Поделитесь с коллегами:
Конспект интегрированного урока в 1 классе (окружающий мир и изобразительное искусство).
Тема: «Краски осени».
Тип урока: урок-игра «Я - художник, я - зритель».
Учитель: Панина Л. В. МБОУ СОШ № 1 г. Павлово, Нижегородская обл.
Цели урока:
-
Учить детей находить отличительные признаки каждого периода осени;
-
Формировать способность передавать отличительные особенности каждого осеннего месяца с помощью цветовой гаммы;
-
Учить обосновывать свой выбор;
-
Учить составлению композиции по заданному сюжету;
-
Способствовать развитию творческих способностей, воображения и индивидуального самовыражения детей;
-
Способствовать сплочению коллектива.
Оборудование урока:
-
Музыкальное оформление - П. И. Чайковский «Времена года»;
-
Разрезные картинки с изображением осенних периодов - ранней, золотой и поздней осени;
-
Репродукции картин художников;
-
Карточки с цветовой гаммой;
-
Готовые картины с изображением осеннего дерева в разные периоды осени;
-
Дополнительные детали для составления композиции
Ход урока:
- Оргмомент:
Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу. - Сообщение темы урока:
- Тема нашего урока «Краски осени». Я знаю, что вы все любите играть. Поэтому сегодня мы поиграем в игру «Художники и зрители». Под музыку Чайковского «Времена года» учитель читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» - О каком времени года это стихотворение? - Почему А.С. Пушкин называет осень «унылой порой»? - Но в то же время почему он говорит, что осень это пора « очей очарованье»? - Где лучше всего наблюдать за красотой природы (ответы детей)? - Хотите побывать на лесной полянке? Закройте глазки и прислушайтесь. Звучат в записи голоса птиц. - Ранним осенним утром мы отправились на лесную поляну. Лес встретил нас шорохом листьев, пением птиц и тёплым ветерком. Что мы видим кругом? Давайте спросим у «эха». У. - «Эхо» лесное спросить могу? Д. - Ау, ау, ау. У. - Куда это листья лесные пропали? Д. - Опали, опали, опали… У. - Травы лесные, где вы, не вижу? Д. - Ниже, ниже, ниже… У. - Цветы луговые, а вы всё цветёте? Д. - Что вы, что вы… У. - Так что же творится в лесу? - мы спросим. Д. - Осень, осень, осень… - Сегодня сама природа будет нашим учителем и узнает, кто из вас лучший знаток природы. - Работа над выделением характерных признаков каждого осеннего месяца.
- Какие осенние месяцы вы знаете (ответы детей)? В каждом месяце у природы свои краски, свои признаки. Составьте из разрезных частей картину природы и расскажите, какие признаки осени на ней изображены. Дети работают в парах: первый ряд - выделяют признаки ранней осени, второй - золотой, третий - поздней После обсуждения делаются следующие выводы:
1. сентябрь - период ранней осени;
Ученик читает стихотворение И.А.Бунина «Есть в осени первоначальной…».
2. октябрь - период золотой осени; Ученик читает стихотворение И.А.Бунина «Лес, точно терем расписной». 3. ноябрь - период поздней осени. Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…». - Нам предстоит красками передать в своих работах отличительные признаки каждого осеннего месяца, подобрать для своего дерева нужную одежду. - Физминутка. Мини-этюд.
- Давайте вырастим своё дерево. Учитель показывает движения, а дети повторяют. - Представим, что мы - маленькое семечко. (дети садятся, сжавшись в комочек) - Природа очень бережно относится к семенам, поливает их дождичком, пригревает солнышком. Семечко начинает прорастать. (дети поднимаются) - Появляется стебелёк, он растёт, растёт, появляются веточки с почками. (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки) - И вот радостный момент, почки лопаются и появляются листочки (дети поднимают руки вверх и разжимают кулачки) - Дерево хорошеет, любуется собой, своими друзьями-соседями (дети поворачиваются друг к другу и улыбаются) - Дотрагивается до них своими ветвями (дети тянутся руками друг к другу) - Но с приходом осени листочки опадают (дети опускают руки вниз) - И дереву становится грустно (дети садятся за парту) - Чтобы наше дерево не грустило, давайте оденем его в красивую одежду. - Выбор цветового решения.
- Сейчас каждый попробует себя в роли художника. Про художников говорят, что они не рисуют, а пишут красками. Посмотрите, как художники изобразили признаки ранней, золотой и поздней осени в своих работах, какие краски они использовали. Они вложили в эти картины свои мысли, чувства и настроение. (дети рассматривают иллюстрации картин художников). - Пусть каждая группа выберет своё цветовое решение. Дети работают в группах, выбирают карточку с нужной цветовой гаммой (первый ряд - тёплые тона, второй ряд - яркие насыщенные цвета, третий ряд - холодные тона). - Выполнение работы.
Дети раскрашивают красками свои деревья, используя выбранные тона (трафарет дерева заготовлен заранее). - Анализ работ.
Каждый ряд выходит к доске со своими готовыми работами и обосновывает свой выбор цвета. - Составление композиции по заданному сюжету.
Учитель - Я тоже попробовала себя в роли художника. Посмотрите на мои работы (три картины прикреплены к доске). Это только этюд - зарисовка отдельного фрагмента картины. Давайте составим композицию и добавим к этюду другие признаки каждого периода осени. С каждого ряда выходит группа детей и добавляет необходимые детали (первый ряд - зелёная травка, солнышко, второй ряд - падающие листья, стаи улетающих птиц, третий ряд - тучи, дождик, лужи). - Музыкальная композиция с элементами подражания.
- Осенью птицы собираются в стаи и прощаются со своими родными местами. Давайте и мы с вами, как птицы, попрощаемся со своей лесной поляной. Дети встают в круг, звучит музыка, дети подражают полёту птиц. - Итог урока.
- Интересно было вам побывать на лесной поляне? На следующем занятии мы дорисуем наши этюды, используя те знания, которые получили сегодня.