Конспект урока обучения грамоте на тему Заглавная буква Э. Научно-популярный текст (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1 классе

Учитель Коновалова В.М.

Тема урока

Заглавная буква Э. Научно-популярный текст

Учебник

«Букварь» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., «Прописи» №5 Пронина О.В. (ОС «Школа 2100»)

Тип урока

интегрированный (чтение и письмо)

Дидактическая цель

Развитие умений диалогической и монологической речи

Оборудование

Энциклопедии, концептуальная таблица, слова на карточках

Задачи

1.Личностные: воспитание интереса к чтению энциклопедических статей

2.Метапредметные - познавательные: формирование компетенций чтения - понимать текст, вычленять из текста нужную информацию; познакомить с концептуальной таблицей как средством систематизации знаний; формировать умение поискового и выборочного чтения - регулятивные: перевод предметных компетентностей в универсальные (применение теоретических знаний на практике) - коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, формировать отношения сотрудничества между учителем и учениками

Предметные: сформировать знание правописания заглавной буквы Э, закрепить умение читать слова с буквами Ээ; познакомить с жанром научно-популярной статьи


Ход урока

  1. урок

I.Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

II.Постановка темы и цели урока

- Рассмотрите в «Букваре» страницы с.148-149. Скажите, чему мы будем учиться на уроке? (Читать и писать слова, предложения, тексты с эаглавной буквой Э). Но прежде мы повторим строчную букву Э.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Повторение изученных гласных звуков («Букварь» с.148)

Фронтальная беседа.

- Найдите звуковых человечков. Сколько их? Почему они так крепко держатся за руки? (6 гласных звуков [а, о, у, ы, э, и] )

- На какие группы можно разделить эти гласные? (Гласные звуки, указывающие на твердость согласных и на мягкость согласных)

- Какие бывают гласные? (ударные и безударные).

- Какие буквы обозначают эти звуки? (буквы а, о, у, ы, э, и)

2. Работа в «Прописи» (с.31)

1.Повторение правописания строчной буквы э, соединений, слов.

2.Деление слов на слоги, обозначение звуков цветными точками.

IV. Чтение («Букварь» с.148) слов с заглавной буквы Э, предложений, поясняющих значение слов.

Самостоятельное чтение страницы букваря про себя (ознакомительное, дифференцированный подход).

- Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена, фамилии людей, название стран. Это имена собственные).

- Что вы скажете о словах (имена записаны на доске) Эдик и Эдуард? (Имя одного человека: краткое и полное).

- В каком из этих слов согласная буква отличается от звука? (Эдуард - слышим звук [т], пишем букву д). Докажите (Нет Эдуарда).

- Какие другие группы родственных слов вы прочитали?

Лексическая работа над значением слов отчество, Отечество, экскурс, экскурсант, экскурсовод.

Чтение вслух 1 столбика.

- Вы прочитали имена и фамилии известных людей. Кто знает, чем они прославились?

Чтение вслух 2 столбика.

- Назовите название государств. Какое государство вы не сможете найти на современной карте? (Эллада - древнее название Греции)

Самостоятельное чтение с заданием (поисковое):

- Прочитайте предложения и узнайте, верно ли ответили на поставленные вопросы.

Чтение предложений вслух. Лексическая работа над значением слов классик, соотечественник.

VI. Физминутка для кистей рук и глаз.

VII. Обучение письму прописной буквы Э. Работа в «Прописи» (с.31).

1.Сравнение заглавной буквы Э с буквами С, Х, Ж, Е.

- Найдите сходные элементы, подчеркните (один ученик на доске)

2. Письмо букв С, Х, Ж.

3. Написание прописной буквы Э после наклонной линии, показывающей высоту и наклон.

4. Письмо соединений с Э, слов.

5. Письмо предложений с комментированием: Экскаватор на стройке. Эскалатор в торговом центре.

6. Сравнение слов экскаватор и эскалатор по написанию.

- Сколько букв в каждом слове? В слове экскаватор подчеркните буквы, которых нет в слове эскалатор.

VIII. Домашнее задание по письму: выучить словарные слова экскаватор, эскалатор; раскрасить картинки.

  1. урок

I. Оргмомент.

- Чему вы учились на первом уроке? (Читать и писать слова и предложения с прописной буквой Э)

II. Повторение. Тренировка кратковременной памяти

Фронтальная беседа.

- Со страницы букваря вы узнали имена знаменитых людей. Проверим, как хорошо вы их запомнили. Кто это?

Эдвард Григ (норвежский композитор-классик), Эрнест Хемингуэй (зарубежный писатель), Эдуард Успенский (детский писатель), Эмма Мошковская (детская писательница), Эдгар По (зарубежный писатель), Эдисон Денисов (современный композитор).

III. Постановка цели урока

- Мы читали слова, предложения. Переходим к работе с текстом.

IV. Работа с текстом «Книга обо всем на свете» (с.148-149)

1. До чтения. - Прочитайте название текста. Как вы думаете, есть ли такая книга на свете? 2. Чтение по предложению вслух с комментированием по ходу. - Что такое энциклопедия? (Книга-справочник) - Для чего нужны эти книги? (Можно узнать обо всем на свете) 3. Работа над лексическим значением слов экология, этика - Вспомните, значение слов экология (наука о защите окружающей среды), этика (наука о нормах поведения). 4. Вопросы после чтения - Прочитайте название текста. Подходит оно к нашему тексту, почему? (Передает смысл текста) - Где можно взять энциклопедию? (в библиотеке, дома, интернете) - Какие энциклопедии есть у вас дома, расскажите. - Ответы на какие вопросы вы искали в энциклопедии? 5. Лексическая работа над группой родственных слов: энциклопедия - энциклопедические знания - энциклопедист (слова записаны на доске) - В энциклопедии размещены верные, научные данные. Как можно сказать про человека, имеющего такие знания? V. Практическая работа с энциклопедиями 1. Рассматривание выставки книг - энциклопедий. Фронтальная беседа. - Прочитайте названия энциклопедий, выставленных у доски. Что из этих книг можно узнать?

- Как быстро найти материал на интересующий вас вопрос? (Нужно использовать страницу «Содержание»)

- Верно, но энциклопедии имеют еще одну особенность. В конце или в начале книги есть алфавитный указатель, по которому можно быстро найти нужный текст.

2. Индивидуально-групповая работа. Поиск текстов по алфавитному указателю. Два ученика получают задание найти материал об Эквадоре. - Какую энциклопедию вы выбираете? («Станы мира»). - С чего вы начнете работу? (Найдем алфавитный указатель, слова на букву Э)

VI. Физминутка для осанки

VII. Работа с текстом «Лекарственные растения» («Букварь» с. 149) 1. До чтения.

- В «Букваре» есть статья из «Детской энциклопедии». Прочитайте

ее заглавие. Почему растения так называются? (Из них делают лекарства)

- Рассмотрите картинки, о каких растениях вы будете читать? (О подорожнике и шиповнике)

- Сколько абзацев в статье? (Три). Как вы узнали? (Три красные строки) 2. Самостоятельное (поисковое) чтение 1 абзаца с заданием: - Найдите в 1 абзаце, как по-другому называют лекарственные растения. (Целебные). 3. Чтение первого абзаца вслух. Выборочное чтение ответов на вопросы: - Когда люди научились распознавать целебные растения? (В глубокой древности) - Для чего использовали целебные растения? (Для лечения). В старину делали лекарства и лечили знахари. А в наши дни? (Фармацевты и врачи) - Где же растут лекарственные растения? (Их очень много в лесах, в степях, на лугах) 4. Чтение 2 и 3 абзаца вслух (ознакомительное)

- О каком лекарственном растении прочитали? (Из 2 абзаца - о подорожнике, из 3 - о шиповнике)

VIII. Работа с концептуальной таблицей. Дифференцированная работа 1. Хорошо читающие дети получают листики с таблицей и карточки для самостоятельного заполнения. Название растения вид растения целебные свойства способ применения подорожник



шиповник



Карточки со словами: ТРАВА, КУСТАРНИК, ОТ УШИБОВ, ОТ ПОРЕЗОВ, ОСТАНАВЛИВАЕТ КРОВЬ, ВИТАМИН С, ПРИКЛАДЫВАНИЕ, ОТВАР 2. Другие дети рассматривают таблицу на доске. Фронтальная работа - Сколько столбиков и строчек в таблице? - В верхней строчке записаны слова, по которым мы будем искать различия или сходство. Прочитайте. - Во второй и третьей строчках записаны названия растений. Прочитайте. - О чем будет говориться во второй строчке? (Все о подорожнике). - В третьей? (О шиповнике) 3. Проверка самостоятельной работы. Учитель проходит между рядами и проверяет самостоятельную работу сильных учеников. 4. Коллективное заполнение таблицы. - Подорожник - трава или кустарник? (Трава). В таблице размещается нужная карточка. Аналогично заполняется вся таблица. 5. Обобщение знаний по таблице. Ученик рассказывает, используя слова таблицы. - Что о подорожнике узнали? (Подорожник - это трава от ушибов и порезов. Для остановки крови надо прикладывать лист подорожника к ране). - Что о шиповнике узнали? (Шиповник - кустарник. Ягоды шиповника богаты витамином С. Из них делают отвар). 6. Вопрос на внимание. - Какую ошибку допустил художник на рисунке шиповника? (Нет колючек) IX. Проверка самостоятельной работы группы по энциклопедии «Страны мира» - Что вы узнали об Эквадоре? (Страна Южной Америки, находится на экваторе. На «эквадоре», как говорили испанцы) X. Обобщение 1. Знакомство с жанром научно-познавательной статьи - С каким книгами мы сегодня работали? (Книгами - энциклопедиями) - На уроках чтения вы уже узнали о литературных жанрах рассказ, стихотворение, сказка. Во всех этих жанрах автор что-то придумывает от себя. А в энциклопедической статье? (Нет, в ней придумывать нельзя, размещаются только научные данные). Это научно-популярная статья. Как вы думаете, научно-популярная статья - это литературный жанр? (Нет). Давайте прочитаем и постараемся запомнить признаки научно-популярной статьи.

2. Хоровое чтение с доски приемом «с остановкой», т.е. учитель произносит часть схемы, останавливается, дальше читают дети (слова учителя в скобках):

Научно-популярная статья

(это) познавательный текст

(который имеет) небольшой объем

(записан) в прозаической форме

(сообщает) научные сведения XI. Рефлексия.

- Что нового узнали? Кому понравился сегодняшний урок? Чем?




© 2010-2022