Конспект урока по русскому языку на тему Наречие как часть речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наречие как часть речи

Цели:

  • познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться упражняться находить

наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом предложения они являются;

  • развивать мышление, формировать учебные умения и навыки.

  • воспитывать бережное отношение к языку, как к части истории своего народа

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. - умение с достаточной полнотой и точность: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиям коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

1.Организационный момент 2. Минутка чистописания. се - Дайте характеристику звукам, которые дают буквы.

3.Проверка домашнего задания

(Чтение скороговорок и пословиц с именами числительными.)

4. Актуализация знаний

Запись под диктовку

Одиннадцать, шестнадцать, семнадцать, двенадцать, двадцать, пятнадцать, пятьдесят, шестьдесят, тридцать.

5.Самоопределение к деятельности

  • Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.

Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грусть, светит.

-Что обозначают слова каждой группы?

-На какие вопросы они отвечают?

-Какие грамматические признаки имеют?

-А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.


Хорошо и плохо.

Мягко и тепло,

Весело и славно,

Ярко и светло.

Сверху или снизу,

Близко иль вдали.

Все слова знакомы,

Нас определи...


(Учащиеся высказываются, возникает проблемная ситуация.) На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? И т. д.)

-Попробуйте определить, что они обозначают - признак или действие.

-Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет )

-Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется. (Наречие.)

-Сформулируйте тему и задачи урока. (Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)

6.Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 124 (с. 73).

  • Прочитайте стихотворение выразительно.

  • Кто его автор?

  • Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?

  • Назовите первое выделенное слово.

  • С каким словом оно связано в предложении? Что оно обозначает, на какой вопрос отвечает? (Поляны (какие?) печальные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)

  • Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слов.

  • Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально.)

  • Что обозначает эта часть речи - признак предмета или признак действия? (Признак действия.).

  • Сделайте вывод: выделите признаки наречия как части речи. (Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как, в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)

6.2 Работа в парах Найдите в стихотворении прилагательные, образуйте от них наречия, запишите полученные слова и определите способ образования наречий.

Мы любим дни морозные,

Кругом упругий лёд,

Здоровый смех весёлый

И шумный Новый год!



Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая!

Ответы: Пушисто, смело, чисто, бело, морозно, упруго, здорово, шумно, заново, снова. 6.3 Работа с пословицами Посмотрите на доску, прочитайте первую пословицу.

  • За всякое дело берись умело.
Как вы понимаете её значение? Найдите наречие. На какой вопрос оно отвечает? К какому слову оно относится? С каким словом связано это наречие? Самостоятельная работа. Выписать наречия через запятую.
  • Без друга в жизни туго.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • За край родной иди бесстрашно в бой.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.
  • Проверка задания.
-Объясните свой выбор. - Что помогло вам правильно выполнить это задание. 6.Физкультминутка. Под музыку дети выполняют действия и называют наречия. Шагом, влево, вправо, кругом, вверх, высоко, вниз, вприпрыжку, весело, дружно, направо, налево, шагом, спокойно. 7. Закрепление изученного материала 7.1 -Для чего нужны наречия в нашей речи? -Правильно, наречия делают нашу речь более точной, выразительной, эмоциональной. -А теперь замените фразеологизмы, словами синонимами, используя наречия. -Прежде чем выполнить это задание, давайте вспомним, что такое синонимы, фразеологизмы? -Каким наречиями можно заменить этот фразеологические обороты?


Сломя голову.

-Бежать высунув язык.

-Рукой подать.

-Нос к носу.

-В двух шагах.

-Во все горло.

-Льет как из ведра.

-Пальчики оближешь.

-На краю света.

    1. Работа по учебнику

Упр. 126 (с. 74).

  • Прочитайте.

  • Назовите наречия.

  • Прочитайте текст с наречиями и без них.

  • Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложении? (Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.)

  • Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

-На какие вопросы отвечает эта часть речи, что она обозначает?

-Какую роль играют наречия в предложении?

Упр. 127(с. 74-75).

(Учащиеся читают наречия по цепочке и распределяют их по группам. Вопросы записаны на доске.)

-Выполните письменное задание к упражнению.

-Дополнительное задание: дописать в каждую группу ещё по три наречия.

(Четыре ученика работают у доски. Самопроверка, самооценка.)

8. Самостоятельная работа

Работа по карточкам

Подчеркните наречия на карточке.

I) Иная похвала хуже брани. 2) Овце с волком плохо жить. 3) Свой сухарь лучше чужих пирогов. 4) Сказать легко - сделать трудно. 5) Не задирай нос высоко - споткнёшься. 6) Долго спать - с долгом вставать. 7) Сначала думай, а потом делай. 8) Выше себя не прыгнешь.

(Коллективная проверка.)

  • Оцените свою работу на уроке.

9. Рефлексия -Что больше запомнилось и понравилось на уроке?

  • На уроке мне было: (выбрать нужные наречия)
  • Список наречий на доске
  • Хорошо, весело, интересно, ужасно, отлично, скучно, радостно, страшно, дружно, смешно, грустно, приятно.
  1. Подведение итогов урока

  • С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

  • Что вы узнали о наречии как части речи?

Домашнее задание

Упр. 129 (с. 75)



© 2010-2022