Конспект урока по литературному чтению Гусеница - бабочке

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе (система ПНШ)

Учитель: Гимазова О.А.


Тема: «Б.Заходер «История Гусеницы» (окончание). М.Яснов «Гусеница - Бабочке» Цели: -продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на высказывания и поступки героя; -с помощью системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст; -обсудить возможность использования научных сведений в сказке и стихотворении; -обнаружить, что герой авторской сказки обладает теми же чертами и поступает так же, как герой народной сказки. Универсальные учебные действия: Личностные: самоопределение Коммуникативные: работать с соседом по парте, распределять между собой роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. 1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания - чтение по цепочке последней части сказки «История Гусеницы» (с.105-109) -Какой день в этой истории назван «роковым»? Вы посмотрели в Толковом словаре значение слова «роковой»? Как вы считаете, писатель в шутку называет этот день «роковым»?
3.Постановка проблемы -Посовещайтесь в парах, определите жанр этого произведения (сказка). То есть это художественное произведение? -Тогда отсылаю вас к заданию 2 (Подтверди строчками из текста, что кокон - выдающееся изобретение природы с.106-107). Это научные сведения? А что сообщил Костя Погодин? (гусеница, замотавшая себя в кокон, называется куколкой) -В какое время года началось превращение Гусеницы в куколку? А в какое время года куколка превратилась в Бабочку? Сколько же всего времени потребовалось для того, чтобы Гусеница превратилась в Бабочку? -А это научные сведения? Тогда получается, что это научный текст? (затруднение детей, мнения разделились).
4. Целеполагание -Какую цель поставим на урок? (С помощью учителя дети формулируют: научиться находить в художественном тексте элементы научности). -Предлагаю незавершенный сложный план по достижению цели. Дополните его. План 1.Найти научные … сведения в тексте 2.Доказать, что «История Гусеницы» и «Гусеница - Бабочке» художественные…тексты: А) исследовать, является ли Гусеница сказочным … героем; Б) подтвердить, что автор в художественном произведении имеет возможность выразить…свои чувства.
5.Изучение нового материала (1 пункт плана) -Часть научных сведений мы уже нашли. По данной теме М.Яснов предлагает вам стихотворение «Гусеница - Бабочке» (чтение по ролям в парах с.110) -Вы, конечно, догадываетесь, кто такая куколка, которой нужно уступить место? Костя сказал, что загадку этого стихотворения разгадывали на заседании клуба «Мы и окружающий мир». - А разве здесь есть загадка? - усомнились ребята. -Конечно! - сказал Костя. - Кто из вас догадался, почему надо сначала Куколке уступить место? -Вы сумеете ответить Косте? -Никто из ребят не сумел. Тогда Костя объяснил: -Сначала насекомое живет в виде гусеницы. Потом на месте гусеницы появляется куколка: гусеница уступает место куколке. Затем на месте куколки появляется бабочка: куколка уступает место бабочке. -Прочитайте стихотворение еще раз. Теперь вы можете до конца понять не только его шуточный, но и научный смысл? -А давайте прочитаем на эту тему научный текст из учебника «Окружающий мир» (с.98-99). -Давайте подумаем, - предложила Анишит Йокоповна, - нужно ли писателю хорошо знать мир природы, чтобы написать «Историю Гусеницы»? Содержатся ли в «Истории Гусеницы» сведения для научного сообщения? Какие это сведения? Можно ли считать, что «История Гусеницы» - это НАУЧНЫЙ текст? Или в нем, кроме научных сведений, есть что-то очень важное, что может быть только в художественном тексте? Что же это?
6.Физминутка
7.Изучение нового материала (пункт 2а) -Почему же этот текст помещен в учебник по литературному чтению, а не в учебник по окружающему миру? - спросил Михаил Потапович. - Может быть, это все-таки сказочная история, хотя и основанная на знании жизни природы? -Давайте исследуем, является ли Гусеница сказочным героем, - предложил Михаил Потапович. -Покинула ли Гусеница свой дом, пусть и не по своей воле? Грозила ли Гусенице серьезная опасность? Она преодолевала трудности, чтобы вернуться в родной сад? -С Гусеницей произошли какие-нибудь превращения? После превращений она стала видеть мир иначе, изменилась? -Вспомните, кого мы называем сказочным героем (с.87). Гусеница может быть так названа?
8.Изучение нового материала (пункт 2б) -Как хорошо, что мы идем в «Музейный Дом»! - сказала Маша Иванова. - Очень хочется увидеть какой-нибудь замечательный пейзаж. -Мы посмотрим пейзаж Станислава Жуковского «Плотина». Уверена, что он вам понравится. -Почему краски такие неяркие? - спросил Миша Иванов. Сумеете объяснить это Мише? -Почему некоторые линии как бы волнистые? - спросила Таня Перова. - Будто они чуть-чуть дрожат? Можете ответить на Танин вопрос? -Как художник создает впечатление движения воздуха? Какие фрагменты пейзажа убеждают вас в том, что это зимний пейзаж, что еще холодно? А видно ли, что зима уже на исходе? Что помогает вам почувствовать приближение весны? (рассматривание фрагментов картины с помощью лупы) -Какие чувства испытывает художник по отношению к этому времени года? А вы? -Давайте послушаем произведения русских композиторов: пьесу Антона Аренского из цикла «24 характеристических пьесы для фортепиано» и «Прелюдию соль мажор №5» Сергея Рахманинова. -В каком из этих музыкальных произведений вам удалось услышать музыку воды? А какая пьеса, с твоей точки зрения, лучше передает впечатление наступающей весны? -Ваши мнения разделились. Значит, в художественном произведении (а картина и музыкальная пьеса - это тоже ведь художественные произведения) автор имеет возможность выразить свое отношение, свои чувства к изображаемому, так же, как и зритель, слушатель. 9.Итог урока, рефлексия -Вернемся к нашему плану. Все ли намеченное мы выполнили? Значит, мы достигли цели урока? Какой вывод можете сделать? -Бабочка - совершенное создание природы. А достигли ли вы лично сегодня на уроке совершенства? Вставьте свой магнит в соответствующее звено схемы: ГУСЕНИЦА - КУКОЛКА - БАБОЧКА

© 2010-2022