- Преподавателю
- Начальные классы
- Русский язык Имя существительное
Русский язык Имя существительное
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мисник В.А. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок русского языка во 2 классе.
Тема: Имя существительное.
Цели:
Предметные:
ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных: являются названиями людей, вещей, явлений природы и т.д.;
формировать умения классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы кто?, что?
Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
сохранять интерес к учебному материалу;
участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
На вас надеюсь, как всегда!
Итак, русский язык, друзья!
СЛАЙД 1
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Коррекция настроения.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начАть работу .
Закрыли глазки. Произнесли «волшебные» слова.
II. Актуализация опорных знаний.
---Открыли тетрадки. Записали число, классная работа.( Обращаю внимание на правила посадки)
1. Минутка чистописания.
--На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы.
СЛАЙД №3
А
Б
К
У
Ф
И
М
Д
О
Ё
Г
Ю
Ы
Т
В
С
П
Ё
Ш
Э
Ж
Е
Я
З
--Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.
--Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
--Зачеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.
--Какая буква у вас осталась?
--Какие звуки обозначает буква эм.Запишите буквосочетания: 1 строка - Мм , 2 строка - мл мм мн мо (продолжить).
СЛАЙД №5
Дети работают в тетради.
2. Словарная работа.
- Послушайте пары слов:
Тепло-мороз, лисица- заяц, друг- враг, ученик- ученица, солнце-месяц, язык-слово.
- Я буду диктовать первое слово, вы записываете пару, выделяя известные вам орфограммы.
Запись под диктовку.
Тепло, лисица, солнце, враг, язык .
Проверка. Слайд №6
III. Самоопределение к деятельности.
- Поставьте вопросы к словам. Прочитайте последнее слово. Предположите о чем же мы будем говорить на уроке?9 ( О словах, которые отвечают на вопросы кто? и Что? Значит, об имени существительном)
Чтение учеником стихотворения.
Люблю я очень называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь я и сам - ответы!
Вопросы эти - «что?» и «кто?»
Без них не может жить никто!
А кто на них даёт ответ,
Тот называет вам предмет
- Значит, у кого мы сегодня побываем в гостях? (У дедушки Имени Существительного)
Какие задачи перед собой поставите.
Слайд №7.
--Дедушка приготовил 3 корзинки по 1 для каждого ряда. За правильные ответы мы будем получать призы и украшать корзинки. В конце урока увидим какая корзина самая красивая.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа над загадеами.
- Дедушка Имя Существительное хочет проверить, умеете ли вы отгадывать загадки.
-- Отгадки спрятались в рисунках упр. 74. К отгадкам мы будем ставить вопросы КТО ? ЧТО? и запишем их в 2 столбика.
На доску прикрепляю вопросы Кто? Что?
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня..?
(Коньки) Что блестит, не пропущу, Всё в гнездо себе тащу. Чернохвоста, белобока... Догадались? Я - (сорока). Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? ... По полю скачет -ушки прячет, Встанет столбом -ушки торчком. (Заяц) Невзирая на морозы, В красных яблоках березы. Подошел поближе... Ай!! Разлетелся урожай! (Снегири) Самый бойкий я рабочий В мастерской. Колочу я, что есть мочи - День-деньской.(молоток) Пью бензин и масло ем, Хоть не голодно совсем. А без них я так болею, Что поехать не сумею! (Автомобиль) Круглоухаясестрица
Чаю даст тебе напиться. (Чашка.) В зоопарке, в синей клетке Ловко прыгает по сетке, Корчит рожи, ест бананы Кто? Конечно (Обезъяна) В саду на дереве растёт Красивый, вкусный, сочный плод. Я подскажу: на букву Я Он начинается друзья. (Яблоко)
В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души. (Пенал)
--Дети, на какие еще группы можно разделить слова?
-- Что обозначают эти слова?( Предмет)
2. РАБОТА НАД ПРАВИЛОМ стр. 45.
слайд № 9
3. Классификация слов. Уточнение знаний учащихся о лексическом значении существительных. ( упражнение 75)
--Дедушка Имя Существительное приготовил вам много разных, интересных заданий.
--Возьмите карточки. На карточках записаны слова . Прочитайте.
- Что обозначает каждое слово?- Поставьте к нему вопрос кто? или что?
--А теперь поработаем в парах.
- Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению и запишите. Составьте предложение с любыми словами
Обобщение
1. - Какие группы слов мы написали?
- Чем сходны между собой эти слова?
2. - Как вы думаете, все группы слов мы записали?
Их очень много. Существительные означают не только предметы, которые можно рукой пощупать. А еще и явления, события, признаки и даже чувства. (злость, радость, смех, гнев, огорчение и др.)
Слайд № 10
- Кто сможет назвать имена существительные из этих групп?
Физминутка.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
Кто? - руки вверх, что? - вперед, другие части речи - присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга.
3. На доске карточки: вет…р, м…ро…, ин…й, м ..тель.
Вставьте пропущенные буквы.
--Дайте общее название группе слов (явления природы)
- Что это за слова? (словарные)
Проверка написания (карточки с буквами)
- На какой вопрос отвечают существительные?
- Какие слова можно добавить? Запишите по 1 « зимнему» слову . Назовите зимние месяца? Написание какого месяца мы уже знаем? ( декабрь) Сегодня мы познакомимся с написанием второго и третьего месяца.
- Какой месяц год начинает? ЯНВАРЬ ( ЯН и ВАРЯ)
--Какой месяц зиму кончает? ФЕВРАЛЬ (Федя, который враль )
слайд 11
Выполнение упр.76.Списать любую пословицу.
V. Наблюдение над ролью существительных в предложении.
Творческая работа
- Из каждой группы слов составьте по 2 предложения.
Слайд №12
По белому снегу пробежал быстрый зайчик.
- Разберите предложения.
- Какими членами предложения могут быть существительные?
VI. Рефлексия.
Игра-соревнование « Собери существительные»
Слайд № 13
Работа над текстом «Воробьи»
Чтение учителем.
--О чем текст? Какая главная мысль текста?
Соберите имена существительные. Кто достиг поставленной цели?
--Кто лучше всех занимался на уроке?
Какую оценку можете себе поставить за работу?
Задание: по фрагментам определить, какие животные изображены (морж, тигр, бобер)
Как назвать их одним словом, а потом записать название животных на листе (крупно, фломастером) и передать другой парте.
Проверка. На доске выставляются 3 листа с записанными словами.
VII. Итог урока
- Что открыли нового?
- Что особенно понравилось?
- Вот и подошло к концу наше путешествие, но мы говорим Дедушке Имени Существительному: «До свидания!», потому что он долго будет учить нас. А чему, вы узнаете на следующих уроках.
Выставление оценок.
Домашнее задание
Упр.78 стр.46