ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Увеличение потока информации, подлежащей усвоению, ускорение темпа прохождения учебных тем влечет за собой значительное повышение требований к ученику и серьезное возрастание нагрузки на его мыслительный аппарат. Успешное выполнение обучающимися учебных заданий предполагает необходимость развития логического мышления, способности к анализу и синтезу, умения сравнивать, обобщать делать выводы, переходить от действий по образцу к самостоятельным поисково-творческим действиям. Формирование данных умений у обучающихся успешно реализуются посредством курса внеурочных занятий «Эрудит», который я веду третий год. Педагогическая идея курса «Эрудит»: формирование у обучающихся практического навыка логического мышления, умения открыто выражать и отстаивать своё мнение, быть готовым к принятию нового опыта и исследованию мира. Занятия данного курса помогают мне решать следующие задачи: 1. формирование у обучающихся мотивационной сферы для познания окружающей действительности; 2. формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве; 3. развитие познавательной активности, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся; 4. развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации, развитие умения проводить самостоятельные наблюдения; 5. воспитание у младших школьников позитивного эмоционально-ценностного отношения к курсу, чувства сопричастности пробуждения познавательного интереса. Формы работы на занятиях различные: групповые, массовые и индивидуальные. В малых и больших группах дети учатся обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы (коммуникативные УУД). Совместная работа дает возможность детям увидеть проблему с разных сторон, повышает интерес к проблеме, удовлетворяет потребность детей в признании и уважении собственного мнения одноклассниками, формирует качества социальной и личностной компетентности. На занятиях использую следующие методы работы: игровой, частично-поисковый, исследовательский, мозговой штурм. Игра вызывает у детей большой интерес и массу положительных эмоций, помогает детям своевременно занять внутреннюю позицию школьника и постепенно перейти от игры к учебе (личностные УУД). Игра всегда имеет значимый интеллектуальный результат, способствует созданию благоприятного эмоционального микроклимата в детском коллективе, повышает самооценку детей; снижает тревожность. Мозговой штурм использую для стимуляции высказываний детей по проблеме без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений (коммуникативные УУД). Данные методы работы способствуют формированию регулятивных УУД - ведь выполняя «хитрые» задания, дети находят и формулируют учебную проблему, высказывают свою версию, предлагают способ решения задания. Исследование и поиск информации для решения проблемы или задачи предполагает нахождение новой информации, переработку, отбор и оформление ее в разных формах - познавательные УУД. Для смены видов деятельности во время занятия приемы работы чередуются: 1. теоретические (рассказ, беседа, сообщение); 2.практические (ролевые игры, выполнение тестов и заданий, составление кроссвордов, экскурсии, проектная деятельность, олимпиады, работа с источниками информации). К каждому занятию мною разработаны дидактические материалы. Задания и упражнения на внеурочных занятиях даю детям с учетом знаний, умений, навыков, приобретаемых ими параллельно на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, ИиИКТ и др. предметах. Знакомясь с универсальной логической основой мыслительных действий на занятиях «Эрудит», дети используют приобретенные умения, перенося их из одной учебной ситуации в другую, ориентируясь в системе своих знаний (познавательные УУД). Курс «Эрудит» построен по цикличной схеме. Представленные к изучению логические приемы ежегодно повторяются на более высоком уровне сложности с углублением правил их применения и расширением практики их использования. Курс «Эрудит» органически сочетает задания, влияющие на становление как наглядно-образного, так и словесно-логического мышления школьников, позволяя гармонически развивать способности детей. Задания интеллектуальной разминки (блиц-турниры, игра «Да - нет», магические квадраты, веселый счет, задачи в стихах, загадки, задачи-шутки), которые идут в достаточно высоком темпе, использую с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов. Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. К ним относятся задания: игры со словами, игры с числами, «крылатые выражения», «Занимательный словарик», «Весёлая грамматика», «хитрые» задачи. Интегративные задания (интеллектуальные игры, игры-путешествия, викторины, «Город мастеров», КВНы, игры-марафоны, клуб «Почемучка») позволяют выявить интересы обучающихся по предметам. Дети применяют свои умения в разных областях знаний. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания: логические задачи, игра «Шифровальщики», «Цепочка слов», анаграммы, шарады, блок-схемы, алгоритмы. Для разностороннего развития обучающихся кроме логико-математических задач, развивающих абстрактно-логическое и пространственно-образное мышление, предлагаю задания, дающие знания в области способов запоминания, сенсорного и речевого развития, обогащения эмоций и др. Тем самым предоставляю детям возможность проявления их литературных, драматических, организаторских, математических способностей. В ходе решения проектных задач, обучающиеся осваивают способы проектирования как основы будущей проектной деятельности на уровне основного и среднего общего образования. Работая над проектом, мои ученики учатся работать в «команде», оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей, получают навык ориентирования в информационном поле (Личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД). Современные информационно-коммуникационные технологии помогают снижать дидактические затруднения у обучающихся, повышать их активность и инициативность, формировать информационно - коммуникационную компетенцию, позволяют воссоздать реальную обстановку деятельности, а также осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Поэтому активно использую возможности компьютера, интерактивной доски, документ-камеры, программы Proclass. Внеурочные занятия проводятся не только в классе, а также местом проведения могут стать библиотека, музей, актовый и спортивный зал. Подведение итогов реализации образовательной программы «Эрудит» подводится с помощью мониторинга. Овладение логическими знаниями происходит системно и эффективно. Мои обучающиеся занимают призовые места на олимпиадах различных уровней. Результатом успешной социализации обучающихся считаю активное участие моих учеников в конкурсах и проектах, научно-практических конференциях, направленных на формирование гражданской позиции, социально-культурной компетентности, сплочение ученического коллектива. Уровень сформированности УУД имеет положительную динамику, что свидетельствует о мотивационном интересе обучающихся к учебной деятельности. 100% родителей признали необходимость ведения и продолжения внеурочного курса «Эрудит». Одной из причин успешности моих учеников, я считаю, внеурочный курс «Эрудит», который закладывает основу формирования учебной деятельности обучающихся - УУД, которые необходимы обучающимся для дальнейшей социализации на новом уровне образования в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта.

© 2010-2022