«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».


Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения
При реализации интерактивного обучения все учащиеся вовлекаются в процесс познания, организуется совместная деятельность учащихся с учителем и другими школьниками, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
К интерактивным методам обучения относят работу в парах, ротационные (сменные) тройки, метод «Карусель», работу в малых группах, метод «Аквариум», «Мозговой штурм», методы «Броуновское движение», «Дерево решений», различные ролевые (деловые) игры, метод пресс-конференций, дискуссию, дебаты и многие другие.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, применять новые методы и приемы обучения. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Рассмотрим особенности формирования орфографической зоркости с использованием таких интерактивных методов обучения, как метод «Карусель», «Броуновское движение», «Дерево решений», ролевые игры, интерактивные диктанты.
Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внутреннем ученики через определенный промежуток времени меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание:
Обоснуйте, почему в словах деньки и пеньки написаны безударный гласный Е.
Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа:
«Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п...ля, м...ря, с…ды. Объясни, почему вставили такие буквы.
После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием и весь алгоритм повторяется заново.
Метод «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, при изучении темы «Непроизносимые согласные» детям можно предложить найти вещи, изображение предметов, отгадки на загадки, ребусы в классной комнате (при этом на столах, стенах, подоконниках, двери развешано множество различных материалов: фотографии, ребусы, карточки с загадками, которые относятся к теме или нет) и записать в тетради по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Каждый ученик должен найти в классе эти слова, записать их (при этом перемещаться по классу разрешается). После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, можно осуществить самопроверку: для этого следует продемонстрировать изображения этих слов, и их написание, следует отметить, что на доске важно написать больше слов на данную тему, чем было задано, например 10. Далее можно предложить учащимся списать те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные.
Метод «Дерево решений» заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий.
Действенными являются так же интерактивные диктанты, например диктант с постукиванием. Суть данного метода заключается в том, что во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда поизносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
При работе со словарными словами можно использовать метод аналогий и ассоциаций, в данном случае помощником может быть этимологический словарь, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарь содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет понять его современное написание.
Например, слово малина - в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый - маленький.
Слово урожай - то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка - у. Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
Современные технические средства обучения так же способствуют созданию интерактивной среды, в которой происходит развитие орфографической зоркости. Например, на уроках можно использовать возможности интерактивной доски. Приведем в качестве примера некоторые основные способы использования интерактивной доски:
1. Создание пометок и записей поверх выводимых на экран изображений (пометки могут делать как сами дети, так и учитель).
2. Совместная работа над документами, таблицами или изображениями (например, на уроке может быть спроецирована таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется).
3. Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски (эту форму можно использовать на уроках русского языка с деформированным текстом. В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и исправить).
4. Демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса (один учащийся может сделать домашнюю работу на компьютере, а на уроке она проверяется всеми, и ребята сверяют свои записи с работой данного учащегося. Это повышает наглядность при проверке домашнего задания на уроке).
Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Чтобы работа над ошибками прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые приемы. Например, игра «Помоги Пете Ошибкину». Здесь учащиеся выступают в роли учителей, выискивая ошибки в специально подготовленных текстах, которые составлены по результатам контрольного диктанта, проведенного в конкретном классе.
Игра «По щучьему веленью» помогает ученикам ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать их наименования. Суть работы заключается в том, что ученики меняются тетрадями, анализируют работу соседа по парте и по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей. В данном случае кроме орфографической зоркости развиваются оценочные и рефлексивные умения школьников.
Можно предложить детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где учащиеся будут записывать слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагается памятка, которая подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.
Все выше перечисленные интерактивные методы и приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроля, рефлексивные умения.
Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В ходе моих наблюдений я пришла к выводу, что деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Оттого, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Из своей практики я установила, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии. Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий. -Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. -Проекты-наблюдения - наблюдение за природой, сравнение времен года: « Встречаем зиму», « Готовимся к зиме», « Мои домашние питомцы» и т. д. Наблюдения за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека - все это выливается в проекты. Дневник наблюдений - основа проекта. Итогом таких наблюдений становится устный рассказ или рисунок. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями. Данный вид проектов я использую на уроках окружающего мира. -Конструктивные проекты я применяю на уроках труда. Сюда относится изготовление материальных предметов: поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Задача данного проекта состоит в том, чтобы придать традиционным заданиям проектную форму исходя из известного алгоритма проектирования, включить элементы обоснования, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного (варианта) и рефлексии в конце работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. ( см. Приложение № 1, «Распорядок дня») Я считаю, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества: -принятия самостоятельных решений; -умение ставить задачи и задавать вопросы; -поиск нестандартных, оригинальных решений; -способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих; -раскрытие индивидуального потенциала. Где человек творец - там он субъект. Потребность в общении - это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общение между субъектами коллективной учебной деятельности. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Я обучаю школьников применять следующие правила работы в диалоге: правило 1 - отвечать на поставленный вопрос; правило 2 - каждый имеет право на свою версию; правило 3 - каждый имеет право поддерживать версию другого; правило 4 - каждый имеет право критиковать версию другого. Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Обучающиеся не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе - умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Примером может служить работа с геометрическим материалом на уроке математики во 2 классе. ( см. Приложение №2) Ответ на поставленный вопрос найден. Путь к нему был успешно пройден благодаря тому, что каждый ученик продвигал решение дальше, опираясь на сказанное предыдущим товарищем. К ответам детей мне уже не нужно добавлять готовых выводов, правил. Общими усилиями дети приходят к ним сами. Назову положительные стороны дискуссии: - обучающийся вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения; - в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обращаться за разъяснением и получить более полную информацию; - обучающиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность; - думая вместе, оспаривая друг друга, обучающиеся добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. На мой взгляд, важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 и во 2 классах я использую работу в парах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.
Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников: - не владеют умениями совместной деятельности; - не готовы сотрудничать в больших группах; - плохо знают друг друга; - не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Привожу пример занятия, проводимого мною в адаптационный период с первоклассниками. ( см. Приложение №3) Проанализировав выполнение данного задания, я выяснила, что одни пары смогли договориться о порядке работы и выполнить ее полностью, другие не смогли продемонстрировать такой уровень сотрудничества. Процесс совместной деятельности дети подменили индивидуальной работой. Неготовность детей принимать общую цель совместной деятельности ставит преграду для формирования деловых межличностных отношений. Их отношения складываются только как личностные и не входят в зону деловых взаимоотношений. Таким образом, опираясь на данные наблюдения, я организовываю процесс обучения с учетом индивидуального характера развития деловых межличностных отношений. Именно с этой позиции учу детей планировать общую деятельность, договариваться о способах выполнения задания, соотносить свои действия с действиями партнера, принимать участие в сравнении цели и результата деятельности. Это является условием возникновения мотивации к совместной деятельности, положительного к ней отношения. Начиная с третьего класса, я ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий. 1. Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом. 2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы. 3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха. Итак, группы работают. У меня есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4 - 6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь обучающимся найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания - это интересно и необходимо.
Вывод: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе играет огромную роль. Успешность обучения младших школьников - это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения, при которой не только учитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности. Считаю, что проведенное исследование является подтверждением выдвинутой мною гипотезы: процессу активизации познавательной деятельности способствует применение интерактивных форм и методов. В микрогруппах дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция). Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В играх дети раскрепощаются, развивается мышление, внимание и активизируется познавательная деятельность (личностная компетенция). Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику. Умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их. Развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае признания безусловной ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности. Рекомендации учителям: Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.





















Приложение № 1. Проект « Распорядок дня». Цели проекта ( поставленные перед ребенком): проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом; представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге. Педагогические цели: развить такие качества личности ребенка, как аккуратность. Обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом. Дети проявили творчество в оформлении расписания. Это были собственные рисунки по часам иллюстрирующие активность в течение дня. То же самое в другом проекте было проиллюстрировано с помощью аппликации, в третьем - это цифровые фотографии, Многие дети подобрали соответствующие иллюстрации из детских журналов и наклеили их в нужном порядке. Результатом проекта является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня; практическим воплощением результата стал распорядок дня конкретного школьника, самостоятельно составленный и творчески оформленный на бумаге.







Приложение № 2.

Учитель ведет дискуссию:

- Дети, вам нравится работать с трудными заданиями

- Рассмотрите данные фигуры. «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

- Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?

Ученик. Я считаю, что лишняя фигура - круг.

Учитель. Докажи.

Ученик. У него нет углов. А еще нет сторон.

Учитель. По какому признаку объединили остальные фигуры?

Ученики. Все они имеют углы. А еще они имеют стороны.

Я хочу добавить, что все они состоят из ломаных замкнутых линий, но только с разным количеством звеньев.

Я согласна со всеми, но еще у данных фигур есть вершины, это тоже общее.

Учитель. Я согласна с вами. А как можно назвать данные фигуры одним словом?

Ученики. Я думаю, это многосторонники.

А может, это всеугольники или всесторонники?

Нет, это многоугольники. Старшая сестра их так называла.

Учитель. Какое же название вам больше всего понравилось?

Да, ребята, в геометрии их называют многоугольники.


«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».



Руководитель МО начальных классов

Щептева Т.П.

© 2010-2022