Программа по бисероплетению Бусинка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПрограмма по бисероплетению БусинкаПояснительная записка.

Данная программа «Бусинка» дополнительного образования является программой художественно-эстетической направленности. Уровень освоения - общекультурный.

Актуальность -на протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

Новизна. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся . Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.

Педагогическая целесообразность. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, "культуру творческой личности". Формирование "культуры творческой личности" предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию "я хочу это сделать сам". В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только "под диктовку" педагога по принципу "делай как я", выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя "работу ума и работу рук", а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие обучающихся осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные ( на базе школы, села ), так и районные, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

Цель программы:

Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

В процессе освоения программы реализуются следующие задачи:

Обучающие:

  1. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

  2. Выработать практические навыки мускулатура рук.

  3. Познакомить с технологиями и материалами изучаемых направлений.

Развивающие:

  1. Развивать фантазию, воображение, память, наблюдательность.

  2. Развивать умения согласовывать свои действия с другими людьми.

  3. Развивать координацию рук.

  4. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

  2. Воспитывать самостоятельность, гуманные чувства, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

  3. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей.

Отличительные особенности данной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию средствами труда, где ребенок выступает в роли художника, исполнителя своей работы;

принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам ( уроки живописи, изобразительное искусство и технология);

принцип креативности -предполагаем максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет.

Формирование групп происходит по желанию на свободной основе. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к учащимся.

Срок реализации программы : 1 год -144 ч., 2 год -144 ч.

Освоив базовый курс, ребенок может и в дальнейшем посещать объединение углубляя свои знания по основным темам.

Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа. Через каждые 45 минут перерыв.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу обучения обучающиеся должны знать:


  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

  • название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;

  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

  • правила планирования и организации труда.

Уметь:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;

  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

  • подбирать детали для работы.

  • самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с педагогом плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;

  • работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,

  • читать простейшие схемы.

Способы проверки знаний и умений детей.

Осуществляется текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работай детей по всем изучаемым темам. Отбор лучших работ, оценка их качества осуществляется при совместном анализе работ учениками и педагогом. При анализе работ отмечаются лучшие , аккуратность и качество выполненной работы. Кроме того при оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе. Оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований. Кроме того, в процессе обучения для проверки результатов освоения программы учащимися используются следующие формы контроля процесса обучения:

- текущий контроль знаний в процессе устного опроса

( индивидуального и группового);

- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

- промежуточный тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

-итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы.

Формы подведения итогов считать: выставки на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, родительских собраниях, классных часах.





Учебно-тематический план

1 год обучения 144 часа




Тема

Количество часов

Теория

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

Вводное занятие

Низание бисера "в две нити"

Низание бисера "в одну нить"

Плетение брошек и подвесок

Выполнение творческих работ

Итоговое занятие

Итого

Итог

9

42



27

24

40

2

144

3

14



8

8

12







45

6

28



19

16

28



2



99




Содержание дополнительной образовательной программы

1.Вводное занятие.

Теория:

Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Беседа:"из истории бисероплетения", «правила работы с бисером".

Практическая работа:

Знакомство с педагогом, друг с другом. Игры на знакомство. Знакомство с материалом для работы.

2.Низание бисера "в две нити".

Теория:

Зарисовка схем изделий.

Практическая работа:

Цепочка "в крестик", соединение цепочек "в крестик", "колечки", "полотно", "мозаика»

3. Низание бисера "в одну нить".

Теория:

Зарисовка схем изделий.

Практическая работа:

Цепочка "в крестик", "колечки", наплетение на цепочку "колечки", "полотно", "мозаика".

4.Плетение брошек и подвесок.

Теория:

Зарисовка схем изделий.

Практическая работа:

Плетение брошек "Паук", "Краб", "Бабочка", плетение подвесок.

5.Плетение брошек и подвесок.

Теория:

Зарисовка схем изделий.

Практическая работа:

Плетение брошек "Паук", "Краб", "Бабочка", плетение подвесок.

6.Итоговое занятие.

Практическая работа.

Показ всех творческих работ. Выставка. Награждение активных участников деятельности объединения.




Учебно-тематический план

2 год обучения 144 часа



Наименование тем

Общее количество учебных часов

В том числе теория

В том числе практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

Вводное занятие

Фенечки с узором

Ажурная цепочка

Плетение жгута

Оплетение пасхального яйца

Выполнение творческих работ

Итоговое занятие

Итог

9

21

21

27

24



40

2

144

3

3

3

8

8



4



29

6

18

18

19

16



36

2

115



Содержание дополнительной образовательной программы

1.Вводное занятие.

Теория:

Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях Беседа "Родословная стеклянной бусинки".

Беседа "Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.

Практическая работа:

Знакомство с педагогом, друг с другом. Игры на знакомство. Знакомство с материалом для работы.

2.Фенички с узором.

Теория:

Зарисовка схем изделий.

Практическая работа:

Фенички из бисера и стекляруса, фенички с орнаментом, фенички с именами.

3.А журная цепочка.

Теория:

Зарисовка схем изделий.

Практическая работа:

Ажурная цепочка с ячейками-ромбами, ажурная цепочка с ячейками-"фонариками", ажурная цепочка с ячейками двух видов, ажурная цепочка с зубчиками по краям.

4. Плетение жгута

Теория:

Зарисовка схем изделий.

Практическая работа:

Плетение плотного жгута, украшение плотного жгута.

5. Оплетение пасхального яйца.

Теория:

Зарисовка схем изделий.

Практическая работа:

Плетение пасхального яйца.

  1. Выполнение творческих работ

Теория:

Зарисовки схем изделий.

Практическая работа: работа по составлению схем с помощью педагога.

7.Итоговое занятие.

Практическая работа.

Показ всех творческих работ. Выставка. Награждение активных участников деятельности объединения.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Формы организации деятельности детей.

  • Фронтальная ( используется в теоретической части занятий)

  • Групповая

  • Индивидуальная (каждый ребенок выполняет индивидуальное задание, пользуясь консультацией и помощью педагога)

Методы организации учебно-воспитательного процесса.

Необходимо искать и внедрять в практику наиболее активизирующие деятельность детей методы обучения. Программа строится по принципу «от простого к сложному». Педагогу необходимо применять всевозможные методы, которые могли бы заинтересовать ребенка, помогающие наглядно и доступно объяснить изучаемый материал.

1.Словесный метод.

Устное изложение темы - педагог

рассказывает об истории и географии возникновения вида бисероплетения , о его развитии.

2.Беседа. Правила поведения на занятиях, выставках, экскурсиях.

3Наглядные методы обучения.

Педагог показывает, как правильно работать в разных техниках, как правильно использовать инструменты, как их держать и т.д. используются плакаты, показ готовых изделий -метод демонстрации и иллюстрации. Для такой работы отбирается посильный для воспитанников материал ( т.е. такой материал, который на данном уровне общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида соответствует состоянию обучающихся).

4.Практический метод обучения. Выполнение детьми работ под

руководством руководителя.

6.Репродуктивный метод. Дети получают готовую информацию.

7.Частично-поисковой. После разбора какой - либо работы, детям

дается возможность самостоятельно выполнить работу.

Дидактический материал.

  1. Плакаты и ксерокопии.

  2. Диски с картинками работ.

  3. Диски с музыкой ( классические, детские)

Техническое оснащение

Оборудование: Инструменты:

  1. Столы ,стулья. 1. Бисер.

  2. Компьютер. 2. Проволока.

  3. Проектор. 3.Леска.

Список используемой литературы.

1. Жукова О.Г. "Бисерное рукоделие", 2011 г, г.Ростов-на-Дону

2. Божко Л.А. "Бисер"

3. Божко Л.А. "Бисер. Уроки мастерства"

4. Гусева Н.А. "365 фенечек из бисера"

5. Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.



Список литературы для обучающихся. 1.Кузьмина Е « Бисер для детей» 2.Ликсо Н.Л. « От простого к сложному» 3.Ликсо Н.Л « Фантастические многоцветы» 5.Ляукина М.В. « Подарки из бисер»

6.Фадеева Е. « Простые поделки из бисера»

Интернет ресурсы.

www domknigi.ru

domosedki-shop.ru

www biser-shop.ru

www pleteniebiserom.ru

wwwhochutvorit.ru

www chudopredki.ru

www cwetomania.ru


© 2010-2022