Выступление на районной НПК

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление:

«Создание условий и отработка моделей по организации

работы с одарёнными детьми».

Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа по педагогической поддержке и сопровождения талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально образовательной инициативы "Наша новая школа".

(слайд 2)Цель моей работы: выявление и развитие внутреннего потенциала личности человека, степени его одарённости, начиная с младшего школьного возраста

(слайд 2)Выявление одаренных и талантливых детей:

  • анализ особых успехов и достижений ученика;

  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

  • диагностика потенциальных возможностей ;

  • наблюдение за учеником.

(слайд 3) Уровень творческих возможностей одарённого ученика, личностные особенности, специальные интересы и способности выявляю с помощью анкеты «О талантах ребёнка» (1-4 класс) и «Карта интересов» (9-12 лет).

(слайд4, 5)-анализ анкетирования

Важным компонентом работы с одарёнными детьми является комплекс работы с их родителями :

1. анкетирование «О талантах ребёнка»; беседы, обсуждения; Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

2.групповые и индивидуальные консультации;

3.привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, экскурсий, открытых уроков; Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

4. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на творческом отчёте школы.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

  • создание для одарённого ученика ситуации успеха и уверенности, через дополнительное индивидуальное обучение и воспитание;

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье;

  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

  • организация научно-исследовательской деятельности.

(слайд 6) Особенности познавательного развития одарённого ребёнка:
-Любознательность
Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.
Любознательность, образно говоря, - следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер.
Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека

Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.
- Сверхчувствительность к проблемам
Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным

- Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)
Это понятие отмечено рядом психологов (Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к "ситуативно не стимулируемой деятельности"). Так, например, Д. Б. Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы.

- Высокий уровень развития логического мышления
- Повышенный интерес к дивергентным задачам
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов

- Оригинальность мышления
Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.
- Гибкость мышления
Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
- Способность к прогнозированию
Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.

- Высокая концентрация внимания
Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям

-Соревновательность
Соревновательность, конкуренция - важный фактор
- Особенности эмоционального развития
В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является также отмечаемая сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития.

- Юмор
Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека развития личности, укрепления, закалки характера.

(слайд 7 ) Для реализации детьми своих способностей и потенциала личности наиболее приемлимым считаю проектировочную деятельность младших школьников. В основе метода лежит развитие познавательных интересов уч-ся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность уч-ся- индивидуальную, групповую или коллективную (внеурочная и урочная деятельность). Строгая добровольность участия школьников над проектами решает проблему возможных опасений о перегрузке школьников.

Внеурочная связана:

- с целями внеурочной деятельности;

- целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание;

- потребностями или интересами учеников (что бы хотели сделать).

(слайды с 8- 18) ( коллективные: проекты- спектакли «Теремок», «Про Козла»;

-исследовательские проекты- «Большое озеро», «Живи , деревня», «Хлорофитум».)

(слайд 19) Работа над проектной деятельностью позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей. Для урочной деятельности может быть отведено:

- часть урока по основным учебным предметам;

- время занятий в группах продлённого дня;

- любое время , отводимое для внеурочной деятельности школьников.

Например: проект «Имя прилагательное» , «Глагол».

(слайд 20) Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

  • тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

  • контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.

Поощрение одаренных детей:

  • Публикация в СМИ;

  • Конкурс "Ученик года";

  • Награждение учащихся на итоговой линейке.

(слайд 21) Вывод:

Таким образом поиск оптимальных путей совершенствования процесса обучения, воспитания и развития учащихся в сельских условиях привел к созданию такой сферы в школе, в которой каждый учащийся может найти свою нишу, реализовать свои интересы и способности, обогатить себя духовно и творчески, развить свои познавательные способности во внеурочной и урочной деятельности , реализуя себя в проектной деятельности.

Требования к содержанию программ для одаренных школьников:

  1. выходить за рамки общепринятых программ;

  2. учитывать специфику интересов учащихся;

  3. соответствовать их стилю усвоения знаний;

  4. не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.




Карта интересов учащихся (9-12 лет)

Инструкция испытуемому.

«Предлагаем тебе ответить на вопросы о том, что нравится и что тебе не нравится и что тебе интересно. Хорошо подумай перед тем, как ответить на каждый вопрос. Отвечай на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если ты согласен, то рядом с номером вопроса в бланке ответов напиши «да», если не согласен, то рядом с номером вопроса напиши «нет». Если у тебя возникнут вопросы, спрашивай сразу же. Время для выполнения неограниченно».

Примечание. «Если тебе нравится ещё что- нибудь, о чём мы не спрашивали, то напиши об этом сам на полях листа ответов».

Карта интересов

  1. Нравится ли тебе проводить свободное время с друзьями?

  2. Тебе нравятся уроки по математике?

  3. Нравится ли тебе рисовать?

  4. Ты любишь читать книги?

  5. Нравится ли тебе помогать в организации внеклассных мероприятий?

  6. Нравится ли тебе учиться говорить и писать грамотно?

  7. Тебе нравится наблюдать за игрой на музыкальном инструменте?

  8. Тебе нравятся уроки трудового обучения (домоводства)?

  9. Тебе нравится декламировать, петь в хоре, выступать на сцене пред зрителями?

  10. Нравятся ли тебе уроки по русскому языку?

  11. Тебе нравится читать книги о природе?

  12. Тебе нравятся уроки истории?

  13. Нравится ли тебе посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио - и телепередачи?

  14. Хочешь ли ты играть в игры, где участвует много детей?

  15. Ты хотел бы участвовать в олимпиадах по математике?

  16. Хотел бы ты заниматься в художественном кружке?

  17. Хочешь ли ты быть автором литературного произведения, книги?

  18. Хочешь ли ты быть старостой класса?

  19. Хочешь ли ты писать рассказы и стихи, сочинять сказки?

  20. Хочется ли тебе послушать иногда симфоническую музыку?

  21. Ты хочешь знакомиться с изготовлением промышленных товаров?

  22. Хочешь ли ты посещать концерты, театры?

  23. Ты с желанием пишешь диктанты и изложения?

  24. Хочешь ли ты ухаживать за домашними животными?

  25. Хочешь ли ты изучать обычаи и взгляды людей, живших много веков назад?

  26. Ты хочешь стать учителем физкультуры, когда вырастешь?

  27. Хочешь ли ты знакомиться с новыми людьми?

  28. Ты хочешь решать сложные математические задачи?

  29. Хочешь ли ты , когда вырастешь, быть художником?

  30. Хочешь ли ты рассказывать о прочитанных книгах?

  31. Ты хочешь участвовать в мероприятиях, проводимых в школе?

  32. Хочешь ли ты слушать красивую, грамотную речь?

  33. Ты хотел бы участвовать в конкурсе музыкальных исполнителей?

  34. Хочешь ли познакомиться с различными инструментами?

  35. Ты хочешь участвовать в театральных смотрах - конкурсах?

  36. Хочешь ли ты участвовать в олимпиадах по русскому языку?

  37. Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

  38. Хочешь ли ты изучать историческое прошлое других стран?

  39. Ты хочешь принимать личное участие в спортивных соревнованиях?

  40. У тебя много друзей?

  41. Стараешься ли ты находить разные способы решения математических задач?

  42. Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством выдающихся художников?

  43. Перечитываешь ли ты книги по несколько раз?

  44. Ты стараешься устанавливать дисциплину среди сверстников или младших?

  45. Ты высказываешь своё мнение по поводу прочитанного или услышанного?

  46. Ты учишься в музыкальной школе?

  47. Ты делаешь различные поделки из пластилина, глины, цветной бумаги и другого материала?

  48. Ты занимаешься в театральном кружке?

  49. Стараешься ли ты красиво писать, выводя каждую букву?

  50. Ты подкармливаешь птиц зимой?

  51. Ты читаешь книги об исторических событиях?

  52. Ты посещаешь спортивные секции?

  53. Ты участвуешь в коллективных играх?

  54. Ты решаешь математические головоломки?

  55. Ты участвуешь в конкурсах рисунков?

  56. Обсуждаешь ли ты поступки литературных героев?

  57. Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации?

  58. Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

  59. Играешь ли ты на музыкальном инструменте?

  60. Даришь ли ты подарки, сделанные своими руками?

  61. Участвуешь ли ты в смотрах художественной самодеятельности, спектаклях?

  62. Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

  63. Наблюдаешь ли ты за растениями, птицами, животными?

  64. Ты смотришь фильмы об истории нашей страны? 65.Ты играешь в спортивные игры?

Обработка результатов.

Обработка результатов сводится к подсчёту количества баллов. Положительный ответ на вопросы с 1- 13 оценивается в один балл, с 14 по 40 оценивается в два балла, с 41 - 65 оценивается в три балла. Ответы «нет» на все вопросы оцениваются в 0 баллов.

Сумма баллов за ответы:

на вопросы 1, 14, 27, 40, 53 свидетельствуют об интересе к общению;

на вопросы 2, 15, 28, 41, 54- к математике;

на вопросы 3, 16, 29, 42, 55 - к изобразительному искусству;

на вопросы 4, 17, 30, 43, 56 - к литературе;

на вопросы 5, 18, 31, 44, 57 - к общественной деятельности;

на вопросы 6, 19, 32, 45, 58 - к риторике;

на вопросы 7, 20, 33, 46, 59 - к музыке;

на вопросы 8, 21, 34, 47, 60 - к трудовому обучению;

на вопросы 9, 22, 35, 48, 61 - к сценическому искусству;

на вопросы 10, 23, 36, 49, 62 - к русскому языку;

на вопросы 11, 24, 37, 50, 63 - к природоведению и экологии;

на вопросы 12, 25, 38, 51, 64 - к истории;

на вопросы13, 26, 39, 52, 65 - к физкультуре и спорту.

Таким образом , получается 13 цифр со знаком плюс или минус, которые соответствуют 13 видам деятельности.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые получили наибольшее количество баллов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым количеством баллов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те их них, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности.

Интерпритация.

0 баллов - интерес к данной области деятельности отрицается;

1-3 балла - интерес выражен слабо, школьник ограничивается восприятием интересующего объекта, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей деятельности;

4-5 баллов - выраженный интерес, школьник не ограничивается восприятием интересующего объекта, он стремится к овладению деятельностью;

6 -11 баллов - ярко выраженный интерес, школьник не ограничивается созерцанием, а действует и активно участвует в видах деятельности, связанных с данной областью интересов.

© 2010-2022