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса, изд-во «Учебная литература» Самара, 2009г
      3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир : Учебник для 3класса. Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
      4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
      5. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
      6. Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочное планирование к учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир». 3-4 класс. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».

      1. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара : Корпорация «Федоров».
      2. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара : Корпорация «Федоров».


      © 2010-2022