• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект внеурочного занятия Я - исследователь во 2 классе по теме: Учимся проверять гипотезы и фиксировать результаты исследования

Конспект внеурочного занятия Я - исследователь во 2 классе по теме: Учимся проверять гипотезы и фиксировать результаты исследования

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь».
Тема: Учимся проверять гипотезы и фиксировать результаты исследования.
Цели: создать условия для постановки гипотез и их проверки; учить фиксировать результаты эксперимента с реальными предметами, делать выводы и сообщать о полученных результатах; формировать положительную мотивацию к занятиям учебно-исследовательской деятельностью. Планируемые результаты: Личностные - развивают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, получат ориентацию на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности. Предметные: умеют ставить и проверять гипотезы, фиксировать результаты эксперимента, делать выводы и сообщать о полученных результатах. Метапредметные: Регулятивные - умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; Познавательные - умеют осуществлять запись (фиксацию) полученной информации строить сообщения, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные - умеют формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, адекватно использовать речевые средства для решения поставленных целей, строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи. Оборудование: презентация, предметы для проведения эксперимента, маршрутный лист экспериментатора. Ход занятия:
  1. Психологический настрой на занятие.
В кругу. Обнялись и покачались. Улыбнитесь друг другу, теперь мы - команда. Почувствуйте тепло и поддержку друг друга.
  1. Актуализация знаний.
  • Вспомним методы исследования - инструмент любого исследователя.
(Сначала называют методы, показывая их условные обозначения, затем обобщают - по презентации: подумать самостоятельно, спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники), понаблюдать, посмотреть в книгах, энциклопедиях, посмотреть по телевизору (по теме исследования), получить информацию у компьютера, позвонить спросить у специалиста, провести эксперимент). Какой первый метод использует исследователь? ( Подумать самостоятельно) Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно. С какими методами исследования мы уже знакомы?
  • Чему ещё мы учились?
Мы учились правильно задавать вопросы, видеть проблемы и выдвигать гипотезы.
  1. Формулирование темы и целей занятия.
Как вы думаете, ребята, достаточно ли для исследования этих умений? Какими ещё умениями надо обладать, чтобы провести настоящее исследование? (Надо не только выдвигать гипотезы, но и проверять их, а также уметь фиксировать результаты проверки гипотез, уметь их сравнивать, делать выводы, а потом сообщать о полученных результатах). Сформулируйте тему и цели.
  1. Создание алгоритма своей деятельности.
  • Проведение мысленного эксперимента: фиксация результатов - вывод.
  • Проведение эксперимента с реальными предметами: гипотезы - проверка гипотез - фиксация результатов в матрице - выводы.
  • Сообщение о результатах своей деятельности.

  1. Проведение «мысленного эксперимента»
  • Как вы думаете, что такое «мысленный эксперимент»?
Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим - глазами, слушаем - ушами, думаем - головой. Рассмотрите рисунок На нём изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени? Какая тень соответствует каждому из изображённых геометрических тел?
  • Вывод: фигуре 1 соответствует тень b, фигуре 2 соответствует тень a, фигуре 3 соответствует тень c.
  • Фиксация результата в матрице.
Посмотрите, мы в уме, не работая с реальными предметами, сделали умозаключения, то есть провели мысленный эксперимент.
  1. Проведение эксперимента с реальными предметами. Фиксация результатов - выводов.
  • Но самое интересное, конечно же, проведение экспериментов с реальными предметами или моделями. Вы будете проводить большое количество всевозможных экспериментов на уроках физики, химии, биологии в старших классах. А сейчас мы тоже проведём один эксперимент. Определим «Плавучесть предметов». Работать будем в лаборатории учёных, по группам. Пройдите в свои лаборатории.
  • Назовите предметы, объекты. Зафиксировать результаты эксперимента нам поможет матрица оценки гипотез «Плавучести предметов» (см. Приложение).
  • Теперь нам надо выстроить гипотезы, по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут.
  • Проверим наши гипотезы. Чтобы было удобно, данные занесём в матрицу оценки гипотез.
  • Давайте продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы.
Все ли они лёгкие? (Нет, например, яблоко) Какой вывод можно сделать? Не обязательно плавающие предметы должны быть лёгкие. Все ли плавающие предметы одинаково держатся на воде? (Нет, не все. Тарелка утонет, если в неё попадёт вода. Картонная коробка утонет, когда намокнет.) Какой вывод можно сделать? Не все плавающие предметы одинаково хорошо держатся на воде. Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета? Будет ли плавать большой брусок? А пластилин, если мы придадим ему форму тарелки? Какой вывод можно сделать? Плавучесть предмета не зависит от размеров, но зависит от формы предмета. Что произойдёт, если мы соединим плавающие и не плавающие предметы. Они будут плавать или оба утонут? При каких условиях возможно и то и другое? Какой вывод можно сделать? Плавающие и не плавающие предметы будут плавать, если не плавающий предмет расположить внутри плавающего. Плавающие и не плавающие предметы утонут, если в тарелку наполнится вода. Молодцы, мы с вами сейчас провели эксперимент и, главное, сделали выводы.
  1. Сообщение «Интересно! О плавучести предметов!!! Из лаборатории учёного».
(Готовят сообщение по группам и выступают).
  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Какие цели ставили перед собой? Добились ли мы их выполнения? Чему научились? Было трудно? Почему? Было интересно? Почему? Захотелось ли вам ещё проводить эксперименты?
  1. Домашнее задание.
Тогда по желанию, дома проведите эксперименты с домашними животными. Это могут быть кошки, собаки или волнистые попугайчики. Можете составить матрицу эксперимента. Узнайте: Как относится животное к громкой музыке и мелодичной тихой музыке? Как животное относится к резким жестам, ласковым словам, грубым окликам? Любят ли петь и при каких условиях волнистые попугайчики? Можете нарисовать рисунок, и на следующем занятии мы обсудим ваши выводы.
  1. Самооценка.
А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Покачайтесь в кругу. Как вы думаете, мы были сегодня командой? Почему? А сейчас возьмите солнышки и тучки, которые лежат у вас на столе. Если было интересно, зажгите на доске солнышко, если наоборот, то - тучку. Спасибо за занятие, до новой встречи, ребята
© 2010-2022