Формирование УУД в свете требований ФГОС. Первые результата, проблемы, поиски

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Введение С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Опыт первых трех лет внедрения ФГОС позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС Начального Общего Образования нового поколения, должны стать:
  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Итак, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «УУД», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.



  1. Понятие УУД. Виды универсальных учебных действий.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. Под УУД в ФГОС общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса», «…умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случае основан на подборе необходимой для изучения информации и развитию психических процессов, и в меньшей степени - обучению эффективным приемам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя их саморазвития. Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для обучающихся к решению жизненных задач. Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Функции УУД:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки. Общеучебные навыки:

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) Логические навыки:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

  • анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;





2. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов). Начальная школа - фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы. А) Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования
УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные действия -смыслообразование -самоопределение Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия - осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий.

В связи с реализацией ФГОС НОО, при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели. Обосновать и сформулировать метапредметные цели мало - необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать. Что нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать метапредметные умения? С чего начать? Разумеется, что решение этого непростого вопроса следует начать с анализа своего методического багажа и личного ресурса. Какова может быть последовательность задач, которые помогут провести анализ собственного педагогического багажа:
  • для того чтобы работать профессионально, нужно поставить реальные цели, то есть ответить на вопрос: «Какие метапредметные умения я развиваю у детей в этом году? На этом уроке?»
  • для того чтобы поставить реальные цели в соответствии с возрастом ребенка, нужно разобраться, что же это такое - метапредметные умения, то есть иметь представление о сути тех или иных умений и понятий;
  • для того чтобы реализовать свои профессиональные задачи, нужно знать, как я могу это реализовать, то есть нужно найти, освоить или создать метод;
  • для того чтобы эффективно развивать эти умения, нужно посмотреть на ресурсы каждого предмета: найти в УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично для ребенка, то есть нужно провести анализ развивающих ресурсов предмета и урока;
  • для того чтобы реализовать все это, нужно честно и самокритично проанализировать свои профессиональные возможности, то есть оценить себя как специалиста и ответить, какие дополнительные знания и профессиональные умения необходимо освоить, чтобы решать новые задачи. Однако для успешного решения задач по формированию УУД одного только анализа собственной педагогической деятельности недостаточно. ФГОС НОО - программный документ, который затрагивает и мировоззрение педагога. Запросы времени и документы ФГОС, отражающие эти запросы, ставят педагога в ситуацию профессионального поиска и профессионального роста. После знакомства с материалами ФГОС очень часто можно слышать реплику коллег: «Знакомые цели, зачем изобретать велосипед? Мы и так все это всегда развивали!» Да, все понятия, ценности и задачи знакомы, никто их для образования «чужеродными» не считает. Только условия изменились, время другое, поэтому акцент сделан на воспитание личности, компетентного деятеля, человека, открытого к новому опыту, готового учиться и развиваться всю свою жизнь. То есть мы учим ради воспитания личности. В Стандартах указана и новая для многих стратегия достижения этой цели: учим с использованием методов, организующих деятельность ребенка, «запускающих» его активность и осознанность, в процессе которой маленький созидатель постоянно должен отвечать на следующие вопросы:

  • Что я буду делать?
  • Зачем?
  • Как я это буду делать?
  • Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?
  • Как я проверю правильность выполненной работы?
  • Как я пойму, что работа выполнена хорошо?
Для нас эта ситуация более всего на практике отражает суть деятельностного подхода, так как в ней ребенок понимает мотивацию и цели своей деятельности, способ достижения цели, может сказать, как проверить и оценить работу. Другими словами можно сказать, что школьники овладевают практическими инструментами. Формирование УУД - это тоже вопрос освоения инструментов, но только интеллектуальных. К сожалению, по отношению к этим инструментам мы допускаем большую ошибку, считая, что если ребенок, решая предметные задачи, оперировал действиями анализа, сравнения, сопоставления или обобщения, то он понял и осмыслил, как они работают, что этого уже достаточно для развития УУД и что завтра ребенок сможет самостоятельно в новой ситуации грамотно применить тот или иной интеллектуальный инструмент. Но ФГОС перед нами поставил задачу воспитания компетентного человека в широком смысле этого слова. Значит, мы должны передать детям осмысленный способ, то есть и в случае формирования логических действий нужно тоже организовывать учебную ситуацию, «запускать» деятельность, помогать ее осознавать. В связи с этим, при создании методической копилки по развитию УУД необходимо разобраться и соотнести между собой три понятия:
  • способ
  • умение
  • универсальное учебное действие
Способ - действие или система действий, применяемая при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь. Таким образом, способ служит определенной задаче, он нацелен на получение определенного результата. Существует он вне ребенка: в культуре, в образе жизни сообщества, в которое он включен. Способ передается ребенку в процессе обучения.Умение - это способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. То есть умение - это владение способом. Умение принадлежит конкретному ребенку и характеризует его как человека, владеющего или не владеющего тем или иным способом. УУД определяются как способы деятельности и по сути своей также являются умениями, связанными с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте. И когда мы говорим, что ребенок овладел метапредметными УУД, мы понимаем, что ребенок не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые применил. То есть ученик, самостоятельно решая задачу, говорит себе и нам: «Я сейчас ищу ответ на такую - то проблему. Для того чтобы ее решить, мне нужно изучить то, из чего состоит объект, посмотреть, как элементы связаны друг с другом, и есть ли что-то еще подобное…». Конечно, наши ученики в начальной школе еще малы, и сразу ожидать от них такого осмысления своей деятельности нельзя. Однако знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способами действия - реальная педагогическая задача. Формирование универсальных учебных действий - процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Формирование познавательных УУД связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся. Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого - быть в позиции «учителя». Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д. В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования УУД сформулированы достаточно обобщенно. Для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий. Педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать пооперационный состав УУД для разных возрастов школьников. Не претендуя на полноту, представляем фрагменты конкретного состава познавательных учебных действий: Уметь сравнивать, значит уметь:
  • выделять признаки, по которым сравниваются объекты;
  • выделять признаки сходства;
  • выделять признаки различия;
  • выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;
  • выделять существенные признаки объекта;
Уметь анализировать, значит уметь:
  • разделять объект на части;
  • располагать части в определенной последовательности;
  • характеризовать части этого объекта;
Уметь делать выводы, значит уметь:
  • находить главное в изучаемом объекте или явлении;
  • устанавливать главную причину явления;
  • кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;
Уметь составить схему, значит уметь:
  • разделять объект на части;
  • располагать части в определенной последовательности;
  • определять связь между частями;
  • оформлять графическое изображение;
Основным компонентом школьного обучения остается урок. Составление проекта (плана, конспекта) урока традиционно является необходимым этапом подготовки учителя к уроку. В ходе подготовки проекта осмысливается то, что будет проходить на занятии, определяются цели, содержание, методы, условия образовательного процесса. Традиционная структура урока, включающая проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного никак не нацеливает учителя работать в рамках деятельностного метода. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для ее достижения, результат. Перечисленные элементы в структуре урока могут проявлять себя по-разному. Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый образовательный стандарт, является также наличие в его содержании элементов обучения школьников универсальным учебным действиям. Формирование УУД становится важнейшей целью, если не каждого урока, то большинства уроков. При этом структура целей урока (для учителя) отходит от традиционной, когда учитель старался сформулировать три группы целей: обучения, воспитания и развития. И если цели обучения определялись без особых затруднений, то цели, относящиеся к воспитанию и развитию, формулировались настолько формально и обобщенно, что терялся всякий организационный смысл. В соответствии с новыми ориентирами в образовании цели урока можно и нужно классифицировать следующим образом:
  • непосредственно относящиеся к учебному предмету, отражающие предметные знания и умения;
  • метапредметные действия, относящиеся к формированию УУД.
При формулировании предметных целей следует акцентировать внимание на умения, а не на знания. Именно умения будут главным объектом диагностики образованности школьников. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. В связи с ориентацией нового стандарта на результат образования, возможен и другой подход к определению целевых установок: в качестве целей и задач урока отражаются «планируемые результаты», которые тоже можно классифицировать по вышеназванному признаку. Следует обратить внимание на тот факт, что, чем больше в уроке можно обнаружить заданий, направленных на формирование УУД, тем выше его качество. Кроме этого, становится принципиально важным на уроке соотношение действий учителя и ученика. Очевидно, что профессионализм учителя проявляется более четко в случае, когда в его конспекте при формировании УУД отражена деятельность учеников. Таким образом, еще одним критерием оценки урока и его проекта будет степень вовлеченности в работу с УУД самих школьников. При разработке конспекта урока ощутимую помощь учителю может оказать технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Необходимо обратить внимание на те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
  • в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части; Необходимость реализации в учебном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционно-деятельностной структуры, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. В структуре технологической карты необходимо предусмотреть возможность:
  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций;
  • координации действий всех субъектов педагогической деятельности;
В таблице представлена примерная форма технологической карты урока: Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Для проведения урока в СДП применяются технологии продуктивного чтения, или продуктивных заданий, проблемно-диалогическая технология, технология критического мышления. мышление оценочное, рефлексивное, открытое, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. На уроках литературного чтения, окружающего мира замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна. «Толстые» и «тонкие» вопросы. «Тонкими» вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
  • «тонкие» вопросы «толстые» вопросы
  • Кто...? Что...?
  • Когда...? Может...?
  • Будет...? Могли...?
  • Как звать...?
  • Было ли...?
  • Согласны ли вы...?
  • Верно ли...?

  • Дайте три объяснения: почему?
  • Объясните: почему...?
  • Почему вы думаете...?
  • Почему вы считаете...?
  • В чем различие...?
  • Предположите: что будет, если...?
  • Что, если...?


Роль проектной деятельности в формировании УУД. Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое. Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД. 1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. Регулятивные действия - целеполагание. Познавательные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта. Регулятивные действия - планирование и прогнозирование. Познавательные действия - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные действия - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование. Коммуникативные действия - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 4. Презентация результатов. Познавательные действия - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия - владение монологической и диалогической формами речи. Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий: Виды проектов УУД Результативность деятельности Творческие Регулятивные метапредметные - определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, - работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, - понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. Информационные Познавательные - предполагать, какая информация нужна, - отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет. Коллективные Коммуникативные - организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), - предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, - при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Культурно-исторической тематики Личностные формирование самоопределения школьников как граждан России. Развитие УУД в процессе проектной деятельности Этапы проекта Роль учителя Роль ученика Формируемые УУД Замысел Организатор Участник замысливания В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли. Деятельностный этап Консультант Творец В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей. Представление работы Координатор Актер В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера. В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Роль рефлексивных умений в формировании УУД Особое внимание с точки зрения формирования универсальных учебных действий в ФГОС НОО уделяется рефлексивным умениям. Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной деятельности, учебного материала и учебной среды. Рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя. Умение - это освоенный учащимися способ выполнения действий на основе знаний. В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:
  • адекватно воспринимать себя;
  • ставить цель деятельности;
  • определять результаты деятельности;
  • соотносить результаты с целью деятельности;
  • определять наличие ошибок в собственном поведении;
  • описывать прожитую ситуацию.
Педагогическая задача по формированию рефлексивных умений состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учитель должен создавать ситуации, в которых обязательно есть:
  • включение каждого учащегося в коллективную рефлексию, проводимую педагогом или учащимися, владеющими приемами организации рефлексии;
  • самостоятельное проведение рефлексии каждым учащимся.
Для результативного решения данного вопроса каждый педагог должен владеть определенными методами и приемами, позволяющими формировать у учащихся рефлексивные умения. В свою очередь, для формирования рефлексивных умений каждому ученику необходимо освоить организацию собственной деятельности на каждом из трех последовательных этапов: проектирование своей деятельности, ее реализация и рефлексия. На первом этапе учащийся прогнозирует и планирует свою учебную деятельность и фиксирует в таблице. Он может планировать свою деятельность по-разному: самостоятельно, с помощью учителя или с помощью своих товарищей, но записи в таблице он делает сам. Это может выглядеть как ответы на три вопроса: Что мне нужно сделать? Что необходимо делать? Что я могу сделать? 1. 1. 1. 2. 2. 2.
Оформление таких записей необходимо для последующего обучения анализу деятельности. На втором этапе по реализации поставленных задач важно включить учащихся в парную или групповую работу. В условиях учебного диалога появляется возможность для формирования у школьников умения вставать на позицию другого, понимать причину действия другого человека, адекватно воспринимать себя и принимать ответственность. Почему в этом случае диалог становится условием развития умений? Учитель (или другой ученик) тогда готов вступить в диалог и помочь, когда школьник (при возникновении затруднений) сам запросит недостающую информацию. Это требует от ученика осознания, почему он не может решить учебную задачу и последующей формулировки вопроса, который позволит ему найти информацию для правильного решения. Чтобы вступить в диалог, ученику необходимо выделить в задании условия, ответить на вопрос: «Могу ли я выполнить задание самостоятельно?», и четко изложить, какая помощь ему необходима. В совместной деятельности для учащихся важно выработать правила, нормы. « Правила совместной деятельности ». Нормы создаются всеми участниками учебной группы и принимаются индивидуально каждым. Они оформляются для всеобщего обозрения в классной комнате, для того, чтобы в нужный момент можно было к ним обратиться. Приведу примеры таких правил: - говори, не мешая другим (в паре - шепотом, в группе - вполголоса); - не отвлекай другого (других) лишними вопросами; задавай вопросы по существу дела; - слушай, не перебивая другого человека; - принимай мнение других членов; - уважай других; - корректно исправляй ошибки других людей; - согласовывай свои дела и действия с другими; Наличие принятых социальных норм позволяет педагогу не выступать на учебных занятиях в роли «держателя границ и порицателя поведения», а в нужный момент обратить внимание ученика на общепринятые правила, хотя чаще всего это делают другие учащиеся. Пространство для осуществления рефлексии на третьем этапе, как и пространство учебного процесса, необходимо специально организовывать: определить место, время и задачу каждого ученика. Рефлексивный процесс специально организуется учителем, он направлен на объективизацию учебных потребностей, постановку учебных задач. В ходе него ученик обнаруживает свои достижения и проблемы; понимает, почему в деятельности у него что-то не получилось или получилось; находит причины проблем и достижений. Это позволяет ученику осознать свою ответственность в позиции ученика. Учителю порой сложно понять, насколько глубоко содержание рефлексивного высказывания ученика, видит ли он себя в деятельности, стремится ли измениться. Для этого необходимо понимать высказывания учащегося, анализировать, направлять его речь на себя или на других. Предлагаю учителю использовать специальную памятку: Рефлексивные высказывания учащихся Процесс рефлексии Процесс анализа или оценки Учащийся в своих высказываниях использует местоимение «Я»; Учащийся в своих высказываниях не использует местоимение «Я», чаще всего он произносит фразы: «Наша группа сегодня…», «Учитель сегодня на занятии..» Описывая деятельность, ученик может четко обозначить цели, определить пошаговость ее достижений, выделить результат; Ученик говорит в целом о прошедшей деятельности Ученик говорит о ситуации объективно, без оценок, проговаривает границы своей ответственности; Ученик говорит о ситуации оценивающе, не принимает ответственности за происходящее в ситуации; Ученик проговаривает, что он сам будет делать дальше; Ученик проговаривает, что должно произойти для изменения ситуации;
Опыт организации рефлексивной практики учащихся в школе показывает сложность рефлексивной деятельности. Участие учеников в рефлексии требует от учителя серьезной подготовки, владения рефлексивным мышлением и умениями организации рефлексивного пространства. На первых этапах организации рефлексивной деятельности учащимся можно предлагать ответить на вопросы, продолжить неоконченные предложения, проанализировать пословицы, афоризмы и т.д. Например:
  • Восстанови (перечисли), что ты сделал за занятие;
  • Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше;
  • Определи свою деятельность по шкале успеха.
Шкала успеха:
  • я мог (- ла) работать и лучше;
  •  сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;
  • я сегодня плохо работал (- а);
  • я очень старался (ась), но у меня не все получилось;
  • сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.
Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим. Учащиеся могут анализировать собственные действия, отношения, мысли и т.д. Если ученик затрудняется начать высказывание, то учитель может предложить ему закончить предложения, например: «Думаю, что…», «Мое отношение…», «Я чувствую…». С их помощью учитель задает нужный ему как руководителю процесса предмет рефлексии. Можно использовать и другие вопросы, неоконченные предложения или выбор фраз и т.д.: Выбери утверждение:
  • Все понял, могу помочь другим.
  • Все понял.
  • Могу, но нужна помощь.
  • Ничего не понял.

Неоконченные предложения для самоанализа учащегося:
  • Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось)
потому, что________________________________________________________
  • наиболее трудным мне показалось___________________________________
  • Я думаю, это потому, что___________________________________________
  • Самым интересным было ___________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее: ________________________________________________________
  • Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: ________________________________________________________
  • Я бы хотел попросить своего учителя _________________________________

Такие задания позволяют ученику фиксировать границы своего знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути получения результата. Для их выполнения необходимо много времени, чтобы процесс мышления по поводу самого себя развернулся полноценно. Если такие рефлексивные задания выполнять за несколько минут до окончания задания, то процесс рефлексии обрывается и становится формальным. Рефлексия, по сути, индивидуальна, и затруднения в учебной деятельности у каждого ученика возникают в определенный для него момент деятельности, поэтому ему необходимо иметь возможность (независимо от других) самому понимать свои действия, делать выводы и на их основании изменять деятельность. Фиксировать такие моменты можно в таблице учета, которую заполняет учитель Фрагмент таблицы учета рефлексивных умений учащихся: Список учащихся Рефлексивные умения адекватно воспринимать себя ставить цель деятельности соотносить результаты с целью деятельности определять наличие ошибок в собственном поведении Описывать прожитую ситуацию Апкаримов М. + + * - - Мокроносов И. + + + + + *
Павлюк С. - * - * * Условные обозначения: «-» - умение не сформировано; «*» - умение проявилось частично; «+» - умение в целом сформировано; «+ +»- умение сформировано хорошо;
Рефлексивные ситуации у каждого ученика возникают в свой момент времени, поэтому учитель фиксирует то, что ученик проявил в деятельности (например, умение ставить цель деятельности) или не смог реализовать (например, умение определять наличие ошибок в собственном поведении). Если учитель не ставил специальных задач по формированию того или иного умения, а ученик не проявляет данное умение в стихийных ситуациях, то ячейка в таблице остается незаполненной. Таким образом, формирование рефлексивных умений у школьников на ступени начального общего образования может задаваться с помощью образцов деятельности, различных методических или дидактических средств, через последовательность выполняемых действий, особенности организации учебного занятия или иной единицы учебного процесса. Одним из путей формирования межличностных отношений на уроке является организация парных и групповых форм работы. Работа в парах - это выполнение учебного задания двумя участниками, где есть возможность научиться взаимодействовать и общаться с одноклассником, отработать навыки совместной деятельности. Взаимодействуя в паре, ученики совместно решают учебную задачу: договариваются об очередности, способах и последовательности выполнения задания; получают совместный результат; вместе оценивают и вдвоем отвечают за его правильность. Обучение сотрудничеству в парах позволяет реализовывать потребность каждого ребенка в общении с одноклассниками на уроке и на этой основе формируются деловые отношения в классе. Работа в паре помогает каждому ученику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:
  • желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;
  • умение презентовать себя - рассказать о себе, своих возможностях;
  • умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения поставленной цели). Обучение навыкам работы в паре необходимо осуществлять на доступном учебном материале; на знаниях, которые актуальны для учеников; на опыте, который знаком каждому.
Работа в парах - это подготовительный этап для более сложной формы общения - в группе. Работа в группе отличается не только количеством участников, но и сложной формой взаимодействия. Ее лучше использовать, когда работа в парах уже не вызывает у большинства учащихся трудностей. Групповая работа позволяет развивать качества и умения учеников, характеризующие их как субъектов учебного процесса, так как они учатся:- воспринимать и принимать учебную задачу;
  • договариваться о способах, последовательности, очередности выполнения;
  • ориентироваться на получение совместного результата, который зависит то вклада каждого члена группы;
  • оценивать полученный результат, сравнивая его с поставленной задачей;
  • выражать свое эмоциональное отношение к процессу выполнения задания, а также проанализировать и оценить полученный опыт взаимодействия;
Для того, чтобы групповая или парная работа была результативной, необходимо соблюдать определенные требования:
  • цель, которая ставится перед учащимися, должна быть посильной для них, а содержание задания должно обеспечивать активность всех школьников;
  • задания должны способствовать возникновению различных мнений и являться основой для совместного обсуждения, носить поисковый характер, так как групповая работа тесно связана с проблемным обучением;
  • материал заданий должен быть структурирован так, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы;
  • каждая группа должна иметь возможность видеть взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп и всего класса;
  • учебный материал и применяемые при его изучении методы должны дать возможность каждому ученику реализовать свои способности в рамках групповой работы, применить имеющиеся знания и умения;
В основе организации совместной деятельности на уроке лежат идеи развития сотрудничества, коллективных способов обучения. Процесс развития коммуникативных умений в классе представляет собой ориентировку каждого ребенка в совместной деятельности, осознание им ее структуры, включение в нее как соучастника. Таким образом, одна из целей работы учителя состоит в том, чтобы направлять и регулировать активность учащихся через организацию сотрудничества учеников друг с другом. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые сформулированы к трем группам результатов: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия. Сформированность УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом. 3.Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Отслеживать результаты формирования УУД можно лишь при наличии программы, рассчитанной на четыре года обучения. Такая программа была составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе. Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Задачи мониторинга: 1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; 5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; Объекты мониторинга: 1. Универсальные учебные действия младших школьников; 2. Педагогические технологии, используемые в начальной школе. Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса. Система критериев и показателей уровня сформированности УУД Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
  • сформированность навыков учебной деятельности у учащихся, отражающий уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Методы сбора информации:
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.
В программе важную роль играют технологические карты формирования УУД, в которых прописаны нормативные показатели и уровни сформированности тех или иных универсальных учебных действий, диагностические методы. Такой мониторинг позволяет мне анализировать успешность класса и каждого обучающегося в отдельности.

  1. Результаты мониторинга УУД в 3-х классах по Режевскому городскому округу Свердловской области за 2013-14 учебный год.
Целью мониторинга, проведенного управлением образования по РГО являлось:
  • выявление уровня сформированности универсальных учебных действий (общеучебных действий и компетенций) обучающихся третьего класса;
  • прогнозирование оптимальных путей развития универсальных учебных действий;
В мониторинге участвовало 486 человек из 16 образовательных учреждений, инструментом мониторинга контрольно-измерительные материалы диагностики метапредметных результатов начального образования. Диагностировались регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия. Результаты регулятивных УУД. Максимальный балл за регулятивные умения - 22 б. Самый низкий балл по району - 1 б., самый высокий - 22 б., средний балл по району - 14,3. Самый низкий процент успешных решений всего класса по сумме баллов за регулятивные умения - 32%, самый высокий - 85% (у меня 85%). Средний общероссийский 62%, по району 65%. Из данных диагностической работы следуют следующие выводы: к концу третьего года обучения 77% умеют составлять план действий, 80% действовать по плану, 79% умеют самостоятельно формулировать цель, есть и проблемы в формировании регулятивных действий - это умение обучающихся сверять действия с целью находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результаты работы. Результаты коммуникативных УУД. Максимально возможный балл за коммуникативные умения 7 баллов. Самый низкий балл по району - 0б., самый высокий балл по району - 7б., средний балл - 4,3б. Самый низкий процент успешных решений всего класса по сумме баллов за коммуникативные умения - 41%, самый высокий - 83% (у меня 81%). 84% диагностируемых детей умеют вычитывать информацию, данную в явном виде, умеют объяснять смысл слова, 75% понимают смысл текста в целом, но вычитывать информацию, данную в неявном виде могут 41%. Процент успешных решений всех учащихся по РГО составляет 61% . Результаты познавательных УУД. Максимально возможный балл за познавательные умения - 33б. Самый низкий балл по району - 7б., самый высокий - 33б., средний балл по району - 21,6б. Самый низкий процент успешных решений всего класса по сумме баллов за познавательные умения - 46%, самый высокий - 79% (у меня 73%). Результаты диагностики познавательных УУД позволяют сделать вывод, что формирование именно этих универсальных действий остаются проблематичными. Лишь 28% обучающихся сумели определить причины явлений и событий. Что это субъективные, или объективные причины? Разброс успешности класса по данному показателю составляет от 84% до 11%. Таким образом, педагоги выяснили, на каком уровне формирования УУД каждый обучающийся, весь класс, школа, район и, конечно, внесли коррекцию в свои рабочие программы.
  1. ФГОС. Проблемы. Пути решения.
При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. К первой группе проблем, я думаю можно отнести проблемы, которые заключаются в нас, педагогов - неготовность к:
  • планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС:
  • изменениям профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;
Системные проблемы. Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований ( трех «Т» ) к результатам, структуре программы, к условиям реализации основных ОП. Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
  • недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
  • слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
  • неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
  • сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
  • сложности в организации внеурочной деятельности (Учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки, под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом. А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»; «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)
Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:
  • недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель; библиотечный фонд для начальных классов нужно расширять; каждый кабинет необходимо подключить к локальной сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, а не быть просто экраном; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана; компьютерный класс для начальной школы или хотя бы оборудовать место работы каждого учителя) ;
  • малоэффективное использование средств, ресурсов;
  • недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей (педагога-психолога, врача ЛФК)
  • нехватка площадей для нашей школы (здание построено по типовому проекту, которое на данном этапе в основном не соответствует требованиям СанПин, федеральным требованиям к организации образовательного процесса - согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, актовый зал, зал для занятия ритмикой и ЛФК)
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
  • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
  • дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
  • организационно-нормативная , возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
  • профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций;
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что трудно перестроиться. Учителя школ нашего района обучались на курсах, посвященных переходу начальной школы к ФГОС второго поколения. Это был обзорный блок тем. Теперь, спустя три года, можно сказать, что переподготовка учителей должна быть системной. Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль результатов матапредметных и предметных» и т. д) Пути решения проблем.
  1. Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС.
  2. Организовать психологическое сопровождение в начальной школе:
  • организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,
  • вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся ,
  • получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов - внимания, мышления, памяти младших школьников) и т. д.
  1. «Дефицит времени» Разработать методические рекомендации по организации рабочего времени педагога.
  2. Ещё одна проблема, которая напрямую волнует учителя: обеспечение учебниками и печатной продукцией к данным учебникам.
Стандарты нового поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять ФГОС приходится всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на мой взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Необходимо изменить деятельность всех структурных подразделений школы, участников образовательного процесса через системное сотрудничество. Четко планировать организационные мероприятия введения ФГОС, которые должны способствовать формированию в школе образовательной среды, методическому сопровождению деятельности педагогов, информационному просвещению общественности и семьи. Педагогам активно участвовать во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС, теоретически и практически осмыслить идеологию и методологию ФГОС, развивать практику непрерывного профессионального образования. Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия. И хочется сказать словами Ш.А. Амонашвили: «Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе - это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество». Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка. Вы загляните в детские глаза. Вам истина откроется простая: Нельзя учить, души не отдавая, И в этом смысла жизни красота! Современные стандарты требуют воспитания духовно-развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.





Литература

1. school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

2. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных действий. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5.

3. Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №3.

4. Ермолова Н.А., Лукина Ж.М. Формирование универсальных учебных действий на уроке «Технология» во втором классе //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №6.

5. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - №2.

6. Сиденко Е.А., Хачатрян Н.Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№1.











































31

Гильмутдинова К.З.

© 2010-2022