• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Обобщение педагогического опыта Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-4 классов

Обобщение педагогического опыта Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-4 классов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 14»







Педагогические приёмы формирования

контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-4 классов.

(Из опыта работы)


Выступление на МО:

27.02 2015г.

Подготовила:

учитель нач. кл.

Е.В. Григорьева



Новокузнецк 2015 Одна из важнейших задач начального этапа образования - формирование основных механизмов учебной деятельности учеников. Самое главное при формировании учебной деятельности - перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность и осознанность применения усвоенного общего способа действия. Под контролем мы подразумеваем прежде всего, контроль за правильностью и полнотой операций, входящих в состав деятельности, контроль по результату. Оценка также, прежде всего, относится к способу действия. Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ деятельности, как результат решения данной учебной задачи. Мои усилия как учителя направлены не только на оценку работы ученика и на контроль за выполнением его действий, но также на организацию его собственных контрольно-оценочных действий. Ученик - субъект оценивания, т.е.действующее лицо, влияющее на оценку деятельности. Самооценивание (самооценка) - один из компонентов учебной деятельности, связанный с процедурой оценивания себя и с характеристикой выполнения задания. Рассматривая данную тему возникает вопрос: «Какие условия необходимы, чтобы учащийся начал концентрировать результаты своих действий, затем последовательность шагов к цели, и, наконец, научился бы проверять основания самого плана действия?»

Формирование контрольно- оценочной деятельности учащихся происходит в несколько этапов. На 1 этапе ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя Учитель должен ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки. На 2 этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Учитель должен предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, а также попытаться предложить другой вариант ответа; приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; демонстрировать учащимся типичные ошибки для самоконтроля На 3 этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и само коррекцию. Учитель должен вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты; не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ; не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке Для формирования действий контроля и оценки у учащихся можно использовать следующие педагогические приёмы:

  1. Прием «Волшебные линеечки», «Волшебная лесенка», «Волшебная линеечка», «Светофор», «Символы» (изобретение оценочных шкал школьниками).
  2. Прием «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи).
  3. Прием «Задания-ловушки» (готовые "ловушки" на рефлексию освоения способа действия).
  4. Прием «Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.).
  5. Прием «Сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия).
  6. Прием «Составление задачи, подобной данной» (направлен на вычленение существенного в представленной задаче).
  7. Прием «Классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия).
  8. Прием «Составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию).
  9. Прием «Обнаружение причин ошибок и способы их устранение» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации).

  10. Прием «Создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно).

  11. Прием «Составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий).

  12. Прием «Многоступенчатый выбор» (работа со столом «заданий»).

  13. Прием «Разноцветные поправки».

  14. Прием «Умные вопросы».

Формы учета контрольно-оценочной деятельности учащихся.

  • Листы учебных достижений.

  • Лист рубежного контроля.

  • Журнал учета учебных достижений.

  • Дневник первоклассника.

  • Тетрадь открытий.

  • Тетрадь «Что я знаю и умею».

  • Классный журнал .

Правила оценочной безопасности.

  • Не скупиться на похвалу.

  • Хвалить исполнителя, критиковатьисполнение.

  • «На ложку дёгтя - бочка мёда» (даже в море неуспеха можно найти островок успешности).

  • Ставить только конкретные цели.

  • «За двумя зайцами…» (не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно).

  • Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.





© 2010-2022