- Преподавателю
- Начальные классы
- ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Овчинникова Л.В. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Проектно - исследовательская деятельность в начальной школе»
Авторы - составители:
Калмыкова Н. В., учитель начальных классов МОУ «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск,
Овчинникова Л.В., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск
Саранск 2011 год
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать.
Л.Н.Толстой
Пояснительная записка Актуальность программы: Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается как необходимое - «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий». Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ. Курс «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку. Цель: Создание условий для формирования и развития исследовательских умений и навыков учащихся, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации. Главная идея: Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Задачи программы: 1. Формирование у учащихся: навыков взаимодействия с другими людьми, адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности, представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению, важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, умений организационного и исследовательского характера, представления о себе, как о человеке с большими возможностями развития. 2. Ознакомление учащихся: с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований, с разными формами коммуникации, с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни. 3. Развитие у учащихся: эмоционально-волевой сферы, навыков коллективной проектной деятельности, социально-психологических качеств личности. Ожидаемые результаты обучения: Учащийся должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает необходимость формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся:
-приобретение школьниками социальных знаний, -получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура, мир, знания, труд), -получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Данная программа призвана обеспечить поступательное развитие одного из направлений деятельности школы как инновационного общеобразовательного учреждения - работы по организации проектной деятельности обучающихся. Программа ориентирована на основные положения и содержание программы развития школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми, включенными в проектную деятельность, использование достижений психолого-педагогической науки и практики. Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам 7-10 лет, а, следовательно, способствует их общему психологическому развитию. Навыки проектного мышления востребованы в средней школе, поэтому целесообразно подготавливать детей к подобной деятельности уже в начальном звене школы. В рамках проведения программы создаются условия для: снижения тревожности, выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий, развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения. Продолжительность образовательного процесса на основе данной программы 1 год. Форма занятий - внеурочная. Режим занятий - 1 раз в неделю. Программа предназначена для учащихся 2-4 классов. В процессе обучения используются следующие методы, приёмы и формы: праздники, игры, викторины, беседы, конкурсы. Форма проверки результатов освоения программы по первому году обучения: выставки работ, создание коллекций, оформление стендов. По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность. По окончанию изучения данного курса дети могут продолжить начатую работу и в старших классах.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Из них
Время проведения
теоретических
практических
1 раздел: «Учимся делать открытия »
1.
Знакомство с проектной деятельностью.
2
1
1
2.
Наша школьная газета.
5
-
5
3.
Зеркало здоровья.
4
-
4
4.
Секреты здоровья наших бабушек.
2
2
2 раздел: «Наша речь»
1.
Театр мимики и жеста.
1
-
1
2.
Рисуночное письмо другу.
2
1
1
3.
Буквы из различных материалов.
2
-
2
3 раздел: «Алфавит в нашей жизни»
1.
Мы - читатели.
2
1
1
2.
Театр живых букв.
2
-
2
3.
Азбука на пальцах.
1
-
1
4.
Об имени тебе моём…
2
-
2
4 раздел: «Мы живём среди людей»
1.
Я - ученик.
1
-
1
2.
Дорога и я - верные друзья.
1
-
1
3.
Если добрый ты…
1
-
1
5 раздел: «Люди и их занятия»
1.
Я хочу стать…
2
2
2.
С Вас берём пример.
2
2
3.
Мои увлечения.
2
-
2
Итого: 34 3 31
Основное содержание программы 1 раздел. (13 часов) Знакомство с проектной деятельностью ( просмотр презентации). Создание проектов: «Наша школьная газета» (создание и выпуск макетов номеров классной газеты), «Зеркало здоровья» (проектирование стенда «Наши спортивные достижения»), «Секреты здоровья наших бабушек» (по материалам экскурсий «В гостях у бабушки», сбор «рецептов Здоровья»)
2 раздел. (5 часов) Создание проектов: «Театр мимики и жеста» (изготовление театральных масок, костюмов для постановки пьесы ), «Рисуночное письмо другу» (заочное путешествие к истокам письменности), «Буквы из различных материалов» ( акция для первоклассников «Ты эти буквы заучи!»)
3 раздел. (7 часов) Создание проектов: «Мы - читатели» (ролевая игра «Я - библиотекарь»), «Театр живых букв» (инсценировка произведений С.Я Маршака), «Азбука на пальцах» ( заочное путешествие в «Страну, где шума нет, где звуки не слышны» ), «Об имени тебе моём…» ( выпуск классного сборника «Наши имена»)
4 раздел. (3 часа) Создание проектов: « Я - ученик » ( составление сборника правил поведения, общения в классном коллективе), «Дорога и я - верные друзья» (деловая игра с представителями ГИБДД), «Если добрый ты… » (проект исследования нравственных качеств учащихся в начальной школе)
5 раздел (6 часов) Создание проектов: «Я хочу стать…» ( выпуск альбома «Все работы хороши - выбирай на вкус», « С Вас берём пример» ( создание стенда «Профессии наших родителей», «Мои увлечения» (презентация устного журнала)
Материально - техническая база:
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
-
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы.
Технические средства обучения
-
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
-
Экспозиционный экран.
-
Персональный ноутбук или компьютер.
-
Образовательные ресурсы (диски).
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Список литературы
1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. -Екатеринбург, 1996. 2. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. / А.В. Бычков.- М.: 2000. 3. Джонсонс, Дж. К. Методы проектирования. / Дж. К. Джонсонс.- М.: 1986. - 326с. 4. Жак , Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. / Д. Жак.- Мн.: Пропилеи, 2001.- 121-140с. 5. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская // Начальная школа. -2005.- N 9.- С.18-25 6. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - N 2. - С.13-16 7. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2004. 8. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности./ Т.Д. Новикова// Народное образование.- 2000. N 8- С.151-157 9. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. / Н. Ю. Пахомова // Учитель.- N 4. 2000.- С. 52-55 10. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев.- М.: АРКТИ, 2003.