Исследовательская работа учащегося «Влияние музыки на настроение человека»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Тюменяк

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

НОМИНАЦИЯ «НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ»











Выполнила Гизатуллина Азалия,

ученица 3 класса

Руководитель Шабиева Л.С.,

учитель начальных классов








Туймазы 2014 Содержание


I.Введение II.Основная часть: 1. На что влияет музыка 1.1. Понятия «классическая музыка», «рок-музыка», «духовная музыка» 1.2. Влияние музыки на развитие личности 2. Экспериментальная работа 2.1. Социологический опрос

2.2. Влияние классической музыки и рок-музыки на умственные способности учащихся 2.3. Творческие работы учащихся III.Заключение IV.Список используемых источников V.Приложение


























I. Введение. Музыка окружает нас повсюду: в дуновении ветра и в сигнале автомобиля, в сложной увертюре и в простой колыбельной. Кто-то считает музыку наукой, кто-то религией. Но и те, и другие сходятся во мнении, что музыка - это настроение, воплощенное в звуке. С древних времён музыка признавалась важным средством формирования личности человека, его духовного мира. «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи»1. (Аристотель) В наше время ученые и психологи в результате проведенных научных исследований выяснили, что музыка оказывает сильное влияние на человека. Каждому из нас нравятся различные музыкальные композиции. Современные исследования свидетельствуют о том, что духовная музыка оказывает огромное воздействие на общее развитие: совершенствуется мышление, человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, кроме того оказывает лечебное воздействие на человеческий организм.2 Меня часто спрашивают: «Почему ты всегда такая веселая и задорная?». Наша семья тесно связана с музыкой: папа Гизатуллин Мунир Мугалимович пишет музыку (он и композитор, и исполнитель), мама Гизатуллина Лейсан Фаязовна -пишет слова к песням, я тоже принимаю участие в музыкальных конкурсах: исполняю песни на русском и родном татарском языках. В данной работе мы попытаемся выяснить особенности музыки и определить ее влияние на настроение детей. Тема: «Влияние музыки на настроение человека». Тема на сегодняшний день очень актуальна. Музыка предназначена не только для развлечения, но и обладает способностью оказывать заметное воздействие на состояние человека. База исследования: МБОУ СОШ с. Тюменяк. Предмет исследования: эмоциональное состояние учащихся. Объект: изменение настроения детей под воздействием музыки различного характера. Цель исследования: выявить какое влияние оказывает музыка на эмоциональное состояние учащихся; рассмотреть возможность воздействовать с помощью классической и духовной музыки для улучшения настроения детей. Задачи исследования: изучить литературу по теме исследования; провести социологический опрос; подготовить экспериментальный материал; провести эксперименты; сделать выводы. Гипотеза: убедиться в том, что музыкальные композиции различных стилей оказывают разные воздействия на человека. Методы исследования: изучение литературы, слушание музыкальных произведений, проведение экспериментов, социологического опроса, обработка данных. Практическая значимость: работа представляет интерес для учащихся, учителей, родителей; может быть использована для проведения уроков искусства, классных часов, бесед. II.Основная часть 1. На что влияет музыка 1.1. Понятия «классическая» и «духовная музыка», «рок-музыка». В этом разделе мы рассмотрим основные понятия, которые имеют непосредственное отношение к проблеме нашего исследования. Классическая музыка - музыка, являющаяся эталоном (образцом) в мировой музыкальной культуре.3 Рок-музыка - эксцентрическая эстрадная музыка, исполняемая в быстрых ритмах, обычно на электронных инструментах, с участием голоса.4 Духовная музыка представляется как серьёзное, глубокое содержание произведения музыкального искусства, в котором мир воплощается в высоких образах и потому требует особой культуры восприятия, это музыка, связанная с текстами религиозного содержания5. 1.2. Влияние музыки на развитие личности Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека. Любая музыка рождает эмоции, побуждает к действию. Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Классическая музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт духовные впечатления; улучшает память; продлевает жизнь6. Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, физическим и духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет «сделать их лучше».7 Музыкой, оказывающей благотворное воздействие на душу человека, является духовная музыка. Она приносит вдохновение, усмиряет гнев, прогоняет злость, успокаивает больных, утешает в горе, облегчает страдания, она доставляет радость.8 Агрессивная музыка ошеломляет, оглушает человека. Она не способна нести в себе добро, травмирует души, вводит их в мир зла, и в результате мы видим проявление агрессии, жестокость, насилие. Подведем итог теоретической части. Данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий. Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. 2.Экспериментальная работа по определению влияния музыки на настроение человека Получив информацию о влиянии музыки на человека, мы провели несколько экспериментов. Цель: определить музыкальный круг интересов учащихся 3 класса, а так же воздействие музыки на их эмоциональную сферу. 2.1. Социологический опрос. В октябре 2013 года был проведён социологический опрос по выявлению музыкальных интересов учащихся. По 1 вопросу: «Какая музыка вам больше нравиться?» результаты исследования показали, что детям больше нравиться классическая, духовная музыка - 87,5%, веселая, задорная и музыка из мультфильмов - по 62,5%, грустная, печальная и современная популярная музыка - по 25%, рок-музыка - 12,5% (приложение № 1). На 2 вопрос: «Как вы думаете, влияет ли музыка на душевное состояние человека?» 100% опрошенных ответили - «да» (приложение №2). 3 вопрос: «Какая музыка оказывает положительное влияние на человека?» Результаты исследования показали, что положительное влияние на человека оказывает классическая, духовная музыка и веселая, задорная - по 87,5%, музыка из мультфильмов - 37,5%, современная популярная музыка - 25%, грустная, печальная и рок-музыка - по 12,5% (приложение № 3). На вопрос: «Какое влияние на вас оказывает музыка?» учащиеся ответили, что при звучании классической, духовной и веселой музыки у них веселое настроение, а от агрессивной музыки появляется нервозность, головная боль, настроение ухудшается (приложение № 4). 2.2. Эксперимент «Влияние классической и рок-музыки на умственные способности учащихся». Для эксперимента мы приготовили 3 варианта примеров, подобрали музыкальные композиции. Он проводился в три этапа: 1этап - решение примеров в полной тишине; 2 этап - задания выполняли при прослушивании классической музыки; 3 этап - при прослушивании тяжелого рока. Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения примеров и количество правильных ответов. Сравнив полученные результаты, мы получили следующие данные: сравнивая правильность выполнения заданий, мы заметили, что наибольшее количество правильных заданий (71,4%) выполнено при прослушивании классической музыки. 57,1 % правильных ответов получено при решении примеров в полной тишине. И только 28,6% правильных ответов получено при прослушивании рок-музыки. Также мы увидели, что на выполнение 3 части заданий затрачено меньше всего времени, так как тяжёлый ритм этой музыки не дал возможности сосредоточиться и подумать над вычислениями (приложение № 5). 2.3.Творческая работа. Поскольку, результаты первого исследования показали, какую музыку слушают школьники, необходимо было выяснить, какое воздействие оказывает музыка на настроение учащихся. На уроках музыки ребята выполняли творческое задание. В ходе эксперимента им было предложено нарисовать рисунки: а) после знакомства с классическими и духовными музыкальными произведениями 9 ; б) после прослушивания музыки в стиле «рок»10. В результате проведённой работы было выявлено благотворное воздействие классической, духовной музыки на эмоциональное состояние школьников. Об этом свидетельствуют светлые, позитивные рисунки (приложение № 6). Также мы проанализировали рисунки, которые были выполнены учащимися после прослушивания музыки в стиле «рок». Об изменении настроения в сторону агрессивности свидетельствуют рисунки с преобладанием темных цветов (приложение № 7). III.Заключение Музыка способна сделать мир прекрасней, а человека совершенней. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное, делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как человек понимает, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное, во многом зависит его взаимоотношения с людьми. В своей работе мы попытались показать важность и необходимость приобщения учащихся к хорошей музыке для развития нравственных качеств. Наша гипотеза нашла своё подтверждение: мы убедились, что музыка влияет на настроение человека, а гармоничная классическая музыка и духовная музыка оказывают положительное влияние на учащихся. Дети становятся спокойнее, сдержаннее, терпимее. Планируем продолжить данный эксперимент в следующем учебном году с целью приобщения учащихся к классической музыке и музыке духовной, а так же способствовать расширению музыкального кругозора учащихся и формированию их духовной и нравственной культуры.
IV.Список используемых источников
Интернет-ресурсы: 1.arianamusic.ru/ 2. dethor-tver.ru/issl1.html 3.kravtsoval.ucoz.ru/publ/10-1-0-18 4.http:/liveinternet.ru/users/fancy_men/profile 5. muzofon.com/ 6. mxk-guru.narod.ru/ 7. ololo.fm 8. orthos.org/grodno/publ/duh_muss.htm 9. rtwiki.iteach.ru/index.php/ 10. slovar-vocab.com/ 11. create-daydream.narod.ru/ 12. chitalnya.ru/ 13. wiki.gimc.ru
Литература: 1.Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988. 2.Картавцева М.И., Чернышова И.С. «Уроки мировой художественной культуры», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2003, с.167, 174. 3.Кочубей Б.И., Новикова Е. В. «Эмоциональная устойчивость школьника.» М.: Знание, 1996.

1 mircitaty.com/

2 http:/liveinternet.ru/users/fancy_men/profile

3 arianamusic.ru/

4 chitalnya.ru/

5 chitalnya.ru/ 6 http:/liveinternet.ru/users/fancy_men/profile

7 create-daydream.narod.ru/ 8 http:/liveinternet.ru/users/fancy_men/profile

9 muzofon.com/

10 muzofon.com/

© 2010-2022