- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по информатике (2 класс)
Рабочая программа по информатике (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сорокина М.Ф. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по информатике ( 2 класс )
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования и авторской программой А. В. Горячева и ориентирована на работу по учебнику: Горячев А. В., Горина К. И., Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах.
Обучение обеспечивается учебниками и пособиями.
УМК: 1. Информатика в играх и задачах. 1,2,3,4 классы: учебник: в 2 ч. / А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова. - М. : Баласс : Школьный дом, 2013.. 2.Информатика. 1-4 классы : методические рекомендации для учителя / А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова. - М.: Баласс, 2013. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени. Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Неразвитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Предмет «Информатика в играх и задачах» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий.
Общая характеристика учебного процесса
К основным результатам изучения информатики относятся:
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
В курсе информатики для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников. Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач - построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Описание курса «Информатика» в учебном плане
Рассматриваются два аспекта изучения информатики:
-
технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;
-
общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:-
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
-
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
-
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
2-й класс В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Содержание учебного курса
2-й класс
План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
3-Й КЛАСС (34 Ч)
Алгоритмы (10 ч) Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Группы (классы) объектов (7 ч) Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. Логические рассуждения (10 ч) Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч) Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. В результате изучения материала учащиеся должны уметь: находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса; понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Календарно - тематическое планирование
2 класс
№ урока
№ по разделу
Наименование темы и разделов
Кол-во часов
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Формы контроля
Дом. задание
Дата проведения занятия
Раздел 1. План действий и его описание
8
1
1.1
Признаки предметов
1
Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату.
Определять действие, обратное заданному.
Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.
Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму.
Составлять алгоритмы с ветвлениями.
Личностные:
-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики;
- понимание роли информатики в жизни человека
Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
- кодировать информацию в знаково-символической форме.
Коммуникативные:
- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения.
Фронтальный
с. 5,
№ 8
2
1.2
Описание предметов
1
Фронтальный, групповой
с. 9,
№ 18
3
1.3
Состав предметов
1
Взаимоконтроль
с. 13,
№ 28
4
1.4
Действия предметов
1
Фронтальный, самостоятельная работа
с.17,
№ 38
5
1.5
Симметрия
1
Самоконтроль
с. 21,
№ 49
6
1.6
Координатная сетка
1
Фронтальный, групповой
с. 26,
№ 59
7
1.7
Контрольная работа по теме «План действий».
1
Тематический
8
1.8
Анализ контрольной работы.
1
Взаимоконтроль, самостоятельная работа
с. 28,
№ 67
Раздел 2. Отличительные признаки и составные части предметов
8
9
2.1
Действия предметов.
1
Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.
Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных.
Личностные:
-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики;
- понимание роли информатики в жизни человека
Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
- кодировать информацию в знаково-символической форме.
Коммуникативные:
- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения.
Фронтальный, самостоятельная работа
с. 38, № 9
10
2.2
Обратные действия.
1
Фронтальный, групповой
с. 42, № 18
11
2.3
Последовательность событий.
1
Взаимоконтроль
с. 46, № 28
12
2.4
Алгоритм.
1
Самоконтроль,
взаимоконтроль
с. 50, № 38
13
2.5
Ветвление.
1
Фронтальный, групповой
с. 54, № 48
14
2.6
Контрольная работа по теме «Отличительные признаки предметов».
1
Тематический
15
2.7
Анализ контрольной работы
1
Взаимоконтроль
с. 56, № 56
16
2.8
Повторение пройденного материала.
1
Фронтальный, самостоятельная работа
с. 60, № 66
Раздел 3. Множества
10
17
3.1
Множество. Элементы множеств
1
Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.
Выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.
Находить объединение и пересечение наборов предметов.
Личностные:
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
- понимание причин успеха в учёбе.
Регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Познавательные:
- выделять в явлениях существенные и несущественные , необходимые и достаточные признаки;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Коммуникативные:
- использовать в общении правила вежливости;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Фронтальный, самостоятельная работа
с. 5, № 10
18
3.2
Способы задания множеств.
1
Фронтальный, групповой
с. 9, № 20
19
3.3
Сравнение множеств.
1
Фронтальный, самостоятельная работа
С.13 № 30
20
3.4
Отображение множеств.
1
Фронтальный
с. 17, № 40
21
3.5
Кодирование.
1
Фронтальный,
практический
№ 50
22
3.6
Вложенность множеств.
1
Фронтальный,
индивидуальный опрос
с. 25, № 60
23
3.7
Пересечение множеств.
1
Фронтальный,
индивидуальный опрос
с. 29, № 70
24
3.8
Объединение множеств.
1
Фронтальный,
индивидуальный опрос
с. 33, № 79
25
3.9
Контрольная работа по теме «Множества»
1
Тематический
26
3.10
Анализ контрольной работы
1
Взаимоконтроль,
самостоятельная работа
№ 88
Раздел 4. Логические рассуждения
8
27
4.1
Высказывание. Понятия истина и ложь.
1
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».
Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.
Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.
Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.
Личностные:
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
- понимание причин успеха в учёбе.
Регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Познавательные:
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Коммуникативные:
- использовать в общении правила вежливости;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Фронтальный
с. 46, № 12
28
4.2
Отрицание.
1
Фронтальный, групповой
№ 24
29
4.3
Высказывания со связками и, или.
1
Фронтальный, самостоятельная работа
№ 36
30
4.4
Графы. Деревья.
1
Фронтальный
№ 47
31
4.5
Комбинаторика.
1
Фронтальный, групповой
№ 58
32
4.6
Контрольная работа по теме «Логические рассуждения»
1
Тематический
33
4.7
Анализ контрольной работы.
Взаимоконтроль
№ 67
34
4.8
Повторение пройденного
материала.
Фронтальный, самостоятельная работа
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- У обучающегося будут сформированы Обучающийся получит возможность для формирования
Внутренняя позиция школьника внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные универсальные действия
- Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Умение выбрать основание для сравнения объектов сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии
Умение выбрать основание для классификации объектов проводит классификацию по заданным критериям осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии
Умение доказать свою точку зрения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей
Умение определять последовательность событий устанавливать последовательность событий
устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементыУмение определять последовательность действий определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию
Умение использовать знаково-символические средства использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Умение кодировать и декодировать информацию кодировать и декодировать предложенную информацию кодировать и декодировать свою информацию
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.
Регулятивные универсальные действия
- Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи Принимать и сохранять учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Умение контролировать свои действия осуществлять контроль при наличии эталона Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания
Умения планировать свои действия планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале
Умения оценивать свои действия оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия
Коммуникативные универсальные действия
- Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
Умение объяснить свой выбор строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы
Умение задавать вопросы формулировать вопросы формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
Материально-техническое обеспечение курса
Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».
-
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2014.
-
Информатика. 2 кл. : Информатика в играх и задачах: Учебник для четырехлетней начальной школы: В 2-х частях .- М. : Баласс, 2014.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. - 2- е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Мир информатики /электронное пособие/
-
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004.
-
Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2012.
-
Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с.
-
Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на-Дону.2013.